Вернуться к Я.О. Козлова. Поэтика календарной прозы А.П. Чехова

Заключение

В настоящей работе мы исследовали поэтику календарной прозы А.П. Чехова.

Становление литературных календарных жанров происходит в тесной связи с фольклорной календарной словесностью. Святочный рассказ зародился в русле романтизма, что объяснимо прежде всего установкой романтической эстетики на постижение национальной мифологии. В русском романтизме истоки святочного рассказа обнаруживаются в фольклорных жанрах былички и бывальщины. Одновременно с обращением писателей-романтиков к фольклору в русском обществе просыпается интерес к народному быту и традициям, который будет сохраняться на протяжении всего XIX столетия. Этим, в частности, объясняется необычайный интерес читательской аудитории к календарной словесности в последней трети XIX в.

В рамках зимнего праздничного цикла празднование святок, Нового года и Рождества получает отражение в жанрах литературного святочного, рождественского и новогоднего рассказа. Родовая принадлежность к святочному жанру не отменяет типологических особенностей каждой его жанровой разновидности.

Святочный рассказ тяготеет к фольклорным традициям и воссозданию национальной старины. Его жанровое содержание определяется допущением влияния таинственных сил на судьбу человека; часто вводится двойная мотивировка сюжетной развязки. Иллюзия достоверности происходящего достигается введением фигуры рассказчика, доверительно беседующего со слушателем/читателем: эмоциональное воздействие на последнего позволяет «верифицировать» основное сюжетное событие. Цель жанра — извлечь нравственный урок из экстремальной жизненной ситуации.

Среди основных компонентов новогоднего жанра, помимо очевидной календарной приуроченности и праздничного хронотопа, можно выделить специфическую мотивику (рассуждение о быстротечности жизни, возлагание надежд на грядущий год, стремление к благополучию и проч.), включение в повествование фантастических и фольклорных составляющих (антропоморфные духи, эфиры, традиции и обряды, присущие святочному циклу в целом), а также наличие сюжетных «клише» (сюжет «о визитерах», сюжет об уходящем Старом годе, который дает напутствия Новому году, пожелание благосостояния и удачи в наступающем году и др.).

Рождественский рассказ отличается заложенным в семантику праздника религиозно-нравственным содержанием и соответствующим устойчивым комплексом мотивов (евангельские мотивы, мотив семейного очага, добрососедства и единения). Рождественскому рассказу присуща общая для святочного цикла праздничная фантастика (привидения, духи, гости из потустороннего мира) и сюжетная структура, которую организует событие «чуда». Действующими лицами в рождественском рассказе выступают дети (часто сироты), «маленькие люди», переживающие в рождественскую ночь судьбоносные события. Рождество способствует их духовному перерождению, спасению от гибели и приобщению к евангельским идеалам добра и душевной красоты.

Отличительными особенностями пасхального рассказа являются приуроченность к пасхальному циклу (от Прощеного воскресенья до Троицы), явный дидактизм, особый хронотоп — в текстах присутствуют два мира: мир земной и мир горний. Обязательными элементами этого жанра можно считать особую праздничную атрибутику и мотивику (лазурный, белый, пурпурный цвета; пасхальный кулич, свечи, верба и др.; мотив духовного возрождения, очищения, становления на путь истинный, мотив сопричастности, раскаяния, прощения грехов и проч.), а также счастливую развязку, пасхальное «чудо», с помощью которого герой приближается к познанию духовных истин.

В период «святочного бума» последней трети XIX в. литераторы стремились создать хотя бы несколько святочных историй, пользующихся все возрастающей популярностью у читателей. Засилье низкосортной календарной прозы неизбежно должно было привести к кризису, потере самобытности календарных жанров. В работе рассмотрена трансформация изучаемых жанров в периодике последней трети XIX в. — их шаблонизация, диффузия жанрового содержания.

Созданные А.П. Чеховым в начале 1880-х гг. календарные тексты позволяют сделать вывод о внесенных им определенных жанровых инновациях. В отличие от новогодней словесности, бытовавшей в печати того времени, в ранних новогодних произведениях Чехова представлены сюжетные ситуации, выявляющие психологические особенности персонажей: отказ от выполнения просьбы начальника, нежелание следовать изжившим себя традициям и проч.

В новогодних рассказах А.П. Чехова, созданных после 1886 г., усложняется проблематика, активно осваиваются и преображаются малые эпические формы. Добиться правдоподобия описываемых ситуаций позволяют такие приемы, как «говорящие» детали, злая ирония над принятым в «хорошем» обществе кодексом поведения и непредсказуемые сюжетные коллизии.

Помимо новогодних произведений, А.П. Чехов создал многочисленные святочные и рождественские рассказы. В ранних образцах этих жанров писатель углубляет систему традиционных праздничных мотивов (например, часто обращается к мотиву оборотничества в социальных отношениях), отказывается от трактовки святочного и рождественского «чуда» в мистическом, волшебном ключе, наделяет произведения возможностью их двойного истолкования и подвергает ироническому переосмыслению превратившиеся к концу столетия в клише сюжетные компоненты названных жанров.

Зрелые святочные и рождественские произведения писателя отмечены глубокой степенью психологизма и лиризма, обращением к экзистенциальным вопросам и особой анекдотически-притчевой составляющей. Нередко формальные признаки жанров стираются и создается особое бытийное пространство, которое делает возможным духовное спасение героя и воплощение святочного или рождественского «чуда». В представлении автора ведущим рождественским мотивом, пересекающимся с пасхальным, становится мотив единения, человеческой общности и преодоления одиночества. Он входит в число мотивных доминант всего творчества писателя.

В пасхальных рассказах А.П. Чехова середины 1880-х гг. явственно ощущается творческого «слома», разделяющего его раннее и зрелое творчество. На заре литературной деятельности Чехов обращается к пародии, высмеивает погрязших в суетности и мелочности жизни персонажей, для которых уже невозможно духовное перерождение.

Привязка к пасхальному циклу зрелых рассказов, помещение героев в пограничные ситуации (болезнь, смерть близкого человека, осознание своей близкой кончины) позволяют автору проследить их духовно-нравственное преображение. Отказ от религиозной догматики и нравоучений, навязчивой проповеди и какого бы то ни было морализаторства свидетельствует об отсутствии у писателя «готового» решения проблемы личностного самоопределения.

В своем творчестве, в том числе календарном, А.П. Чехов не давал универсального ответа на вопросы человеческого существования. Писатель настаивал на том, что герои и читатели должны самостоятельно искать пути разрешения духовных сомнений и нравственных коллизий.

Перспективы исследования. Выполненное исследование позволяет наметить подходы к изучению и выделению типологических признаков других жанров календарной прозы А.П. Чехова, таких, как крещенский, троицкий и др. Продуктивным представляется также выявление особенностей функционирования святочной, рождественской, новогодней и пасхальной словесности в творчестве писателей XIX в. второго и третьего ряда для более глубокого понимания жанровой динамики в литературном процессе того времени.