При написании данного раздела диссертации использовалась собственная публикация: Цзинь Т. Образы птиц в драматургии Чехова // Вестник Пятигорского государственного университета. Пятигорск, 2021. № 1. С. 57—60.
Большое значение имеет образ птицы в драматургии Чехова.
Образ птицы давно уже появился в русской литературе как образ, связанный со свободой, мечтой, красотой, чистотой и беззащитностью. Птица — символ стремительности и легкости, смиренности и музыкальности. Птица и часто является олицетворением человеческой души.
В драматургии Чехова нередко встречаются упоминания птиц. Это птицы средней полосы России, такие как лебедь, журавль, сова, гуси (гусак), цапли, филин, чайка, сокол, чиж, коршун, голубь, петух, ворон и скворец.
С одной стороны, образы птиц и орнитологическая символика воссоздают в драмах Чехова черты природного окружения персонажей.
Но, с другой стороны, вызывая целый комплекс образных ассоциаций, птицы становятся знаками сложных и противоречивых человеческих чувств. Орнитологические образы включаются в чеховскую систему создания персонажей. Птица может быть олицетворением человеческой души. К тому же образ птицы связан с чеховским идеалом человека. Образ вольной птицы совпадает с вечным стремлением человека к свободе, к мечте.
Рассмотрением темы образной орнитологии в драматическом наследии А.П. Чехова исследователи занимаются уже давно. Большинство ученых концентрируют внимание на пьесе «Чайка». Несомненно, что именно в этом произведении Чехова образ птицы особенно важен. Однако следует подчеркнуть, что упоминания птиц встречаются почти во всех пьесах Чехова. Сверх того, образ птицы обычно ассоциируется не с одним персонажем, а с несколькими персонажами в некоторых пьесах Чехова. И эти персонажи могут составлять контраст, создаваемый в том числе с помощью образа птицы, либо с помощью изображения отношения персонажей к птицам. В связи с этим образ птицы может играть уникальную роль в чеховской системе создания персонажей.
Птицы упоминаются впервые в драме «Иванов». Сова упоминается в ней целых пять раз. Для земского врача Львова дом Иванова представляется «совиным гнездом». Львов считает, что жена Иванова Анна Петровна живёт в «совином гнезде», и спрашивает: «Зачем вы здесь? Что общего у вас с этим холодным, бездушным» [Чехов XI: 321].
Сова связана с образом Анны Петровны. Она три раза жалуется на крик совы. Крик совы — это едва ли не все, что остается в тяжелой жизни бедной женщины. Её муж увлекся другой женщиной, Сашей: «а она... сидит в саду и слушает, как сова кричит...» [Чехов XI: 322]. Согласно примете, крик совы предвещает беду, несчастье. Также сова соотносится с мотивом ночи и тьмы. Печальный крик её сгущает беспокойство в атмосфере пьесы.
В отличие от Анны Петровны, молодая красивая Саша предстает как «пташка к свету». Птица к свету символизирует надежду, свободу и счастье. Именно Саша приносит надежду и оживление в вялую жизнь Иванова.
В «Иванове» присутствует и образ птицы в песне. На кухне бал и поют песню «Чижик»: «Чижик, чижик, где ты был? Под горою водку пил». Чиж — певчая птица. Слушая веселую песню кучеров и кухарок, Анна в одиночестве ещё более чувствует себя брошенной женщиной.
Слова, отсылающие к птицам, также присутствуют в пьесе. Например, «ворковать» (как голубки) значит «ласково, нежно говорить с кем-либо»; производное от слова голубь (голубочка) используется «при ласковом обращении к близким»1. Авдотья называет приветливо Бабакину голубочкой и белым лебедем, а мужчин — ясными соколами. Здесь образ сокола, скорее всего, выступает символом свободы и отваги, и наделен явно позитивной коннотацией. А для комического и ироничного эффекта в пьесе встречаются и сравнения женихов с мокрыми петухами, и сравнение Шабельского с «вороной, кра-кра». А Львов с возмущением называет пошлых и бездушных людей коршунами. Образ коршуна в данном контексте имеет отрицательный оттенок и ассоциативен с жестокостью, злобностью и безрассудством. Можно сказать, что с помощью использования слов, обозначающих птиц, характеризуются персонажи пьесы. Такой приём используется и в комедии «Чайка». Например, для того, чтобы подчеркнуть свою моложавость и энергию, Аркадина сравнивает себя с цыпочкой.
«Чайка» является пьесой о трудном пути художника, о таланте и творчестве, о любви и жизни. Образ чайки играет большую роль в этой пьесе.
В романтической литературе чайка часто предстает как символ свободы и смелости. Одновременно распространяется легенда о безутешной вдове, превращающейся в чайку. В этой легенде чайка становится символом огорчённой души. Крик у неё печален.
Чеховская чайка, с одной стороны, гордая, вольная птица, символ чистоты и красоты. Чайка олицетворяет собой сердечное стремление к поставленной цели. По мнению О.А. Чуреевой2, чеховская чайка и является символом творчества и невинности. Но, с другой стороны, чеховская чайка — одинокая, несчастная птица, которая неумолчно кричит и кружится над озером. Это символ любви, невозвратимо уходящей. Образ чайки заключает в себе глубокий смысл. По мнению Л.А. Иезуитовой3, в пьесе «Чайка» «одни персонажи становятся «крылатыми», «музыкальными», а другие — «бескрылыми», «прозаическими»». Данное суждение подтверждает верность нашей гипотезы о тесной связи образов птиц не с одним персонажем, а с несколькими персонажами в отдельных пьесах Чехова.
Чайка объединяет почти всех основных действующих лиц пьесы. Как отметил В.В. Гульченко, «само название птицы чайки производится от глагола «чаять», обозначающего «надеяться». Как Сорин определяет себя — «он человека, который хотел»»4. Все персонажи пьесы чего-то хотят. Но никто не достигает желаемого.
Чехов прямо обозначает Нину как чайку, она говорит: «меня тянет к озеру, как чайку» [Чехов XIII: 11]. И письма свои она подписывает «Чайка». Во втором действии к ее ногам Треплев кладет убитую им чайку. Сочетание слов «убить» и «чайка» появляется и в конце пьесы: «Меня надо убить... Я так утомилась... Я — чайка...» [Чехов XIII: 78]. Но Нина девушка терпеливая и смелая. Она хочет стать большой актрисой и не оставляет свою мечту. Она выстоит при столкновении своей мечты с пошлостью провинциального театра. Наша героиня отвергает предсказание, что она — убитая чайка, так как она верит в то, что истинный смысл жизни находится в неустанном труде. У неё есть умение терпеть, есть воля, есть знание жизни и есть своё счастье.
Считаем необходимым остановиться и на том, что ассоциация Нины с чайкой усиливается и с помощью символики цвета. Нина — девушка в белом. («Нина, вся в белом», «когда вы были в светлом платье»). Белый цвет служит связующим звеном между образом Нины и образом чайки. Белый — цвет пера чайки, цвет чистоты и невинности. Как известно, произведения Чехова полны контрастов. Белое и черное часто находятся рядом. В данной пьесе это образ Маши — девушки в черном. У Маши тяжелая, безнадежная жизнь. Её любовь к Треплеву кончается трагично. Черный цвет — цвет траура, траура по её несчастной жизни. Несмотря на яркое сопоставление «белой» Нины и «чёрной» Маши в самом начале пьесы, эти две девушки имеют сходные черты: живут около озера с детства; и Нина, и Маша влюбляются в Треплева; девушки тянутся к искусству. Но перед неудачей в жизни у Нины и Маши разные решения. Нина выстоит при столкновении своей мечты с пошлостью реальной жизни. Итак, она становится белой чайкой, вольной птицей. А Маша вышла замуж и утратила свои жизненные силы. Жизнь её представляется непроглядной тьмой.
Главный герой Треплев также соотнесен с образом чайки. После того как он убил чайку, он сказал: «Скоро таким же образом я убью самого себя» [Чехов XIII: 35]. И самоубийство Треплева — точно остановленный полет чайки. Увидев, как переросла его Нина (а он в своей работе всё-таки «не владел голосом»), Треплев впал в исступленное отчаяние. Его трагический конец неизбежен.
Для известного писателя Тригорина «убитая чайка» — «лишь сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка, такая как Нина; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку» [Чехов XIII: 41]. Этот сюжет предвещает судьбу Нины. Однако для Тригорина ни убитая чайка, ни чучело чайки неважны. Его привлекает не чайка, а Нина-чайка с её красотой и молодостью. Но именно его равнодушие делает жизнь Нины тяжелой и трагической. Возможно, связь Тригорина с образом чайки заключается и в том, что Тригорин любит ловить рыбу, как и чайка. Чайка-хищница ест рыб, а Тригорин-хищник губит любовь и жизнь Нины. Помимо того, его равнодушное отношение к творчеству Треплева и негативно влияет на молодого писателя. Все это утверждает В.В. Гульченко5.
Чучело убитой чайки — это символ персонажей, растрачивающих свою жизнь по пустякам.
Чайке сопутствует образ воды (озера). Чайка — водная птица6. В начале пьесы Нина сравнивает себя с чайкой: «меня тянет сюда к озеру, как чайку» [Чехов XIII: 11]. И в конце пьесы она снова приходит к озеру, к Треплеву и говорит: «Я — чайка» [Чехов XIII: 78]. Интересно, что и фамилия героини связывается с мотивом воды. «Нина» — мечтательница, фантазерка (от славянского слова «нинати»: видеть сон). А «Заречная» означает, живущая за рекой.
Стихия воды обладает дуализмом. Вода — первоначальная стихия мироздания, источник жизни и символ чистоты. Одновременно вода — стихия изменчивая, стихия тайная, стихия непредсказуемая. Водная бездна как черное чудище — символ опасности и смерти7. В ремарке к пьесе написано: «Открывается вид на озеро; луна над горизонтом; отражение ее в воде. И над озером появляются две красные точки — «глаза дьявола». Недаром Дорн назвал озеро колдовским».
П.Н. Долженков пишет о проблеме русалочьего мифа в драматических произведениях Чехова: «в пьесе «Чайка» постоянно фигурируют образы, связанные с темой русалки: это вода, рыба, рыбная ловля, ночь, луна и лошади. Тема русалки является составной частью взаимосвязанных тем: воды (русалки, чайки, нимфы) и искусства. В пьесе появляется ряд — «вода, художник и психическое заболевание». Возможно, озеро — символ искусства, символ «колдовского» искусства?»8. На наш взгляд, эта гипотеза является резонной. Недаром Нина говорит о том, что её тянет к озеру, её сердце полно воли. И Треплев настаивает на том, чтобы его премьера состоялась на берегу озера. Можно предполагать, что в данном контексте озеро как символ искусства соблазняет молодых художников своими чарами.
В «Трех сестрах» присутствует лейтмотив птицы. По мнению З.С. Паперного: «Образы трех сестер, порывающиеся тронуться со своих настоящих мест, то уподобляются вольным птицам, то, наоборот, противоречивы с образами свободных птиц»9.
Младшая сестра Ирина очевидно ассоциируется с белой птицей: она ходит в белом платье; ей кажется, что над ней «носятся большие белые птицы», а Чебутыкин говорит ей: «Птица моя белая...» [Чехов XIII: 158]. В данном контексте белая птица выступает символом чистоты, надежды и стремительности. Ирина — это та белая птица, радостная девушка с надеждой, с открытым взглядом на жизнь10.
У Тузенбаха есть следующее сравнение в рассуждениях о «смысле жизни: Перелетные птицы, журавли... летят и летят и какие бы мысли, высокие или малые, ни бродили в их головах, все же будут лететь и не знать, зачем и куда...» [Чехов XIII: 193]. Полет птиц представляется ходом самой жизни. Человек не может остановить его или повлиять на этот процесс. Время течёт и течёт, быстро, непонятно и неумолимо. Можно еще сравнить: птицы делают свое дело (летят на юг), не спрашивая, зачем и почему это нужно, а страдающие люди не могут не задаваться вопросом о смысле своей жизни.
В последнем акте перелетные птицы ассоциируются и с уезжающими офицерами. Маша безысходно расстаётся со своим возлюбленным. А «Чебутыкин жалуется на то, что он точно перелетная птица, которая состарилась и лететь не может» [Чехов XIII: 235]. Судьба остающихся птиц напоминает о судьбе человека. Человек прикован к своему настоящему месту, его может ожидать духовная смерть, как остающиеся птицы ждут холодную зиму.
Вольная птица — символ свободы, которой нет в жизни сестер. Сестры смотрят на птиц, как французский министр смотрит на птицу через тюремное окно. Ибо жизненная ситуация трёх сестер прямо ассоциируется с тюрьмой. Но несмотря на то, что с восторгом смотрит министр на вольную птицу через окно тюрьмы, когда его выпустят на волю, он по-прежнему будет не замечать птиц. Птица для министра тождественна Москве для сестер. Счастья у них нет и не может быть, они только желают его, как сказал Вершинин.
В «Трех сестрах» фамилия секунданта на дуэли Тузенбаха с Соленым «птичья» — Скворцов.
В пьесе «Дядя Ваня» также встречается ассоциация птицы и свободы. У Елены серая жизнь, и она мечтает о том, чтобы улететь ото всех, от всех их разговоров, как вольная птица. Присутствует образ птицы и в описании сада — «погода очаровательная, птички поют» [Чехов XIII: 86]. Образ птиц в этой пьесе связан и с мотивом экологии. Говорит Чехов словами Астрова в пьесе «Дядя Ваня» об уничтожении русских лесов и опустошении жилищ зверей и птиц11. С юмористическим и саркастическим оттенком появляется в пьесе и сравнение вспыльчивого Войницкого с гусаком («го-го-го»).
В «Вишневом саде» песня скворцов добавляет лирическую окраску в образ вишневого сада. Помимо того, в «Вишневом саде» два раза появляется не образ птицы, а звук, скорее всего, звук птицы: «раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный» [Чехов XIII: 297]. Гаев считает, что это, вероятно, птица какая-нибудь... вроде цапли. А по мнению Трофимова, — кричит филин. Такая неясность, смутность впечатления соответствует чеховскому импрессионизму. По мнению Фирса, сова кричит перед несчастьем. Странный звук предвещает судьбу вишнёвого сада и гибель дворянской усадьбы.
Проанализировав образы птиц, встречающиеся в драматургии Чехова, мы увидели, что их объединяют понятия «мечта» и «свобода». Эти качества воплотятся в ключевом образе в чеховской драматургии — в образе чайки. Другой чертой орнитологических образов в драматургии Чехова является пророческий характер некоторых образов птиц. Если в «Иванове» сова становится предвестником смерти Анны, то в «Чайке» убитая чайка предвещает не только судьбу героини, но и гибель главного героя. И в «Вишнёвом саде» странный звук также имеет пророческий оттенок.
Образы птиц, встречающиеся в драматургии Чехова, на наш взгляд, выполняют две основные функции. С одной стороны, птица выступает как природный образ с символическим значением. А с другой стороны, орнитологические образы помогают в создании образов персонажей. С помощью образов птиц передаются настроения, мысли и чувства персонажей. Образ вольной птицы связан и с чеховским идеалом человека. Образная орнитология играет важную роль в драматургии Чехова.
Примечания
1. Сергеева О.М. Орнитологизмы в русской лексике // Слово. Грамматика. Речь. Вып. XVII. М.: Макс пресс, 2016. С. 85—91.
2. Чуреева О.А. «Чайка» в одноименной пьесе Чехова А.П.: концепт, метафора, символ // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. Крым, 2020. Т. 6. № 2. С. 206—216. С. 211.
3. Иезуитова Л.А. Комедия Чехова А.П. «Чайка» как тип новой драмы // Анализ драматического произведения. Л.: Издательство ленинградского университета, 1988. С. 323—347. С. 340.
4. Гульченко В. Сколько чаек в чеховской «Чайке» // Нева. СПб.: ЗАО «Журнал Нева», 2009. № 12. С. 176—177.
5. Гульченко В. Тень Чайки // Вопросы театра. М., 2008. № 1—2. С. 160—171. С. 163.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах. Т. 4. М.: Олма-пресс, 2001. 381 с.
7. Токарев С.А. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Том 1. М.: Советская Энциклопедия, 1987. С. 381.
8. Долженков П.Н. Чехов и позитивизм. 2-ое изд. М.: Издательство «Скорпион», 2003. 190 с. С. 78, 102, 132—136.
9. Паперный З.С. «Вопреки всем правилам...»: пьесы и водевили Чехова. М. Искусство, 2002. С. 177.
10. Lei L. The symbolic art of colors and birds in Chekhov's play three sisters // Management & Technology of SME. China, 2015. № 20. P. 115.
11. Леонтьев К. Восток, Россия и славянство. М.: Типо-лит. И.Н. Кушнерева и Ко, 1913. 482 с.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |