Вернуться к Г.И. Тамарли. Поэтика драматургии А.П. Чехова (от склада души к типу творчества)

Предисловие

Эта книга впервые была издана в прошлом веке и имела определенный резонанс в чеховедении: по обозначенным в ней проблемам защищались кандидатские диссертации как в России, так и в ближнем зарубежье, делались доклады на традиционных «Чеховских чтениях в Таганроге».

Возникла необходимость дальнейшего исследования художественного мира чеховских пьес, поскольку его энергетический и поэтический потенциал по-прежнему остается не раскрытым. В результате изменилась структура издаваемой книги.

Повторное обращение к чеховским сочинениям для театра исходит также из искусствоведческих предпосылок. В XXI веке Чехов продолжает привлекать режиссеров и артистов широкого эстетического диапазона. Осуществляются разного рода экспериментальные постановки. Однако, к сожалению, в настоящее время, в эпоху постмодернизма, в отечественных театрах и кинематографе сценический язык часто преобладает над драматургическим, видеоряд над текстом. Чеховское наследие не только умаляется, но и ввергается в пучину агрессивной пошлости и дурного вкуса.

Современный зритель оказывается за плотным занавесом от гуманистического содержания, философского наполнения, поэтической палитры пьес. А ведь талант Чехова был «таким красивым и тонким» (М. Горький).

В данной монографии предпринимается комплексное осмысление чеховских произведений: драма отнесена не к одному виду искусства (литературе), а к единому искусству, т. е. к «области единой человеческой культуры». Это позволило избежать «концептуальной ограниченности «материальной эстетики»» (М.М. Бахтин). Обнаружен музыкальный образ мира, созданный средствами музыкального письма, переведенными на язык словесного искусства (сонатная форма с ее строгой соразмерностью и гармоничностью, переклички, вариации, повторы, взаимодействие противоположных эмоциональных потоков, вокальная и инструментальная музыка и ее роль). Определены эмоционально-смысловые функции освещения, цветописи, перспективы, аксессуаров карнавала (ряжения, маски и пр.), образов, появляющихся при формировании драматургом читательского восприятия. Выявлены принципы создания темпоральных структур, позволяющих передавать тончайшие нюансы чувств и переживания персонажей.

Все это и многое другое, увиденное в творческой лаборатории художника, доказывает — «Чехов неисчерпаем» (К.С. Станиславский).