Вернуться к Я.О. Козлова. Поэтика календарной прозы А.П. Чехова

Приложение 3. Пасхальные рассказы последней трети XIX в., опубликованные в еженедельнике «Нива» (1880—1890-е гг.)

Таблица П3

Признаки пасхального рассказа П. Полевой «Христос Воскресе!» (1889) М. Барвинский «Две заутрени» (1894) И. Потапенко «Обнять весь мир» (1897)
Календарная приуроченность Страстная неделя, Пасха. Утро Пасхи: в настоящее время и много лет назад. Великий пост, Страстная неделя, Пасха.
Праздничный хронотоп Маркируются особые дни на Святой неделе (Чистый четверг, Светлое воскресенье). Отмечается, что героиня Вера Николаевна Чернова — вдова — едет в усадьбу «Отрада», чтобы насладиться «тишиной и благодатью — истинной Отрадой» (Там же. С. 390). Два временных пласта: настоящее время, заутреня, во время которой старик Григорий пытается замолить свой грех — убийство Павла, жениха его возлюбленной девушки Насти, и прошлое — окончание заутрени, лодка, борьба, отказ спасти тонувшего в ледяной воде Павла. Страстная неделя, суббота, праздничная суета, которая напомнила герою о его детстве, «когда я весь в эту пасхальную ночь превратился в радость и сливался с ликовавшим народом» (Там же. С. 313).
Весенняя атрибутика, пасхальная символика Яркое апрельское солнце, весенняя ростепель, теплый апрельский дождь, который так «припарил рыхлую почву, что все ее жизненные силы как бы просились наружу»; засушенная роза из Гефсиманского сада, подаренная героем героине (Там же). Колокольный благовест, крестный ход, теплый свет церковных свечей, монастырская церковь, «серебристое облако ладана», «яркий луч весеннего солнца», светлые ризы священнослужителей (Там же. С. 374—375). «Свежая прохлада ранней весны», «тончайший запах молодых листьев» (Там же). Домашние готовились к разговению и празднованию Пасхи: пекли куличи, красили яйца. Пасхальная заутреня, восковые церковные свечи, светлые ризы батюшки.
Праздничная фантастика и помощники В роли своеобразного помощника выступает газета, из которой герой узнает о смерти мужа своей возлюбленной и спешит к ней, чтобы сделать предложение. Помощница Григория — его жена Настя, которая безропотно отпускала его на богомолье замаливать грехи, а потом и сама присоединилась к мужу, поддерживая и разделяя его душевные терзания. Помощница героя — сестра Надя, во время душевной болезни присматривавшая за ним и разделявшая его страдания: «В последние дни она тоже похудела, как и я, как будто она переживала драму вместе со мной» (Там же. С. 312).
Особый тип героя Герой Петр Иванович Подольский — православный христианин, хочет провести дома Страстную и Светлую недели, насладиться «дивной великопостной службой», «заутреней под Светлый праздник» (Там же, с. 386). Он благороден, обладает высокими нравственными качествами. Ему под стать Чернова, его возлюбленная, ныне вдова, выданная замуж по расчету. В молодости Григорий совершил смертный грех и всю жизнь пытается вымолить прощения у Бога: «Он все бросил: скудное имущество отдал на помин души раба Божьего Павла и пошел, безродный, бездомный странник, скитаться по земле русской, из храма в храм, из обители в обитель, в страстном искании того, чего не купишь всем золотом земным, но можно вымолить раскаянием...» (Там же. С. 375).

Павел — архетип Грешника, который хотел разлучить влюбленных Григория и Анастасию. Его семья была богата, но богатство было нажито нечестным путем, за что Павла мучили бесы, когда он находился при смерти после падения в ледяную реку: «<...> окружали и толкали меня в пучину бледные, измученные люди, попрекая отцовскими грехами, обманами кабацкими!» (Там же. С. 375).

Герой — восемнадцатилетний влюбленный юноша, который не мог найти душевного успокоения и хотел стреляться из-за неразделенных чувств.
Пасхальные мотивы Пасхальная заутреня и перемена траурного платья на светлое — мотив очищения и освобождения от прошлой неправедной жизни (Вера Николаевна вышла замуж без любви); мотив ожидания перемены судьбы, мотив соединения с близкими людьми. Мотив больной совести, раскаяния, истовой молитвы; мотив физических и душевных страданий; мотив прощения и искупления вины. Мотив душевного успокоения и освобождения от наваждения; мотив единения с миром и спокойной совести; мотив всепоглощающей любви и благодарности к своим близким; мотив искупления вины.
Пасхальное «чудо» Петр Иванович приехал в деревню к Вере Николаевне, как только узнал, что она овдовела. Несмотря на пять лет разлуки, они поняли, что их любовь не исчезла. В рассказе повествуется о чудесном спасении Павла, не умеющего плавать, из ледяной реки, а также о встрече двух старых врагов, каждый из которых замаливал грехи перед Богом. Детские воспоминания о праздновании Пасхи «исцелили» героя: «И вдруг что-то давнее, забытое, но в то же время что-то сладостное поднялось в моей душе» (Там же. С. 313). Герой заторопился в церковь, на службу.
Морализаторство Нужно не терять надежду на лучшее, подобно героям рассказа. Им удалось сберечь чувства друг к другу, несмотря на жизненные испытания (неудачное замужество, жизнь за границей). Они не ожесточились душой и не перестали верить в возможность счастливой жизни в соответствии с христианскими ценностями. Нарушение божественных заповедей не позволяет человеку жить счастливо — проблема неспокойной совести. Земное богатство ничто в сравнении с душевным спокойствием.

«Нельзя одну свою душу спасать» — восклицает Павел (Там же).

Неудавшееся самоубийство из-за неразделенной любви способствовало душевной болезни героя. Только забота и участие близких, а также «святое» время — Пасха и Страстная неделя — помогли герою обрести спокойствие. Подчеркивается важность детских воспоминаний.
Счастливая развязка Герои поженились и обрели долгожданное счастье. Страдания героев после долгих лет мытарств и раскаяния окончились. Герой выздоровел и простил свою избранницу.