Обзор истории вопроса показал, что несмотря на многочисленные исследования различных аспектов чеховского творчества, проблема предметного мира и художественной детали недостаточно полно освещена в научной литературе.
Изучение роли предмета в художественном мире Чехова в целом показало, что в предметном мире писателя можно выделить следующие вещные сегменты: интерьер, портрет, одежда, пейзаж. Во всех названных сегментах обнаруживаются три основных способа изображения предметного мира:
1. Чехов следует литературной традиции в обращении с предметом, когда каждая деталь функциональна, характеристична и необходима для изображения героя, сюжета, ситуации, т. е. некоего целого. Такие детали во множестве представлены как в прозе, так и в драматургии. Но традиционный прием использования предмета у Чехова не единственный и сочетается с другими.
2. Чехов стремится обнаружить в человеке и явлении как существенные, так и случайные черты, поэтому использует так называемые «нехарактеристичные детали». Это совершенно новый тип изображения. Отдельные его элементы встречались в литературе и раньше, но они не носили систематического характера. У Чехова же такой принцип изображения носит системный, универсальный характер, охватывая самые разные виды текста. Отметим, что нехарактеристичные детали встречаются и у писателей-современников Чехова, но у них все же преобладает традиционный способ введения предмета в текст.
3. Символичность некоторых деталей. В качестве символов могут выступать самые обычные предметы бытового окружения. Это не знаки иной реальности, — эти символы всегда включены в обыденно-бытовой план. Такие предметы у Чехова всегда двуплановы, так как они одновременно реальны и символичны.
Сочетание этих способов создает впечатление единства и целостности мира и утверждает новое художественное видение предмета в литературе конца 19-го — начала 20-го вв.
В специальных разделах рассматриваются некоторые общие принципы поэтики Чехова. Из множество проблем поэтики мы выбрали только две: проблему импрессионизма и кинематографические принципы в художественной организации чеховского рассказа. Представляется, что эти проблемы по сравнению с другими имеют наибольшее отношение к теме настоящей диссертации.
Отдельная глава посвящена роли художественного предмета в системе отдельного произведения. Рассмотрение в ней поздних и лучших рассказов, а также пьес Чехова позволило сделать вывод, что художественный предмет — одна из важнейших составляющих во всех сегментах чеховского произведения: изображении психологии, пейзаже, интерьере, событийной сфере, сюжете.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |