Вернуться к Я.О. Козлова. Поэтика календарной прозы А.П. Чехова

Глава 1. Генезис жанров святочного и рождественского рассказа. Святочный и рождественский рассказ в творчестве А.П. Чехова

Творческое наследие А.П. Чехова насчитывает свыше семидесяти произведений, тематически связанных с календарным циклом. Е.В. Душечкина подчеркивает способность писателя особенно остро переживать календарное время, что свидетельствует о «внутренней, вполне органичной потребности Чехова считаться в своем творчестве с календарем»1.

Действительно, А.П. Чехов с раннего детства воспитывался в лоне семьи, ревностно отмечавшей все церковные праздники и жившей сообразно значимым календарным датам. Именно поэтому во многих сценках, рассказах и повестях писателя действие разворачивается на Пасху, в канун Нового года, в Рождественский сочельник, на Крещение, на Красную горку и т. д. («На пути», «Святой ночью» (оба — 1886), «Весной», «На страстной неделе», «Мороз» (все три — 1887), «Студент» (1894), «Убийство» (1895), «Архиерей» (1902) и др.). В эпистолярном наследии литератора можно встретить десятки поздравлений с Рождеством, Пасхой и наступающим Новым годом, адресованных многочисленным корреспондентам: «Уважаемый товарищ, моя фамилия поручила мне поздравить всех Ваших с праздником и с Новым годом, что я делаю очень охотно» (Чехов А.П. Полное собр. соч. и писем: в 30 т. П.: в 12 т. М.: Наука, 1974—1983. П., т. 3. С. 117)2. «Поздравляю Вас, Анну Ивановну, Настюшу и Борю с праздником (Пасхой. — Я.О.) и желаю Вам богатства, славы, почета, покоя и веселья на всю жизнь» (П., т. 3. С. 184); «Любезный брат Миша! Христос воскрес и воистину воскрес! Имею счастье поздравить тебя с высокоторжественным праздником и пожелать тебе всего лучшего. Приветствую и поздравляю твое дорогое семейство и желаю ему счастья, богатства и здоровья. Передай поклон Грише и Елизавете Михайловне, с которыми я заочно христосуюсь» (П., т. 1. С. 28).

Поздравительные письма с неповторимыми пожеланиями всех благ и всяческого благополучия, подбираемыми для каждого адресата тщательнейшим образом, дают основание считать, что для А.П. Чехова составление таких корреспонденций не было формальным актом. Кроме того, Чехов был хорошо знаком с народными традициями, праздничными обрядами и приметами, позволявшими ему детально обрисовывать быт русского народа и с точностью передавать психологические портреты героев. Об этом свидетельствуют, например, такие рассказы, как «Недобрая ночь» (1886), «В сарае», «Свадьба», «Старый дом», «Счастье» (все четыре — 1887), «Воры» (1888) и др., в которых наличествует обращение к русскому самобытному сознанию.

А.П. Чехов придавал большое значение сохранению национальных традиций. Е.В. Душечкина обосновывает тезис об основополагающей роли календарных праздников в культурном коде общества как органического целого. По ее мнению, Чехов скептически относился к забвению городским населением праздников и своих национальных корней, что вызывало у него «тревогу и как признак разрушения культуры»3. Приближение праздников придавало писателю творческий импульс. Так, 17 декабря 1891 г. он сообщает А.С. Суворину: «Насчет московского водевиля подумаю. Но мне хочется святочный рассказ написать» (П., т. 4. С. 332).

Более того, начинающий прозаик был тесно связан с периодической печатью («Осколки», «Будильник», «Зритель», «Стрекоза»; с «Петербургской газетой» и др.), где целые полосы отводились под сценки, юморески, новеллы, рассказы, фельетоны и пародии, посвященные церковным и крупным светским праздникам. Бульварная пресса — «вполне реальная и действительно страшная сила, искалечившая немало ярких дарований» — ориентировалась на массового читателя, которому, несомненно, были интересны такие публикации: несмотря на то что связь между фольклором и городской жизнью значительно ослабла уже к началу века, она так и не исчезла окончательно4. Е.Р. Секачева отмечает, что вследствие массового притока деревенских жителей в города в 1880—1890-е гг. образ жизни и менталитет городских низов был близок сельскому с его во многом фольклорной картиной мира5. Чехов, как автор упомянутых изданий, во многом был обязан удовлетворять запросы читателей и регулярно предъявлять на суд публики сезонный и календарный материал. Можно утверждать, что популярные юмористические журналы 1880-х годов и были той почвой, на которой по большей части формировалось «календарное» мышление раннего Чехова.

В творческом опыте писателя значительное место занимает также фольклор. «Когда литература и фольклор совершенствуют поэтику в одном направлении (лирический подтекст, эмоциональный фон как средство создания и передачи настроения; запечатление «контрапункта» мышления) и, отражая эволюцию национального художественного сознания, достигают несомненного сближения, — на одном полюсе мы видим Чехова, на другом — <...> частушку. Парадоксальность этого явления — кажущаяся»6.

В произведениях А.П. Чехова явные фольклорные отклики прослеживаются «почти исключительно на раннем этапе его творчества»7. К элементам народной культуры, вошедшим в поэтику «раннего» Чехова, можно отнести, например, обращение к народным песням («Красная горка» (1885), «Драма на охоте» (1884)) и приметам («Не судьба», «Последняя могиканша» (оба — 1885) и др.), «говорящие» фамилии персонажей, традиция использования которых непосредственно связана с развитием балагурства и скоморошничества на Руси (XVI в.) («Предписание (из захолустной жизни)» (1884), «Лошадиная фамилия», «Праздничная повинность» (оба — 1885)) и проч.

После же 1888 г., по мнению М.Е. Роговской, Чехов «приходит к формам скрытого обращения к народно-поэтической стихии»8. Однако присутствие элементов фольклора в поэтике творчества писателя, в том числе и позднего, признают многие исследователи9. Диссертация Е.А. Тереховой, например, всецело посвящена проблемам влияния определенных явлений народной культуры на поэтику А.П. Чехова10.

Внимательное отношение А.П. Чехова к народным традициям, восприятие заложенных в народном сознании этических ценностей позволяет объяснить интерес писателя к жанрам календарной словесности. Предметом настоящей главы является поэтика святочных и рождественских жанров, которые занимают достаточно большое место в творческом наследии писателя.

Примечания

1. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. СПб.: СПбГУ, 1995. С. 219.

2. В дальнейшем ссылки на это издание приводятся после цитирования источника. В скобках указываются тип текста («С» — Сочинения, «П» — Письма), том и страница.

3. Душечкина Е.В. Указ. соч. С. 220.

4. Фортунатов Н.М. Тайны Чехонте: о раннем творчестве А.П. Чехова: мат-лы спецкурса. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1996. С. 13.

5. Секачева Е.Р. Городской фольклор как феномен массовой городской культуры начала XX в. // Новый исторический вестник. 2007. № 5. С. 67—74.

6. Частушки в записях советского времени / сост. З.И. Власова, А.А. Горелов [вст. статья А.А. Горелова, с. 5—27]. М.; Л.: Наука, 1965. С. 20.

7. Медриш Д.Н. Литературная и фольклорная традиция: вопросы поэтики. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1980. С. 208.

8. Роговская М.Е. Чехов и фольклор («В овраге») // В творческой лаборатории Чехова: сб. науч. ст. М.: Наука, 1974. С. 331.

9. Абрашова Е.А. Христианские мотивы в творчестве А.П. Чехова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.А. Абрашова. М., 2004. 182 с.; Душечкина Е.В. Указ. соч.; Ларионова М.Ч. А.П. Чехов: литература в пространстве фольклора // Общественные науки. 2010. № 1. С. 115119; Ларионова М.Ч. Народная культура в творчестве А.П. Чехова // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону: Южный фед. ун-т, 2009. № 4 (60). С. 85—88; Медриш Д.Н. Указ. соч.; Собенников А.С. Между «есть Бог» и «нет Бога»: о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова. Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1997. 222 с. и др.

10. Терехова Е.А. Творчество А.П. Чехова и народная культура: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.А. Терехова. Волгоград, 2002. 170 с.