Четверть века прошла после выставки «Памятники истории и культуры Перми в творчестве художников». На выставке был представлен дом, в котором останавливался А.П. Чехов, ныне давно снесенный. Рядом с домом демонстрировался пейзаж, на котором был изображен красивый деревянный особняк в стиле «модерн». Тогда этот теремок на улице Луначарского, 63 был еще «жив».
Пермский журналист В. Гладышев писал о том, что история строительства «теремка» связана с проектированием его архитектором Р. Карвовским. Местные старожилы назвали этот дом «домом трех сестер»1.
Красивое здание, расположенное в двух шагах от гостиницы, в которой жил Чехов, было разрешено сносить. Владимир Сергеевич подробно описывает, как на защиту памятника архитектуры встала общественность города Перми, как, в конце концов, было решено здание перенести «в другое место» на улице Кирова в заповедной зоне, где в нем разместилось областное общество охотников и рыболовов.
На мифической основе дом «Трех сестер» положил начало традиции, оказавшейся удобной для выражения вечных моделей личного поведения. Этот миф создал в Перми постоянно действующую традицию, пусть и в сказанной фантастической форме, о том, что Чехов отсюда вывез идею «Трех сестер», так страстно мечтающих уехать в Москву.
Вещественная реальность, связанная с пребыванием Чехова во Всеволодо-Вильве (ныне город Александровск) — это, прежде всего, дом управляющего имением Саввы Морозова, у которого останавливался писатель во время трехдневного пребывания у известного российского предпринимателя. Здесь же существует школа имени Чехова, которая была открыта во время приезда в поселок писателя. Общественность города Александровска не раз вставала на защиту этих памятников старины и культуры2.
Существенное значение в оформлении в Перми символического пространства, связанного с именем Чехова, имеют библиотека имени Чехова в Кировском районе города Перми, Дворец культуры и парк имени Чехова в Орджоникидзевском районе3.
В период социализма это белокаменное здание с просторными залами, множеством комнат для большого количества людей, работников завода «Камкабель», служило своеобразным храмом искусства, где они приобщались к разным видам художественного творчества. Здесь существовала масса кружков художественной самодеятельности. Корреспондент газеты «Вечерняя Пермь» Т. Коньшина писала о том, что более семисот человек занимались в одиннадцати взрослых и четырнадцати детских коллективах художественной самодеятельности4.
В условиях социализма, когда формирование личности было результатом разнонаправленного давления извне, такое массовое богатство и разнообразие форм влияния на личность давало несколько больший результат, поскольку создавало условия адекватности интересов личностной творческой самореализации и возможности ее осуществления в рамках художественной самодеятельности заводского дворца культуры. Отсюда и название Дворца культуры имени А.П. Чехова — «Цех культуры».
Здесь рождалось настроение работников завода, здесь они отдыхали после насыщенного трудового дня, здесь они в пределах дозволенного творили в тех формах искусства, в которых это тогда было возможно, разрешалось соответствующим партийным комитетом.
После наступления ярких и насыщенных свободным народным самовыражением перестроечных дней жесткая система кружков развалилась. Осталось то, что работало на энтузиазме, а не на принуждении.
Примером добровольной организации художественной самодеятельности является фольклорный ансамбль «Рябинка». Он стал ведущим коллективом Дворца культуры имени А.П. Чехова; без него не обходится ни один областной фестиваль народного творчества. «Кружит пестрый хоровод среди раскидистых зеленокудрых красавиц парка имени Чехова, — писала газета «Вечерняя Пермь». — А песни-то льются под гармошку, да так и бередят душу. Льется звонкая и задушевная прикамская песня». Она хватает за сердце то своей задушевной печалью, то зажигательным переплясом. Так поет уральская душа...5
Однако не только песенным творчеством известен прославленный коллектив, связанный с Дворцом культуры, носящим имя знаменитого писателя. В нем происходят и другие, существенно значимые для населения города и района, мероприятия.
27 июля 2000 года во Дворце культуры имени Чехова открылся Пермский общественный благотворительный фонд «Доверие». Президент фонда Геннадий Гилев считает, что главная цель фонда — объединение людей для совместной борьбы с трудностями, а также возрождение в них веры в собственные силы.
Газета «Вечерняя Пермь» писала о том, что в этот же день в парке культуры имени Чехова прошла первая крупная благотворительная акция фонда — благотворительный обед на 400 человек. Президент фонда Геннадий Гилев подчеркивает, что этого «маловато, однако, он утверждает, что самое трудное заключается в том, чтобы начать, а потом люди откликнутся и помогут6.
Газета отмечала «отзывчивость» жителей Гайвы. Они уже в день раздачи первого благотворительного обеда трудились рука об руку с добровольными помощниками. Среди них были и матери семейств, и школьники, и студенты, и курсанты Пермского военного института, которые привезли полевую кухню и сами раздавали обеды. Конечно, первый благотворительный обед вызвал неоднозначную реакцию среди пенсионеров поселка Гайвы. Некоторые из них высказывали пожелания о разнообразии меню, о том, чтобы вместо каши давали котлеты с рисом и т. п.
Благотворительный обед особенно сильное впечатление произвел на подростков. Оно характеризовалось резким переходом от легкомысленного настроения — зачем это нужно — «к искренней» заботливости при виде беспомощных старичков, некоторые из них не могли самостоятельно устроиться за простыми деревянными столами. Не все у них получалось, не было должного опыта, зато было горячее желание помочь. Некоторые из подростков впервые видели, какой беспомощной бывает старость, и как необходима в таком случае поддержка пожилым людям со стороны молодежи.
Руководители фонда «Доверие» ставили перед собой задачу научить молодежь душевной чуткости и отзывчивости. 22 июля 2000 года на стадионе «Кабельщик» проходила организованная фондом «Доверие» дискотека. Здесь каждому нашлось занятие по душе. Особенно довольны были победители разных спортивных конкурсов.
Работники фонда стремились помочь людям и добрым словом, и конкретными делами. Фонд планировал открытие социальной столовой и магазина, увеличение материальной поддержки школ и больниц, организацию детского досуга и обеспечение юридической помощи жителям поселка Гайва.
Руководители фонда «Доверие» хотели многого. Они рассматривали свою деятельность как стартовую площадку для создания второго социального бюджета города с собственной структурой из добровольных помощников7. Однако многое осталось на уровне благих пожеланий. Мероприятия, заманчиво звучащие вначале, затем прекратили свое существование. Причина одна — нет средств. Для нас важно то, что такие прекрасные мероприятия берут свое начало из Дворца культуры, носящего имя великого русского писателя.
Пермский поэт Владимир Радкевич посвятил визиту в наш город известного писателя прекрасные стихи «Чехов на Каме». Именно по этой великой реке писатель приехал в Пермь. Необычайное богатство языка, блеск метафор и сравнений, энергия и темп волевого напора, с которым поэт писал стихи, с большой силой ощущаются каждым, кто читает эти стихи. Однако предоставим слово самому автору.
Чехов на Каме
Река бурлила недовольной плотью,
Плевала проплывавшие плоты,
На встречной барке лоцмана лохмотья
Вопили о всевластье нищеты.Вода была коричневой от глины,
Весенний ветер сыростью пропах,
Еще белели снежные плешины
На голых, — тоже нищих, — берегах.Но коль Урал в своей безгласной шири
Еще богоспасаем и хвалим,
То что там за воротами Сибири?
И где твое начало, Сахалин?А с крутизны
Собор глядел с опаской,
Насторожив свои колокола,
На Каму, что бурлящей опояской
У города торгового межа...Не развиднялось.
Мелкий дождик крапал.
И человек — начало всех начал,
С кулями соли пробегал по трапам
И, кажется, дождя не замечал,И открывалась пристальному глазу
Реки непокоренная краса.
И уж не дождь, а чистые алмазы
На Чехова роняли небесаЗачем же так непоправимо
Сжигать себя в твоем огне?
И ты опять проходишь мимо,
Ты вне меня, но ты — во мне!Мне о тебе спешат поведать
Таежный шум и камский всплеск,
Когда в глазах твоих победных
Я вижу влажный звездный блеск.Но ты опять отсрочки просишь,
Тайком слезинку оброня...
И целый мир с собой уносишь,
Когда уходишь от меня8.
Этим прекрасным стихотворением мы закончим тему «Чехов и Пермский край».
Примечания
1. Гладышев В. «Дом трех сестер» // Звезда. 1989. 3 сент.
2. Белов Р. Дом с мезонином // Звезда. 1975. 10 дек.
3. Коньшина Т. Есть на заводе «цех культуры» // Вечерняя Пермь. 1984. 14 февр.
4. Там же.
5. И поёт уральская душа // Вечерняя Пермь. 1997. 13 нояб.
6. С верой в свои силы // Вечерняя Пермь. 2000. 27 июля.
7. Там же.
8. Вечерняя Пермь. 1976. 2 окт.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |