Вернуться к Я.О. Козлова. Поэтика календарной прозы А.П. Чехова

Введение

Настоящая работа посвящена изучению поэтики календарной прозы А.П. Чехова. Под календарной прозой подразумеваются произведения, обусловленные календарной приуроченностью и обладающие сюжетным содержанием, соответствующим определенному празднику. Типологическими признаками календарной словесности являются: 1) тесная связь с той или иной календарной системой (церковной, сельскохозяйственной, светской); 2) устойчивость сюжетных ситуаций, заданная типом жанрового конфликта; 3) отражение праздничной обрядности.

Цель диссертационного исследования — выявление специфики становления и развития жанровой поэтики святочных, рождественских, новогодних и пасхальных прозаических произведений А.П. Чехова.

Генезис и бытование жанров святочных, рождественских и пасхальных рассказов в последние десятилетия (1990—2020-е гг.) вызывают пристальный интерес литературоведов1. Роль А.П. Чехова в развитии календарных жанров отмечается в трудах А.С. Собенникова, М.Л. Семановой, И.А. Есаулова, Э.М. Жиляковой, С.О. Семенюты и др.2 Исследователи рассматривают такие аспекты календарного творчества писателя, как антропологический (В.Б. Катаев, В.Я. Линков, И.Н. Сухих, А.П. Чудаков, Л.Н. Синякова), экзистенциальный (М.М. Одесская, М. Сендерович, П.Н. Долженков, Т.Б. Зайцева, С.А. Кибальник), религиозно-нравственный (А.С. Собенников, Э.М. Жилякова, М. Ранева-Иванова, Е.А. Абрашова), мифопоэтический (М.Ч. Ларионова, Д.Н. Медриш, М.А. Галиева, Е.А. Терехова) и т. д.

Действительно, А.П. Чехов на протяжении всего творческого пути обращался к календарной прозе, которая во многом являлась результатом индивидуального освоения фольклорного материала — как сюжетов и мотивов, так и жанров (былички, сказки, приметы и т. п.). Многие исследователи, в том числе С.Ф. Баранов, И.В. Грачева, М.Ч. Ларионова, Д.Н. Медриш, М.Е. Роговская, С.О. Семенюта, Е.С. Терехова, — отмечают обращение Чехова к традиционным фольклорно-мифологическим представлениям и мотивам3. Однако календарное творчество писателя изучено не во всей его полноте. Исследования тех или иных аспектов поэтики этой группы чеховских произведений охватывают в основном ставшие хрестоматийными святочные, рождественские и пасхальные рассказы («В рождественскую ночь», «Кривое зеркало» (оба — 1883), «Ванька», «На пути», «Святою ночью» (все три — 1886), «Страшная ночь» (1887), «Студент» (1894), «Архиерей» (1902) и проч.)4.

Писатель творчески осваивал традиционную и самую многочисленную группу календарных жанров, а именно: святочный, рождественский и пасхальный рассказы (типологическое разграничение этих жанров получит освещение в основной части работы). Что касается жанров новогоднего, крещенского, троицкого и других рассказов, то они представлены в творчестве А.П. Чехова гораздо реже и практически не образуют устойчивых жанровых групп, поэтому, как правило, остаются вне исследовательского внимания.

Немаловажную роль в актуализации читательского интереса к календарной словесности сыграли выпускаемые издательствами «Никея», «Речь», «Эксмо» сборники святочных, рождественских, пасхальных рассказов для взрослых и детей5. Можно говорить о все возрастающем внимании к произведениям, описывающим обрядово-ритуальную сторону народной культуры и затрагивающим мифопоэтическую составляющую русской литературы в целом. Так, набирает популярность мультимедийный проект Р. Папсуева «Сказки Старой Руси», посвященный авторской вселенной, базирующейся на легендах и преданиях Древней Руси6. По мотивам славянской мифологии создаются многочисленные фэнтезийные циклы, пользующиеся особой популярностью у подростков и молодых людей7.

Актуальность работы обусловлена обращением к литературным жанрам календарной словесности как феноменам культурно-литературного синтеза, способствующим более полному представлению о развитии отечественной словесности от ее истоков до современности.

Кроме того, актуальность исследования объясняется тем, что анализируются востребованные читательской аудиторией известные календарные рассказы А.П. Чехова, вошедшие в круг чтения школьников («Каштанка», «Мальчики», «На страстной неделе» (все три — 1887) и др.). Обращение к жанровому содержанию этих произведений поможет углубить их восприятие в рамках школьной программы, равно как и осмыслить их единство в развитии традиционных тем календарной словесности.

Для того чтобы выявить типологическое своеобразие календарных произведений А.П. Чехова, необходимо обратиться к исследовательской истории календарной словесности в отечественном литературоведении — именно в трудах современных ученых были заложены теоретические основы календарной генологии. Степень научной разработанности темы диссертационного исследования обусловлена усилением научного интереса к календарной прозе, обозначившимся в последнее десятилетие ушедшего века и с того времени поддерживаемым на высоком методологическом уровне. Выход трудов Е.В. Душечкиной, В.Н. Захарова, О.Н. Калениченко, А.А. Кретовой, М.А. Кучерской и др. обозначил проблему календарных жанров в качестве одной из приоритетных в современной науке8. Основополагающей для «календарного» направления филологической науки стала монография Е.В. Душечкиной «Русский святочный рассказ: становление жанра» (1995). В ней впервые были рассмотрены жанровые истоки святочного рассказа, определены его функциональные и типологические особенности и прослежена эволюция святочной словесности от XVIII в. до XX в. Жанровому своеобразию святочной словесности посвящены работы Х. Барана, О.Н. Калениченко, М.А. Кучерской, С.Ю. Николаевой и др.9

Е.В. Душечкина, а вслед за ней некоторые другие исследователи — М.И. Бондаренко, Т.И. Козина, М.М. Меретукова, — полагают, что формирование канона святочного рассказа приходится на вторую половину XIX в.10 В это время календарная словесность активно осваивается периодическими изданиями и появляются первые переводы рождественских произведений Ч. Диккенса. Читательский запрос на «чудесные истории», возникновение моды на жанр неизбежно должны были привести к шаблонизации последнего, использованию готовых сюжетных и композиционных форм и публикации многочисленных пародий на святочные тексты в периодике последней трети XIX века11. К этому же периоду можно отнести окончательный разрыв святочной словесности с прозаическими фольклорными жанрами былички и бывальщины, которые сыграли большую роль в становлении и функционировании святочного рассказа12.

Качественно обновить жанр святочного рассказа удается Н.С. Лескову. Роль этого жанра в творческом наследии писателя рассматривалась в работах В.Ю. Троцкого, С.И. Зенкевич, А.А. Кретовой, Е.С. Шкапы и др.13 Исследователи выделяют святочные тексты как концептуально и художественно значимую часть корпуса произведений Лескова, выявляют в них роль литературной и культурной традиции, устанавливают их интертекстуальность и определяют художественные приемы, посредством которых обогащается поэтика писателя (автоинтертекстуальность, включение авторской воли в формирование жанрового облика произведения, использование особых композиционных черт, способствующих ослаблению трагического напряжения в святочных рассказах, — например, свойственных водевилю).

А.П. Чехов справедливо считается преемником Н.С. Лескова, усвоившим его бытописательскую традицию и интерес к провинциальной России14. В творчестве писателя трансформировались многие типичные мотивы и сюжеты, присущие «каноническому» святочному рассказу, расширились тематические рамки, углубилась проблематика, изменилась природа святочного и рождественского «чуда». Художественным приемам, используемым для обогащения жанра, рассмотрению отличий святочных, рождественских и новогодних текстов писателя от произведений его предшественников, а также органичному включению календарных произведений в художественную картину мира Чехова посвящены работы О.Н. Калениченко, А.В. Кубасова, В.Я. Линкова, А.С. Собенникова, В.И. Тюпы, М. Фрайзе, Л.М. Цилевича, А.П. Чудакова и др.15

Особого внимания заслуживает вопрос о взаимодействии жанров святочного, новогоднего и рождественского рассказа. Разброс в жанровых дефинициях таких рассказов довольно большой: от их неразличения — через промежуточное варьирование (один из «младших» жанров является вариантом святочного рассказа) — до признания жанров в качестве самостоятельных.

Так, В.Н. Захаров убежден, что рождественский рассказ не может быть тождествен жанру святочного рассказа ввиду конфессиональных и национальных различий, существующих между западным и русским образами мира16. Х. Баран и Н.Н. Старыгина констатируют слияние этих жанров17. Мы разделяем позицию Л.Г. Александрова, М.И. Бондаренко, Е.В. Душечкиной, Е.В. Капинос и Е.Н. Проскуриной, которые склонны считать рождественские и новогодние тексты вариантами святочного рассказа18.

Е.В. Душечкина уточняет, что к концу XIX в. «термины эти («святочный рассказ» и «рождественский рассказ». — Я.О.), как показывает сравнение текстов с разными подзаголовками, вполне взаимозаменяемы, и нередко текст с преобладающими святочными мотивами называется «рождественским рассказом» и наоборот — текст с доминирующими рождественскими мотивами называется «святочным». Рассказ же, обозначенный как «новогодний», мог включать в свой символико-семиотический состав семантику как Рождества, так и народных святок. Поэтому в данном случае представляется возможным говорить о едином корпусе текстов, который определяется при помощи самого употребительного из всех названных терминов — «святочный рассказ»»19.

Пасхальная словесность, наряду со святочной, является разновидностью словесности календарной. Однако пасхальный жанр гораздо менее изучен литературоведами, нежели жанры зимнего праздничного цикла. Возможно, это связано с тем, что Е.В. Душечкина — одна из первых исследователей-систематиков календарной генологии (в частности, святочного рассказа) — отказывается признавать жанровую самостоятельность пасхальных произведений. Ученый утверждает, что «пасхальные рассказы, как правило, разрабатывали те же мотивы, что и рождественские, и не внесли в жанр календарного рассказа ничего существенно нового. Мотив искупительной жертвы, который, казалось бы, должен стать в них доминирующим, встречается не чаще, чем в рождественских текстах, что свидетельствует о вторичности пасхальных текстов по отношению к рождественским»20. Более того, автор известной монографии полагает, что пасхальные тексты появились в печати второй половины XIX в. лишь с той целью, чтобы заполнить лакуны в номерах, приуроченных к празднованию Пасхи.

Однако такие исследователи календарной литературы, как И.А. Есаулов, В.Н. Захаров, О.Н. Калениченко, Е.Н. Проскурина, Е.В. Капинос, Т.М. Козина, С.Ю. Николаева, считают недостаточно аргументированным мнение Е.В. Душечкиной о пасхальных жанрах словесного творчества21. Мы разделяем их точку зрения: пасхальные тексты, во-первых, имеют притчевую природу и восходят к истокам христианских легенд, апокрифов и житий (в отличие от святочных рассказов, берущих начало в быличках и бывальщинах)22, а во-вторых, не являются элементами святочной словесности, так как обладают устойчивым набором типологических признаков, отличных от прочих жанров календарной словесности.

Русская же классическая литература, по утверждению В.И. Габдуллиной, хотя и является светской по своей направленности и характеру, однако «органично связана с церковно-книжной традицией, сложившейся на почве православной духовности»23. Э.М. Жилякова, С.Ю. Николаева, О.Н. Калениченко и др.24 справедливо указывают на освоение библейских традиций и сюжетов такими писателями, как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко и др. Последняя отмечает, что «ориентация писателей всех литературных направлений на духовно-философский смысл праздника Пасхи позволила поставить им в своих произведениях значительные духовные, психологические и философские проблемы»25. К числу таких писателей можно отнести и А.П. Чехова, который обращался к формам пасхальной словесности с целью осмысления выработанной им аксиологии, последовательно воплощавшейся как в жизни, так и в литературных произведениях. Религиозно-философским исканиям писателя посвящены работы С.Н. Булгакова, В.Я. Линкова, М.М. Одесской, Н.Е. Разумовой, А.С. Собенникова, И.Н. Сухих, М. Фрайзе и др.26.

Как уже упоминалось, в литературоведении насчитывается достаточное количество теоретических работ, в которых уделено внимание и святочной, рождественской и пасхальной словесности в целом, и ее воплощению в творчестве А.П. Чехова27. Однако практически отсутствуют труды, в которых бы рассматривался процесс становления и бытования новогодней словесности как таковой28. По-видимому, литературоведы отказывают новогодним текстам в самостоятельности, тогда как, согласно нашим наблюдениям, начиная с 1820-х гг. в периодической печати появляются новогодние очерки, к 1830—1840-м гг. складываются основные компоненты новогоднего жанра, а к концу века новогодний рассказ, подобно прочим жанрам святочной словесности, трансформируется и приобретает особую популярность в периодической печати.

Опираясь на материал новогодних текстов, размещенный в газетах и журналах XIX в., мы выявляем их типологические особенности и сопоставляем с чертами новогодних произведений А.П. Чехова, которые практически оказались за пределами исследовательского интереса чеховедов. Таким образом, новизна исследования заключается в том, что в нем впервые представлен анализ святочных и пасхальных произведений А.П. Чехова с привлечением репрезентативного материала отечественной периодической печати (преимущественно второй половины XIX в.) и произведений русских романтиков первой трети XIX в., рассматриваемых в их взаимосвязи с фольклорными и жанровыми традициями календарной словесности.

Исходя из цели настоящего исследования, в нем поставлены следующие задачи:

— исследовать фольклорный генезис жанров святочной словесности в произведениях русских романтиков первой трети XIX в., периодической печати XIX в. (1830—1890-е гг.) и календарном творчестве А.П. Чехова;

— выявить жанрообразующие компоненты святочной, новогодней, рождественской и пасхальной словесности;

— проследить динамику развития календарных жанров в прозе А.П. Чехова;

— обозначить основные аксиологические доминанты художественного мира А.П. Чехова и исследовать их воплощение в поэтике календарной прозы писателя.

Объектом исследования является календарная проза А.П. Чехова.

Предметом настоящей работы являются функционирование и трансформация жанров святочной, новогодней, рождественской и пасхальной словесности в прозе А.П. Чехова.

Материал исследования составили произведения календарной прозы А.П. Чехова: от самого раннего — «Пережитого» (1883) до «Архиерея» (1902). Также в материал работы вошли другие литературные источники, неразрывно связанные с рассматриваемыми праздничными циклами:

1) святочные былички и бывальщины, собранные В.Д. Глебовым, В.П. Зиновьевым, Н.А. Криничной29;

2) святочные рассказы русских романтиков первой трети XIX в. (А.А. Бестужев, М.П. Погодин, А.А. Шаховской);

3) святочные и рождественские тексты, функционирующие в периодической печати 1840-х — конца 1890-х гг.;

4) новогодние рассказы 1830-х — конца 1890-х гг., опубликованные в отечественной периодике;

5) пасхальные рассказы, помещенные в периодике последней трети XIX в.

В корпус календарных текстов А.П. Чехова, которые исследуются в настоящей работе, вошли:

1) рассказы, юморески и прочие «мелочишки», которые сам автор относил к той или иной разновидности календарной прозы в заголовочном комплексе (например, «Кривое зеркало» (святочный рассказ) (1883), «Страшная ночь» (святочный рассказ) (1884), «Ночь на кладбище» (святочный рассказ) (1886) и др.);

2) произведения, жанрово не маркированные писателем, однако содержащие в себе определенные семантико-характерологические признаки святочной, новогодней, рождественской или пасхальной словесности, а также эпизоды, приуроченные к аграрному, церковному или светскому календарю (так, «Ведьма» (1886) рассматривается нами в качестве святочного рассказа, «Гусев» (1890) — в качестве рождественского рассказа, «Он понял!» (1883) привлекается к анализу в ряду пасхальных произведений Чехова);

3) тексты, поддающиеся «календарной» интерпретации только при рассмотрении их в едином системно-смысловом единстве (святочные юморески «Гадальщики и гадальщицы», «Ряженые» (оба — 1883), «Либеральный душка» (1885), «Ряженые» (1886)).

Также материал работы включает собрание писем А.П. Чехова (Т. 1. — Т. 9, 1875 — март 1901 г.).

Теоретическая значимость диссертации заключается в уточнении объема и границ жанров святочного, рождественского, новогоднего и пасхального рассказов, осмыслении их разнообразия и изменений, неизбежно происходивших на протяжении бытования жанров. Обращение к календарной прозе А.П. Чехова позволяет не только выявить типологические черты календарной словесности, реализуемые в его творчестве, но и рассмотреть эволюцию анализируемых жанров, которые играют значительную роль в поэтике прозы писателя.

Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности применения результатов исследования и предложенной классификации календарных произведений А.П. Чехова в практике преподавания литературоведческих дисциплин в вузах и средних учебных заведениях: спецкурсах и спецсеминарах, посвященных творчеству писателя, при составлении учебно-методических пособий по истории русской литературы XIX в., а также при проведении уроков литературы в средней общеобразовательной школе.

Предлагаемая работа относится к историко-литературным исследованиям. В ней рассматриваются этапы становления и развития святочной и пасхальной словесности, на которые ориентировался А.П. Чехов в своем творчестве. Кроме того, диссертационное исследование носит и проблемно-теоретический характер. Автором была предпринята попытка дифференцировать жанры святочной и отпочковавшейся от нее новогодней и рождественской словесности, выявить типологические различия указанных жанров, равно как и типологию пасхального рассказа, а также проследить их трансформацию в прозе А.П. Чехова.

Применяемое в работе комплексное осмысление материала предполагает сочетание таких методов, как историко-генетический, сравнительно сопоставительный, культурно-исторический, типологический и биографический.

Теоретико-методологическую основу исследования представляют разработки отечественных ученых в области изучения календарной прозы (В.Я. Пропп, Х. Баран, Е.В. Душечкина, В.Н. Захаров, И.А. Есаулов, М.М. Меретукова, Н.Н. Старыгина, О.Н. Калениченко, С.Ю. Николаева, Е.В. Капинос, Е.Н. Проскурина и др.). Для выявления фольклорных истоков календарных жанров, определения традиционных мотивов, воплощающихся в приуроченных к календарю произведениях бульварной прессы последней трети XIX в. и ранней прозе А.П. Чехова, мы обращались к теоретическим работам Т.А. Агапкиной, С.В. Баранова, В.К. Васильева, В.П. Зиновьева, В.А. Карнауховой, Н.А. Криничной, Д.Н. Медриша, Е.Н. Мелетинского, Э.В. Померанцевой и др. С целью изучения функционирования жанра святочного рассказа в творчестве русских романтиков начала XIX в. мы ориентировались на работы В.В. Ванслова, Ф.З. Кануновой, Е.А. Маймина, Ю.В. Манна и др. В ходе анализа и при обосновании положений исследования мы опираемся на труды чеховедов В.Б. Катаева, А.В. Кубасова, М.Ч. Ларионовой, В.Я. Линкова, А.П. Скафтымова, А.С. Собенникова, И.Н. Сухих, В.И. Тюпы, Н.М. Фортунатова, М. Фрайзе, Л.М. Цилевича, А.П. Чудакова, Б.Н. Эйхенбаума, религиозного мыслителя С.Н. Булгакова и других ученых.

Степень достоверности исследования определяется обращением к трудам отечественных ученых в области изучения календарной прозы, фольклора, обширной выборкой литературных источников, а также освоением корпуса текстов А.П. Чехова, относящихся к зимнему календарному циклу и Пасхе (свыше 60 произведений).

Апробация исследования. Материалы и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на пяти Международных научных студенческих конференциях (МНСК) (НГУ, Новосибирск, 2016—2020 гг.), Международной научно-практической конференции «Новейшая филология: итоги и перспективы», посвященной памяти Б.И. Осипова и М.П. Одинцовой (ОмГУ, Омск, 15—16 февраля 2019 г.), Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (ТГУ, Томск, 18—20 апреля 2019 г.).

По теме диссертации было опубликовано двенадцать печатных работ, в том числе три публикации (общим объемом 2,1 авторского листа) в периодических изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования России, одна, объемом 0,65 п. л., — в журнале, входящем в международную базу данных Scopus.

На защиту выдвигаются следующие положения:

1. Святочный рассказ усвоил святочные сюжеты и черты, образный и повествовательный строй, присущие устным образцам календарной словесности, бытовавшим в фольклоре. Его «каноны» складываются к 1830—1840-м гг., а дальнейшее развитие и изменения объясняются «памятью жанра»30. Святочный, рождественский и новогодний рассказы рассматриваются нами как видовые жанры, входящие в жанровый комплекс святочного рассказа.

2. Пасхальный текст существует в качестве самостоятельной разновидности календарной прозы. Он берет свое начало в древнерусской литературе, литургической поэзии и драме. Расцвет и одновременное оформление жанра пасхального рассказа приходится на последнюю треть XIX в. Чрезмерное распространение в массовой печати этого периода пасхальных пародий, фельетонов и других юмористических текстов свидетельствует о кризисе жанра, существенно обновить который удается писателям «золотого века» литературы, в том числе и А.П. Чехову.

3. А.П. Чехов на протяжении всего творческого пути обращался к календарному циклу, на который ориентировалась «малая пресса» и с которой был тесно связан повседневный быт массового читателя. Писатель расширяет формальные границы жанров календарной словесности посредством включения новых сюжетов (сюжет «о визитерах», сюжет «завещания» уходящих годов наступающим и др.), мотивов (мотив оборотничества человека в порочном обществе; мотив самопожертвования; мотив праздничной сумятицы, случая, в результате которого происходят описываемые события, и др.), психологического анализа и трансформации ключевых черт такой прозы (отказ от чудесного и сверхъестественного, усложнение художественной картины мира, реализация святочного, рождественского или пасхального «чуда» в плоскости реального мира и т. д.).

4. В соответствии с направлением авторских поисков идейно-художественных идеалов жанры календарной прозы в творчестве А.П. Чехова претерпевали изменения. В ранний период (1883—1886 гг.) интерес молодого литератора в основном был сосредоточен на святочных и новогодних «мелочишках», юмористических календарных рассказах и праздничных картинках. После творческого «перелома» (1886—1887 гг.) и возвращения с Сахалина (1890 г.) в календарной прозе писателя наблюдается усложнение жанровой поэтики, укрупнение ее жанров, обращение к притчево-анекдотическому началу, включение в повествование лирических интонаций и мотивов, характерных для позднего творчества Чехова (мотив свободы, одиночества, безволия, отрицания всяческого навязывания чужой воли и др.).

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 331 наименование, и приложения.

Примечания

1. Душечкина Е.В. Русская елка: история, мифология, литература. СПб.: Норинт, 2002. 416 с.; Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. СПб.: СПбГУ, 1995. 258 с.; Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М.: Круг, 2004. 560 с.; Захаров В.Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX вв. Вып. 3. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1994. С. 249—291; Тиманова О.И. Жанры календарной словесности и русская литературная сказка 19 в. // Вестн. ТГУ. 2008. № 315. С. 28—35; Калениченко О.Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX — начала XX века: святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / О.Н. Калениченко. Волгоград, 2000. 246 с.; Николаева С.Ю. Пасхальный текст в русской литературе XIX в.: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / С.Ю. Николаева. М., 2004. 264 с.; Третьякова О.Г. Стилевые традиции святочного и пасхального жанра в русской прозе рубежа 19—20 вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Третьякова О.Г. М., 2001. 16 с. и др.

2. Есаулов И.А. О некоторых особенностях рассказа А.П. Чехова «Ванька» // Проблемы исторической поэтики. Т. 5. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1998. С. 480—483; Жилякова Э.М. Последний псалом А.П. Чехова («Архиерей») // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX вв. Вып. 1. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1994. С. 262—284. Семанова М.Л. Чехов — художник. М.: Просвещение, 1976. 224 с.; Семенюта С.О. Визуальные образы в рождественских рассказах А.П. Чехова // Вест. ЧГПУ. 2017. № 1. С. 157—162; Собенников А.С. Между «есть Бог» и «нет Бога»: о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова. Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1997. 222 с.

3. Баранов С.В. Фольклорно-этнографические мотивы в творчестве А.П. Чехова // Вопросы фольклора. Томск: Изд-во ТГУ, 1965. С. 70—82; Грачева И.В. Фольклорные элементы в творчестве А.П. Чехова // Литература и фольклор: вопросы поэтики. Волгоград: Изд-во Волгоградск. пед. ин-та им. А.С. Серафимовича, 1990. С. 105—114; Ларионова М.Ч. А.П. Чехов: литература в пространстве фольклора // Общественные науки. 2010. № 1. С. 115—119; Медриш Д.Н. Литературная и фольклорная традиция: вопросы поэтики. Саратов: Изд-во Саратовск. гос. ун-та, 1980. 298 с.; Роговская М.Е. Чехов и фольклор («В овраге») // В творческой лаборатории Чехова: сб. науч. ст. М.: Наука, 1974. С. 329—335; Семенюта С.О. Указ. соч.; Терехова Е.А. Творчество А.П. Чехова и народная культура: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.А. Терехова. Волгоград, 2002. 170 с.

4. Боровская Е.Р. Рождественский рассказ А.П. Чехова «Ванька» // Церковь и время. 2003. № 3 (24). С. 211—225; Есаулов И.А. О некоторых особенностях... Петрозаводск, 1998; Калениченко О.Н. Указ. соч.; Кубасов А.В. Проза А.П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург: Гос. пед. ун-т, 1998. 399 с.; Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М.: Изд-во МГУ, 1982. 128 с.; Собенников А.С. Указ. соч.; Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М.: Высшая школа, 1989. 135 с.; Фрайзе М. Проза А.П. Чехова / под ред. И.В. Корина, Н.Л. Маишевой. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 376 с.

5. Абгарян Н.Ю., Цыпкин А.Е., Корсакова Т. Рассказы к Новому году и Рождеству. М.: АСТ, 2021. 494 с.; Новогодний подарок. Стихи, рассказы, сказки / сост. Р.Е. Данкова. М.: Оникс, 2009. 128 с.; Новогодняя елка. Рассказы, стихи, сказки. М.: Речь, 2016. 192 с.; Пасхальные рассказы русских писателей / ред. Т.В. Старыгина. М.: Никея, 2016. 448 с.; Рождественский ангел. Рассказы и стихи для детей / ред. Т.В. Старыгина. М.: Никея, 2018. 224 с.; Рождественские и новогодние рассказы забытых классиков / сост. Т.В. Старыгина. М.: Никея, 2022. 320 с.; Рождественские истории. М.: Речь, 2016. 112 с.; Рождественские рассказы о любви. Произведения русских писателей / сост. Т.В. Старыгина. М.: Никея, 2019. 416 с.; с праздником! Новогодние рассказы о любви. М.: Эксмо, 2015. 352 с. Страшные святочные истории русских писателей / Е.А. Баратынский, Д.В. Григорович, Н.А. Полевой и др. М.: Никея, 2019. 448 с.

6. Сайт Р. Папсуева «Сказки Старой Руси». URL: https://amok.shop/ (дата обращения: 30.04.2020).

7. Громыко О.Н. Профессия: ведьма. М.: Альфа-книга, 2011. 1088 с.; Рубанов А. Финист — ясный-сокол. М.: АСТ; Ред-я Елены Шубиной, 2019. 576 с.; Семенова М. Волкодав: в 8 кн. М.: Азбука-Аттикус, 2014—2016; Семенова М. Валькирия. СПб.: Азбука СПб., 2018. 672 с. и др.

8. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ... СПб., 1995. 258 с; Захаров В.Н. Указ. соч.; Калениченко О.Н. Указ. соч.; Кретова А.А. «Будьте совершенны...»: (религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н.С. Лескова и его современников). М.; Орел: Орловск. гос. ун-т, 1999. 304 с.; Кучерская М.А. Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / М.А. Кучерская. М., 1997. 21 с.

9. Баран Х. Поэтика русской литературы начала XX века. М.: Прогресс, 1993. 368 с.; Калениченко О.Н. Указ. соч.; Кучерская М.А. Указ. соч.; Николаева С.Ю. Указ. соч.

10. Душечкина Е.В. Указ. соч.; Бондаренко М.И. Традиции «Рождественских повестей» Диккенса в русском святочном рассказе 1840—1890-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / М.И. Бондаренко. Коломна, 2006. 190 с.; Козина Т.Н. Святочная повесть О.А. Николаевой «Ничего страшного» // Вестн. Лен. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2011. № 1. С. 59—66; Меретукова М.М. К вопросу о возникновении жанра рождественского рассказа в русской литературе // Вестн. Адыгейск. гос. ун-та. Сер. 2: Филол. и искусствоведение. 2014. № 3. С. 112—115.

11. Старыгина Н.Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1992. № 2. С. 113—127.

12. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / сост. В.П. Зиновьев; отв. ред. Р.П. Матвеева. Новосибирск: Наука, Сибирское отд-е, 1987. С. 381400; Карнаухова И.В. Суеверия и бывальщины // Крестьянское искусство СССР: искусства севера. Л.: Academia, 1928. Т. 2. С. 90—91; Померанцева Э.В. Жанровые особенности русских быличек // История, культура, фольклор и этнография славянских народов: материалы VI Междунар. съезда славистов. М.: Наука, 1968. С. 274—292; Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора // Русская литература. 1964. № 4. С. 58—77; Пропп В.Я. Исторические корни русской волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2004. 336 с.; Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору: сб. ст. в память В.Я. Проппа. М.: Наследие, 1975. С. 141—155; Разумова И.А. Сказка и быличка: мифологический персонаж в системе жанра. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 1993. 110 с.; Соколовы Б.М., Ю.М. Сказки и песни Белозерского края / сост Б.М. и Ю.М. Соколовы. СПб.: Тропа Троянова, 1999. 800 с.

13. Зенкевич С.И. Жанр святочного рассказа в творчестве Лескова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / С.И. Зенкевич. СПб., 2005. 24 c.; Кретова А.А. Указ. соч.; Троицкий В.Ю. Лесков — художник. М.: Наука, 1974. 216 с.; Шкапа Е.С. Интертекстуальные связи в святочных рассказах Н.С. Лескова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.С. Шкапа. М., 2017. 271 с.

14. Эйхенбаум Б.Н. О Чехове // Эйхенбаум Б.М. О прозе: сб. статей / сост. и подгот. текста И. Ямпольского; вст. статья Г. Бялого. Л.: Худ. лит. Ленингр. отд-ние, 1969. С. 357—370; Шелаева А.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве А.П. Чехова // Русская журналистика и лит-ра в движении и времени. 2016. № 1. С. 202—215.

15. Калениченко О.Н. Указ. соч.; Кубасов А.В. Указ. соч.; Линков В.Я. Указ. соч.; Собенников А.С. Указ. соч.; Тюпа В.И. Указ. соч.; Фрайзе М. Указ. соч.; Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. Рига: «Звайгнзне», 1975. 238 с.; Чудаков А.П. Поэтика Чехова. Мир Чехова: возникновение и утверждение. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 704 с.

16. Захаров В.Н. Указ. соч.

17. Баран Х. Указ. соч.; Старыгина Н.Н. Указ. соч.

18. Александров Л.Г. Мистические суеверия и гадания в журнальном святочном рассказе (вторая половина XVIII — первая половина XIX веков) // Вест. ЧГПУ. 2009. № 22. С. 10—14; Бондаренко М.И. Указ. соч.; Душечкина Е.В. Русский святочный... СПб., 1995; Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы / сост. Е.В. Капинос, Е.Н. Проскурина. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. Вып. 2. 245 с.

19. Душечкина Е.В. Там же. С. 200.

20. Там же. С. 198—199.

21. Есаулов И.А. Пасхальность... М., 2004; Захаров В.Н. Указ. соч.; Калениченко О.Н. Указ. соч.; Капинос Е.В., Проскурина Е.Н. Указ. соч.; Козина Т.Н. Эволюция пасхального архетипа. Тамбов: Юком, 2019. 80 с.; Николаева С.Ю. Указ. соч.

22. Калениченко О.Н. Там же; Мельникова С.В. Притча как форма философского содержания в творчестве Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / С.В. Мельникова. М., 2002. 23 с.; Тюпа В.И. Указ. соч.

23. Габдуллина В.И. Изучение русской классической литературы в аспекте духовности // «III Рождественские чтения: «1917—2017: уроки столетия»»: сб. науч.-метод. статей. Ишим: Изд-во ТГУ, 2017. С. 85.

24. Жилякова Э.М. Указ. соч.; Николаева С.Ю. Указ. соч.; Калениченко О.Н. Указ. соч.

25. Калениченко О.Н. Там же. С. 170.

26. Булгаков С.Н. Чехов как мыслитель // А.П. Чехов. Pro et Contra: творчество А.П. Чехова и русской мысли конца XIX — начала XX в. (1877—1914): антология: в 3 т. СПб.: Изд-во РХГИ (РХГА), 2002. Т. 1. С. 537—565; Линков В.Я. Указ. соч.; Одесская М.М. Чехов и проблема идеала. М.: РГГУ, 2011. 495 с.; Разумова Н.Е. К вопросу о мировоззрении Чехова // Вестн. ТГПУ. 2001. Вып. 1 (26). С. 29—34; Собенников А.С. Указ. соч.; Собенников А.С. Чехов и христианство: учеб. пособие. Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 2001. 87 с.; Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1987. 180 с.; Фрайзе М. Указ. соч.

27. Боровская Е.Р. Указ. соч.; Галиева М.А. Рассказ А.П. Чехова «Ванька»: оборотность мира. Вопрос о фольклорной традиции // Извест. Юж. фед. уни-та. Филолог. науки. 2016. № 1. С. 51—55; Козубовская Г.П., Бузмакова М. Рассказ А.П. Чехова «Ведьма»: жанровый архетип // Культура и текст. 2008. С. 287—298; Кубасов А.В. Указ. соч.; Ранева-Иванова М. Функция майевтики христианского мотива в «Рассказе старшего садовника» А.П. Чехова // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 2001. № 6. С. 437—443; Сыров И.А. Имплицитная смысловая структура художественного текста (на материале рассказа А.П. Чехова «Мальчики») // Филолог. класс. 2005. № 13. С. 29—33; Терехова Е.А. Указ. соч.

28. Душечкина Е.В. Указ. соч.; Тюпа В.И. Указ. соч.

29. Былички и бывальщины: суеверные рассказы Брянского края / сост., вступ. ст., подготовка текстов и прил. В.Д. Глебов. Орел; Брянск: Изд-во ОГУ, 2011. 403 с.; Мифологические рассказы... Новосибирск, 1987; Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза: истоки и полисемантизм образов: в 3 т. СПб.: Наука, 2001. Т. 1: Былички, бывальщины, легенды, поверья о духах-«хозяевах». 584 с.

30. Термин, введенный в 1963 г. М.М. Бахтиным в монографии «Проблемы поэтики Достоевского», под которым понимается обобщенный аксиологический тип построения образной модели мира; который связан с предыдущими литературными эпохами архаической жанровой семантикой и особым типом историко-литературного сознания.