А.П. Чехов дорог нам, прежде всего, своими ценностными ориентациями, отразившими необыкновенно тонко, глубоко и деликатно русскую жизнь последней трети XIX века. В изображении писателя перед читателями предстает таинственная прелесть русской природы, такая печальная и, вместе с тем, такая таинственно многообещающая, как тот тон прекрасной будущей жизни человечества, который маячит перед ним где-то в туманной дали, но который не придет сам по себе и который нужно добиваться цивилизованными способами, приемами, самим образом действия. О том, как это нужно делать, какими путями его нужно добиваться в разных произведениях А.П. Чехова постулируется неодинаково, имея однако отчетливо выраженную тенденцию конкретизации данного понятия к началу XX века.
На фоне этой прекрасной и печальной природы живут люди, «копошатся» и строят свои межчеловеческие отношения, проникнутые необыкновенной пошлостью, отсутствием продуманности, эмоциональной душевности и интеллектуального совершенства. Писателю, наблюдавшему эту жизнь и изображавшему ее на страницах своих художественных произведений, хочется сказать им о ее скверности, несовершенстве, о возможности ее улучшения, о том, что оно может быть только результатом их совместных и в то же время разнонаправленных действий.
В этом контексте А.П. Чехов необычайно дорог нам как талантливый бытописатель жизни различных слоев российского общества конца XIX века, раскрывший типичные стороны его жизни, воззрения на общественную жизнь широких слоев народа, в протесте против ее пошлости, в художественной убедительности А.П. Чехов дорог нам как писатель, необычайно тонко и талантливо изобразивший негативные стороны жизни российского общества, того, что в нем подлежало безусловному осуждению, исключению из жизни, того, что должно было быть заменено новой, прекрасной и совершенной жизнью.
Талант писателя, тонкость и точность его художественных оценок, совершенство его мировоззренческих ориентиров приводили к тому, что он, не навязывая читателю своих готовых смысложизненных ценностей, а также тех путей, которые вели к ним, добивался принятия их значительными слоями российского образованного общества и, прежде всего, центристской интеллигенцией страны.
Талант А.П. Чехова как писателя и драматурга сказывается в том, что он не рисует нам зримые контуры прекрасного будущего человечества, а также четко прочерченные пути, ведущие к нему, а ограничивается тем, что дает нам это будущее на эмоционально-чувственном, а не рациональном уровне, как тоску по желаемому идеалу социального совершенства. А.П. Чехов понимал, что скверная жизнь современного российского общества должна отойти в прошлое, а будущее должно представлять нечто неизмеримо более прекрасное во всех отношениях. Это небо в «алмазах», это клубок невыразимо дивных впечатлений. Он очень ценил вторжение красоты в нищенскую и духовно убогую жизнь современных ему людей. Он хотел по философски широко и масштабно осмыслить это будущее, показать основные составляющие красоты жизни. Каждый рассказ А.П. Чехова, каждая его повесть и пьеса необыкновенно ярко высвечивали ноту бодрости и любви к жизни, а эта последняя точно и вместе с тем изящно подбирала по крупицам те элементы политической программы, которая, в целом, так и не была создана А.П. Чеховым из-за кратковременности его жизни, пресекшейся как раз на грани двух эпох в жизни России (революция 1905—1907 гг.).
А.П. Чехов ценен нам как необыкновенно тонкий правдоискатель справедливых тенденций общественной жизни, как указатель путей, следуя которым можно достичь лучших условий жизни не только тогда, когда он жил, но и намного позднее. В этой связи возникает вопрос о том месте и значении, которое имели его поездки в Пермь и на восток страны.
Для того чтобы знать общественную жизнь во всех ее подробностях и опосредованиях, А.П. Чехов совершил в 1890 году поездку на остров Сахалин. Его пребывание в Пермском крае, связанное с этой поездкой, а особенно второй визит 1902 года, связанный с поездкой писателя во Всеволодо-Вильву, следует рассматривать не только как отдых и развлечение (рыбалка), а, прежде всего, как средство, позволяющее пополнить запас жизненных впечатлений писателя. А последние ему нужны были для того, чтобы на основании большего жизненного материала размышлять о смысле жизни, о том, как строить ее на гармонических основах, опираясь на большой конкретно-исторический материал.
Переписка А.П. Чехова с родными и близкими, а также книга очерков «Остров Сахалин» свидетельствуют о том, как внимательно и вдумчиво он наблюдал, собирал и изучал, а затем использовал в своих художественных произведениях собранный во время поездок материал. Социальная действительность восточной половины огромной Российской империи, несомненно, повлияла на его мировоззрение и творчество.
А между тем данная проблематика вплоть до последнего времени практически не была предметом специальных научных исследований и ограничивалась многочисленными газетными статьями, в которых освещались конкретные факты, связанные с пребыванием писателя в Перми.
Наибольшее значение для освещения фактов и мировоззренческих ориентаций, свидетельствующих о пребывании А.П. Чехова в Пермской губернии, имеют книга Д. Красноперова1 и материалы научно-практической конференции, посвященной памяти писателя, которая была проведена в Перми 19 октября 2004 года2. Коротко и фрагментарно освещаются поездки А.П. Чехова на Урал в биографической книге, написанной А. Бердником3.
В этой связи возникает масса вопросов, касающихся уточнения хронологии визитов А.П. Чехова в Пермский край, об уточнении некоторых фактов, касающихся их, о критическом использовании первоисточников, об отражении данных визитов в художественном творчестве писателя и т. п.
Материалы первоисточников по данной теме достаточно обширны и разнородны. Они позволяют более полно и обстоятельно осветить две поездки писателя в Пермский край, а также те мировоззренческие ориентации, которые вытекали из них. Отсюда возникает необходимость их научного анализа и классификации.
Прежде всего, это произведения А.П. Чехова. Они дают нам возможность, во-первых, проследить, как преломились впечатления от поездок в Пермь в творчестве писателя. Во-вторых, на основании художественного творчества писателя мы можем более точно реконструировать его ценностные ориентации как накануне поездок в Пермь, так и после них. В-третьих, поездки оказали существенное влияние на творчество А.П. Чехова в том смысле, что нашли отражение в ряде его художественных произведений. Если в художественных произведениях писателя общее изображается через единичное, отсюда возникает проблема типизации, которая является мерой таланта писателя, а его индивидуальность служит залогом истины, содержащейся в его произведениях. Если художественная канва произведения не может служить залогом правильного отражения событий, поскольку писатель имеет право на вымысел, то особую форму, с точки зрения ее фактической достоверности, как исторического и литературного источника, представляют письма. В переписке логически оформленная мысль прямо и непосредственно передает содержание, к тому же, как правило, спустя короткое время после происходящих событий: иногда несколько часов, реже — нескольких дней и, уж совсем редко, через более продолжительные сроки.
Эпистолярная форма первоисточников по теме нашего исследования представлена письмами А.П. Чехова, членов его семьи, его жены, его знакомых, друзей и близких к нему людей. Наиболее крупным собранием чеховских писем является полное собрание сочинений А.П. Чехова в 30 томах, из которых 12 томов составляют его письма. Из писем его близких наибольшее значение представляет переписка с ним его жены Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. С точки зрения точности и достоверности передачи информации, эпистолярная форма первоисточника характеризуется тем, что она зависит от временного интервала, имеющего место между временем прохождения события и временем написания письма. Чем больше этот интервал, тем меньше точность и адекватность содержащейся в источнике информации. Последняя в данном случае зависит от качества памяти. Особенности памяти зависят от личности корреспондента. В каждом отдельном случае они могут быть различными даже для одного и того же респондента, что зависит от его возраста и состояния здоровья. Возрастные особенности аутентичности передачи информации страдают неточностью, особенно у корреспондентов пожилого возраста — старше 80 лет. Данные таких корреспондентов особо нуждаются в проверке другими видами источников: архивными материалами, корреспонденцией других лиц, мемуарной литературой и т. п.
Последняя представляет субъективный вид источников, зависящий от личности их авторов. Их свидетельства зависят от общественно-политических взглядов, от возраста, от того временного интервала, который существует между временем происхождения события, в нашем случае от времени пребывания А.П. Чехова во Всеволодо-Вильве, и временем написания воспоминаний. В этом смысле, по нашей теме наибольшее значение имеют мемуары А.Н. Тихонова, печатавшегося в период социализма под псевдонимом Серебров. В период социализма субъективизм имел одну существенную особенность: субъективизм личности автора мемуаров в тот период времени нивелировался субъективизмом политики партии в отношении освещения определенных событий. В отношении А.П. Чехова партийная установка заключалась в том, чтобы использовать его юмор, направленный против порядков, существующих в царской России, показывать его не борцом за социализм, а как человека, как писателя, который если и не был демократом, то приближался к этому, все больше предчувствуя надвигавшуюся грозную для царизма революцию 1905—1907 гг. Мемуары обслуживающего персонала, управляющего имением Саввы Морозова, специфичны в том плане, что они были записаны работниками местного музея и, в сущности, представляют собой их сочинения; имеются в виду правка мемуаров, характер и направленность их вопросов, ответы на которые, в сущности, представляют такого рода воспоминания. Скудность информации, содержащейся в них, обусловлена тем, что они были записаны через 58 лет после происходивших событий.
Сопоставление и критическая проверка разных видов источников позволяет избежать ошибок и получить наиболее адекватную и соответствующую истине картину пребывания А.П. Чехова на Западном Урале.
Примечания
1. Красноперов Д. Я увез из Перми воспоминания // Письма, дневники, воспоминания, связанные с Пермским Прикамьем. Пермь: Кн. изд-во, 1989.
2. Памяти А.П. Чехова. «...И поехать не спеша в Пермь»: Материалы научно-практической конференции 19 октября 2004 г. Пермь, 2004.
3. Бердников Г. Чехов. М.: Молодая гвардия, 1978.
К оглавлению | Следующая страница |