Вернуться к Чан Юн Сон. Предметный мир прозы и драматургии А.П. Чехова

Введение

Каждый человек живет в мире вещей природных (моря, реки, облака, горы, леса) и созданных им самим (город, дом, мебель, одежда, экипажи, автомобили, самолеты). И любое литературное произведение по необходимости содержит в себе описание этого окружающего нас внешнего мира. «Предметный мир в литературе — реалии, которые отображены в произведении, располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени»1. Эти реалии и есть у разных писателей, но вещная насыщенность текста различна, отличается и отношение к вещи. Этим отношением характеризуются целые литературные направления (сентиментализм — натурализм — символизм — акмеизм).

Тип предметных деталей характеризует индивидуальность писателя, его видение мира не меньше, чем его язык или структура его сюжетов. Художественный предмет концептуален, отражает систему ценностей писателя. В связи с этим проблема художественного предмета представляется одной из важнейших в поэтике большинства писателей, и такое понимание лежит в основе темы настоящего исследования.

Между тем если исследованию других аспектов поэтики писателей посвящена огромная литература, проблема предметного мира изучена явно недостаточно: специальных работ, ей посвященных, почти не существует, как до 1980-х гг. не было и теоретических работ по этому вопросу. До сих пор предметному миру писателя, который чаще всего сводится к проблеме художественной детали, уделяется, как правило, лишь небольшое место в работах по поэтике писателя. Этим определяется актуальность проблематики данного исследования в целом.

Что касается произведений Чехова, то, несмотря на обширную литературу, посвященную исследованию различных аспектов творчества, проблема предметного мира и художественной детали принадлежит к тем вопросам чеховедения, которые нечасто становились предметом пристального интереса и объектом изучения со стороны исследователей. За исключением работ А.П. Чудакова, внимание ученых привлекали, как правило, лишь частные аспекты данной проблемы.

Поэтому неотложной целью настоящей работы является исследование предметного мира прозы и драматургии Чехова как одной из важнейших сторон его художественного мира.

Задачи исследования определяются различными аспектами общей цели.

1. Кратко рассмотреть основные факты истории и теории художественного предмета в русском литературоведении, а также в работах некоторых зарубежных ученых.

2. Дать обзор работ, в которых в той или иной степени затрагивается вопросы художественной детали, реалий, бытовых подробностей, вещей и т. п. в прозе и драматургии Чехова.

3. Рассмотреть основные сегменты предметного мира Чехова: интерьер, портрет, одежда, пейзаж, гастрономия.

4. Описать некоторые художественные принципы поэтики Чехова в связи с проблемой художественного предмета.

5. Проанализировать роль художественного предмета в системе отдельного произведения, функционирование детали, а также ее знаковую функцию в пространстве чеховского текста.

В комплексном освещении этих проблем, предпринимаемом впервые, и состоит научная новизна предлагаемого исследования.

Методологической основой работы является понимание художественного мира писателя как целостной системы. Основным методом исследования является системно-структурный, предполагающий рассмотрение художественного текста как сложного композиционно-речевого целого и понимание художественного предмета как важнейшей части этой целостности. Методологической базой анализа, предпринятого в настоящей работе, являются труды Л.Я. Гинзбург, В.М. Жирмунского, К.Н. Леонтьева, Ю.Н. Тынянова, В.Е. Хализева, а также ученых-чеховедов С.Д. Балухатого, А.Б. Дермана, М.П. Громова, В.Б. Катаева, А.И. Роскина, А.П. Скафтымова, А.П. Чудакова.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и результаты могут быть использованы для разработки общих и специальных курсов по истории русской литературы 19-го века, теории литературы, спецкурсов и спецсеминаров по творчеству А.П. Чехова, а также при дальнейших исследованиях чеховской поэтики и теоретической разработке категории художественного предмета.

Структура исследования. Работа состоит из введения, пяти глав и заключения.

Примечания

1. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост.: Николюкин А.Н. М.: Интелвак, 2001. С. 795; Литературоведение от А до Я. Энциклопедический словарь для юношества. Сост.: Новиков В.И., Шкловский Е.А. М.: Педагогика-пресс, 2001. С. 285.