Вернуться к Я.О. Козлова. Поэтика календарной прозы А.П. Чехова

Приложение 2. Рождественские тексты последней трети XIX в., опубликованные в еженедельнике «Нива» (1880—1890-е гг.)Приложение 2. Рождественские тексты последней трети XIX в., опубликованные в еженедельнике «Нива» (1880—1890-е гг.)

Таблица П2

Признаки рождественского рассказа Н. Морской «Кувшинчик» (1880) Л-вая «Сочельник» (1880) Н.Н. Лебедев «Уличная певица» (1881)
Календарная приуроченность Вечер сочельника, 24 декабря, утро 25 декабря. Вечер сочельника, 24 декабря, утро 25 декабря. Вечер сочельника, 24 декабря.
Праздничный хронотоп Праздничная зала с наряженной елкой, фокусы, всеобщее веселье — появление таинственной силы — кувшинчика, т. е. Богородицы, раздающей дары неимущим, скорбящим и молящим о помощи. Зала с елкой, беззаботность и эгоизм (девочка Женя забывает про больную подругу Галю) — комната больной, одиночество — сон с умершей мамой и райской музыкой, ирреальный мир. Сирота, которую продал мастеровой в помощницы шарманщику, в сочельник, чудесным образом встречает свою учительницу пения, которая спасает ее от голодной смерти.
Зимняя атрибутика Мороз, ясное небо Христова звездочка — «звезда, превосходящая размерами остальные», дарующая детям чудесные сны (Там же. С. 1078.) Мороз, ясное небо, елка с присущей ей атмосферой праздника, лунная Рождественская ночь, тишина. Ночь, мороз, ледяная горка, тусклый свет фонаря.
Связь с фольклором Не выявлена. Не выявлена. Пожар, в котором сгорает отец девочки, символизирует разрушительную силу, отделяющую сироту от счастливого детства.
Праздничная фантастика Ожидание благостного кувшинчика (= херувима), имеющего функциональные сходства с Санта-Клаусом и Дедом Морозом: «Четыре раза в год после Рождественского, Великого, Петрова и Успенского поста прилетает наполненный молоком кувшинчик, прилетает никем не видимый, во время сна» (Там же. С 1079). Умершая мама приходит утешить больную дочь Галю, и та просит забрать ее к себе; в полусне ночью Галя идет в праздничную залу, ей кажется, что за ней следует некто мистический; во сне девочка видит двух юношей, одного из которых любит, а другой пугает ее — иносказательные образы Бога и Сатаны. Божественный промысел привел благодетельницу Александру Павловну именно в то место и в тот момент, когда сирота, после смерти шарманщика, осталась без гроша в кармане и приняла решение замерзнуть на улице.
Особый тип героя Дети Людмила и Еничка, безгрешные и безобидные, явление Еничке во сне белого с серебряными цветами кувшинчика и Богородицы. Галя — бедная сирота, которую обижают в доме Ведровских: «<...> она худела, бледнела, все реже и реже слышался ее звонкий голос <...>» (Там же. С. 1082). Несчастная одинокая девочка, которая осталась сиротой и которую во время пожара во дворе похитил мастеровой и продал за долги шарманщику.
Рождественские мотивы Религиозный мотив призрения бедных и сирых, милосердия и горячей молитвы, мотив встречи с горним миром, мотив сна — кульминация рассказа (встреча с Божьей Матерью). Мотивы воспоминания прежней счастливой жизни, воссоединения с родной матерью, встречи с инфернальными силами, мотив сна — наутро Галя вспоминает свои грезы и желает оказаться ближе к маме. Мотив счастливых детских воспоминаний («Детство спасало меня, и я чувствовала себя в описываемую пору счастливой» (Там же. С. 1162), мотив одиночества, единения с ближними.
Рождественское «чудо» Дети проявили свои лучшие душевные качества: доброту, милосердие, участие в невзгодах других, доказав свою веру и любовь к Богу. С одной стороны, названая сестра Женя раскаялась в своей черствости и принесла Гале подарки, с другой — Галя соприкоснулась с горним миром. «Не я, моя крошка, спасла тебя, а тот Господь Бог, рождение в яслях Которого вспоминали в тот вечер» (Там же. С. 1170).
Дидактизм Неимущим и горячо верующим людям в конце концов воздастся за их страдания и лишения. Христианские ценности: жертвенность, доброта, осуждение эгоизма и тирании, горячая вера и любовь к Богу. Христианские ценности: милосердие, трудолюбие, надежда на спасение, неукротимая вера в божественный промысел, осуждение социального устройства общества.
Счастливая развязка В настоящем мире мальчик так и не увидел «чуда», зато в мире грез — соприкоснулся с божественным началом. Женя ступает на путь исправления, а Галя просыпается наутро после перенесенного ночного кризиса почти здоровой, но помнит о своем сне. Сирота в Рождественскую ночь обрела кров и настоящего друга.