Вернуться к Цзинь Тяньхао. Пейзаж и тема природы в творчестве А.П. Чехова

Выводы по третьей главе

Формы природоописаний в русской литературе изменяются, развиваются. Это могут быть мифологические воплощения её сил, поэтические олицетворения, описания животных, растений, и, наконец, пейзаж.

Исследование темы природы — проблема довольно трудная в силу ее тематического разнообразия. Анализ темы природы в творчестве Чехова позволяет сделать следующие выводы:

В своих произведениях Чехов проявил себя как знаток, любитель и ценитель всех природных проявлений. Времена года, погода, растительный мир, различные животные нашли свое место во многих произведениях писателя. Образ русской природы занимает важное место в творчестве Чехова.

В ходе исследования мы установили связь природы и человека в творчестве Чехова. С помощью пейзажа писатель рассуждает и на философские темы.

Также рассмотрена экологическая проблема в творчестве писателя.

Помимо того, дан подробный и системный анализ сквозных образов природы у Чехова.

Для чеховского восприятия природы характерны ее равнодушие, бессмысленность существования и динамичность. Говорил Чехов, что природа не имеет смысла, не знает добра и жалости, равнодушна к человеку.

И в пейзаже Чехова динамика преобладает над статикой. Природа дается во временных, постоянно новых состояниях в произведениях Чехова. Таким образом, пейзаж запечатлевает трепетный, меняющийся облик мира. Динамичность чеховской природы проявляется и в переходе от зимнего сна, смерти природы к весеннему пробуждению, возрождению.

Отдельный параграф посвящен теме «Чехов и географический детерминизм». В этом параграфе систематизированы высказывания Чехова об обусловленности географическими факторами русского характера, истории России, преобладающих в социуме настроений и показано, как и в каких формах в его произведениях реализуются идеи географического детерминизма. В связи с этим мы приводим фрагмент письма Чехова Григоровичу (в нем писатель в суровом климате, просторе равнин и т. п. видит причины русской апатии и самоубийств), а затем показываем, как эти идеи ретранслируются в рассказах «Жена», «В родном углу», «Невеста» и других. Идеи географического детерминизма, по нашим наблюдениям, озвучиваются, во-первых, в прямых высказываниях героев, которые связывают свои депрессивные состояния с особенностями русской природы, во-вторых, на эту идею работает чеховский пейзаж-настроения, когда беспредельные, монотонные пространства как бы поглощают человека, лишая его воли к действию, в-третьих, важны упоминания в произведениях и письмах Чехова имен философов, ученых — приверженцев идей географического детерминизма. Так, например, в произведениях писателя звучит имя Г.Т. Бокля, считавшего, что главными факторами, определяющими развитие общества, являются еда, климат, почва и природные явления. Помимо того, в работе дан обзор ряда трудов русских философов и ученых, высказывающих аналогичные мнения. Цитируются труды И. Мечникова, Н. Бердяева, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского и других.

В разделе доказывается, что географический детерминизм как философская концепция оказал влияние на творчество Чехова, а потому его необходимо учитывать при изучении мировоззрения писателя и при анализе темы природы в его произведениях.

В параграфе, посвященном образу птиц в драматургии Чехова рассматривается роль образа птицы в драматургии писателя. Целью раздела является выявление особой значимости образов птиц при исследовании идиостиля Чехова. Мы подробно останавливаемся на связи между авторским замыслом и образами разных птиц, периодически меняющими свое значение в контексте драматургии А.П. Чехова. Исследуем значимость образа птицы в творчестве Чехова, доказываем, что образы птиц в пьесах писателя объединяет нечто общее. Это понятия «мечта» и «свобода», входящие в чеховский идеал человека. Образ птицы не только представляет собой конкретную образно-стилистическую величину и вмещает в себя ассоциативно-символический смысл, но и играет определенную роль в чеховской системе создания персонажей.