Вернуться к Н.Ф. Иванова. Проза Чехова и русский романс

Использованная литература

1. Источники

1. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем. В 30-ти тт. М., 1974—1983.

2. Чехов Ал.П. А. С-ой. А.П. Чехов — певчий. — Материал для его биографа // Вестник Европы. Книга 10-я. Октябрь. 1907. С. 825—834.

3. Чехова М.П. Из далёкого прошлого. М., 1960.

4. Чехова М.П. Письма к брату А.П. Чехову. М., 1954.

5. Чехов М.П. Антон Чехов и его сюжеты. М., 1923.

6. Чехов М.П. Вокруг Чехова. Встречи и впечатления // Вокруг Чехова / Сост., вступ. ст. и примеч. Е.М. Сатаровой. М., 1990. С. 151—323.

7. Чехов в воспоминаниях современников / Ред. и вступ. ст. А.К. Котова. М., 1952.

8. Альбом золотых мотивов для любителей и любительниц пения. СПб., 1884.

9. Апухтин А.Н. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. М.В. Отрадина, сост., подгот. текста и примеч. Р.А. Шацевой. Л., 1991. (Б-ка поэта, Большая серия).

10. Гиляровский Вл. Сочинения в четырёх томах / Вступ. ст., сост. и прим. Б.И. Есина. М., 1989.

11. Зелененко В.В. Таганрогская гимназия времён А.П. Чехова. (Отрывки воспоминаний) / Публикация П.С. Попова // А.П. Чехов. Сб. статей и материалов. Ростов-на-Дону, 1959. С. 374—381.

12. Кони А.Ф. А.П. Чехов // Воспоминания о писателях. Л., 1965.

13. Кашин Д. Русские народные песни. М., 1883.

14. Морозова З.Г. Воспоминания об А.П. Чехове. Литературный музей А.П. Чехова. Таганрог. А.П. Чехов. Сборник статей и материалов. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 1960. С. 306—309.

15. Миньона: Музыка в русской прозе: вторая половина XIX века / Сост. А. Трейстер. М., 1991.

16. Нотные листы, издаваемые музыкальными издательствами А. Гутхейля, К. Леопаса, Ю. Циммермана, П. Юргенсона, С. Ямбора, фирмами «Эвтерпа», «Экономик», «Северная лира», «Нева».

17. Песни русских поэтов. (XVIII — первая половина XIX века) / Редакция, статьи и комментарии Ив.Н. Розанова. М., Сов. писатель, 1936. (Б-ка поэта. Большая серия).

18. Песни и романсы русских поэтов / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. В.Е. Гусева. 2-е изд. М.; Л.: Сов. писатель, 1965. (Б-ка поэта. Большая сер.).

19. Песни русских поэтов: В 2-х т. / Вступ. ст., сост., подгот. текста, биогр. справки и примеч. В.Е. Гусева. 3-е изд. Л., 1988. (Б-ка поэта. Большая сер.).

Т. 1. XVIII век; Первая половина XIX века. Русская песня; Баллада; Романс-элегия; Вольные песни.

Т. 2. Середина XIX — начало XX века. Песенная лирика; Классический и бытовой романс; Баллады; Революционные песни.

20. Писатели чеховской поры. Избранные произведения писателей 80—90-х годов / Вступ. ст., сост. и коммент. С.В. Букчина. В 2 т. М., 1982.

21. Русские песни XIX—XX века / Сост. проф. И.Н. Розанов. М., 1944.

22. Соболевский А.И. Великорусские народные песни. СПб., 1898. Т. VI.

23. Русский романс / Слово к читателю И.С. Козловского; Сост., вступ. ст. и ком. В. Рабиновича. М., 1987.

24. Спутники Чехова. Сб. собр. текстов / Вступ. ст. и коммент. В.Б. Катаева. МГУ, 1982. (Унив. б-ка).

25. Стрелок. Сборник опер, водевилей, шансонеток, комических куплетов, сатирических, юмористических стихотворений, романсов, песен, сценок и рассказов из народного малороссийского и еврейского бытов. М., 1882.

2. Исследования

26. Акимова Т.М. «Русская песня» и романс первой трети XIX века // Русская литература. 1980. № 5. С. 36—45.

27. Асафьев Б.В. Музыка и музыкальный быт старой России. Л., 1927.

28. Асафьев Б.В. Русский романс XIX века // Русская музыка XIX и начала XX века. Л., 1979. С. 55—100.

29. Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия. М.—Л., Academia, 1930.

30. Асафьев Б.В. Об опере. Л., 1985.

31. Асафьев Б.В. Избранные труды. В 5-ти томах. М., 1954.

32. Афанасьев Э.С. Творчество А.П. Чехова: Иронический модус. Ярославль, 1997.

33. Балабанович Е.З. Из жизни А.П. Чехова. Дом в Кудрине: Путеводитель. М., 1986.

34. Балабанович Е.З. Чехов и Чайковский. М., 1978.

33. Бегачевский С.М. Цыганские народные песни и пляски. М., 1971.

36. Бердников Г. «Дама с собачкой» А.П. Чехова. К вопросу о традиции и новаторстве в прозе Чехова. Л., 1976.

37. Бердников Г.П. А.П. Чехов // Русские драматурги XVIII—XIX вв. Монографические очерки: В 3 т. Л.; М., 1959—1962. Т. 3. Русские драматурги. Вторая половина XIX века / Под ред. Б.И. Бурсова. 1962.

38. Бэлза И.Ф. Русские классики и музыкальная культура западного славянства. М.; Л., 1950. (Русская музыкальная культура).

39. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Очерки. Л., 1981.

40. Бялый Г.А. Драматургия А.П. Чехова // История русской драматургии: В 2 т. / Отв. ред. Л.М. Лотман. Л., 1982—1987. (ИРЛИ). Т. 2. 1987.

41. Васина-Гроссман В.А. Вокальные формы. М., 1960.

42. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. В 3 ч. М., 1972—1978. Ч. 1. Ритмика. Ч. 2. Интонация. Ч. 3. Композиция.

43. Васина-Гроссман В.А. Романс и песня // Очерки советского музыкального творчества. М.; Л., 1947. Т. 1.

44. Васина-Гроссман В.А. Романс // Музыкальная энциклопедия. М., 1978. Т. 4. С. 694—697.

45. Васина-Гроссман В.А. Романтическая песня XIX века. М., 1966.

46. Васина-Гроссман В.А. Русский романс конца XIX и начала XX века // Русская художественная культура конца XIX — начала XX века (1895—1907). Книга первая. Зрелищные искусства. Музыка. М., 1968. С. 385—396.

47. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. М., 1956. (Ин-т истории искусств).

48. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. М.; Л., 1965.

49. Васина-Гроссман В.А. О связях музыки и поэзии в русском искусстве конца XIX — начала XX в. // Художественные процессы в русском и польском искусстве XIX — начала XX века / Ред. Е.А. Борисова и др. М., 1977. С. 146—158.

50. Вольман Б. Гитара в России. Очерки истории гитарного искусства. Л., 1961.

51. Галиченко А.А. К семантике крымского пейзажа в «Даме с собачкой» // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». М., 1996. С. 169—174.

52. Гейдеко В.А. А. Чехов и Ив. Бунин. М., 1987.

53. Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. М., 1955.

54. Глебов Игорь (Асафьев Б.В.). Русская поэзия в русской музыке. Пг., 1922.

55. Глушков С.В. Чехов и провинциальная Россия [провинциальный читатель] // Художественное восприятие: проблемы теории и истории. Межвуз. темат. сб. науч. тр. / Отв. ред. В.В. Прозоров. Калинин, 1988. С. 147—152.

56. Головачёва А.Г. «Звук лопнувшей струны» (непрочитанные страницы истории «Вишнёвого сада») // Крымские пенаты: Альманах литературных музеев. Симферополь. 1996. № 3. С. 31—39.

57. Головачёва А.Г. Литературно-театральные реминисценции в пьесе А.П. Чехова «Чайка» // Филологические науки. 1988. № 3. С. 15—20.

58. Громов Л.П. Реализм Чехова второй половины 80-х годов. М., 1958.

59. Громов Л.П. О музыкальности Чехова — писателя // Литературный музей А.П. Чехова. Сб. статей и материалов. Вып. 3. Таганрог, 1963. С. 97—123.

60. Громов Л.П. Чехов и Чайковский. (Вопросы эстетики в творческой лаборатории) // Чеховские чтения. Таганрог — 1972. Ростов-на-Дону, 1974. С. 5—16.

61. Громов М.П. Книга о Чехове. М., 1989. (Б-ка «Любителям российской словесности»).

62. Громов М.П. Чехов. М., 1993. (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.; Вып. 724).

63. Гудошников Я.И. Очерки истории русской литературной песни XVIII—XIX вв. Воронеж, 1972. (Воронеж. ун-т).

64. Гудошников Я.И. Городской романс как социально-художественное явление // Фольклор народов РСФСР. Межвуз. науч. сб. Отв. ред. Т.М. Акимова и Л.Г. Бараг. Уфа, 1979. С. 98—104.

65. Гудошников Я.И. Очерки истории русской литературной песни XVIII—XIX вв. Воронеж., 1972.

66. Гусев В. Песни, романсы, баллады русских поэтов // Песни русских поэтов. Сборник в 2-х т. / Вступ. статья, биогр. справки, сост., подг. текстов и примеч. В.Е. Гусева. Л., 1988. С. 5—54.

67. Гусев В. Поэты и их песни // Русские песни и романсы. М., 1989. (Классики и современники. Поэтич. биб-ка). С. 3—16.

68. Деметер В., Пичугин П. Песни русских цыган // Музыкальная жизнь. 1963. № 20. С. 18—20.

69. Дерман А. Москва в жизни и творчестве А.П. Чехова. М., 1948.

70. Дерман А. О мастерстве Чехова. М., 1953.

71. Дмитриев Л.Б. Пение // Музыкальная энциклопедия. М., 1978. Т. 4. С. 227—233.

72. Домалевская Н.В. Особенности композиции русской литературной песни первой четверти XIX века и фольклор // Композиция и стиль художественного произведения. Темат. сб. науч. тр. / Отв. ред. Х.А. Адибаев, Алма-Ата, 1978. С. 17—23.

73. Друскин М.С. Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1952.

74. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. СПб., 1995.

75. Журавлёва А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века. (От Гоголя до Чехова). МГУ, 1988.

76. Зоркая Н.М. На рубеже столетий. М., 1976.

77. Зоркая Н.М. Чехов и «серебряный век»: некоторые оппозиции // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». М., 1996. С. 5—14.

78. Зоркая Н.М. Мотив «смиренного» кладбища» в произведениях Пушкина и Чехова // Чеховиана: Чехов и Пушкин. М., 1998. С. 162—175.

79. Иванов Г.К. Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 года). Справочник / Вст. ст. Т.Н. Ливановой. М., 1966—1969.

80. Иоаннисян Д. Своеобразие чеховского лиризма // Литературный музей А.П. Чехова. Таганрог. Сборник статей и материалов. Ростов-на-Дону, 1963. С. 65—96.

81. История русской музыки: В 10-ти т. М., 1994. Т. 7. Ч. 1. 70—80-е годы XIX века / Ю.В. Келдыш, Л.З. Корабельникова, Т.В. Корженьянц и др.

82. История русской музыки: В 10-ти т. М., 1994. Т. 8. Ч. 2. 70—80-е годы XIX века / Ю.В. Келдыш, Л.З. Корабельникова, О.Е. Левашова, М.П. Рахманова, А.М. Соколова.

83. История русской музыки: В 10-ти т. М., 1994. Т. 9. Конец XIX — начало XX века / Ю.В. Келдыш, М.П. Рахманова, Л.З. Корабельникова, А.М. Соколова.

84. Капустин Н.В. О библейских цитатах и реминисценциях в прозе Чехова конца 1880-х — 1890-х годов // Чеховиана: Чехов в культуре XX века: Статьи, публикации, эссе. М., 1993. С. 17—26.

85. Каталог цыганских романсов в алфавитном порядке по названию, началу слов и припевам. Составитель П. Дука. М., 1916.

86. Кац Б. Стань музыкою, слово! Л., 1983.

87. Кац Б. Музыкальные ключи к русской поэзии: Исследовательские очерки и комментарии. СПб., 1997.

88. Келдыш Ю. История русской музыки. Вторая половина XIX века. М.; Л., 1947.

89. Келдыш Ю.В. Опера // Музыкальная энциклопедия. М., 1978. Т. 4. С. 20—45.

90. Конисская Л.М. Чайковский в Петербурге. Л., 1974.

91. Кошелев В.А. Пространство контекста. (К истории русского городского романса) // Вестник Новгородского государственного университета. 1995. № 2. С. 67—72.

92. Кошелев В.А. Онегинский «миф» в прозе Чехова // Чеховиана: Чехов и Пушкин. М., 1998. С. 147—155.

93. Кремлев Ю. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. Т. 1—3. 1825—1894. Л., 1954—1960.

94. Кремлев Ю. Прошлое и будущее романтизма [в искусстве и литературе]. М., 1958.

95. Кубасов А.В. Рассказы А.П. Чехова: поэтика жанра. Свердловск, 1990.

96. Кузичева А.П. «Ваш А. Чехов»: (Мелиховская хроника, 1895—1898). М., 1994.

97. Кулаковский Л. Песня, её язык, структура, судьбы. М., 1962.

98. Курбанов Б.О. Взаимосвязь музыки и литературы. Баку, 1972.

99. Кюи Ц.А. Русский романс. Очерк его развития. СПб., 1896.

100. Левашева О.Е. Песня и романс // История русской музыки. Т. 1. М., 1972.

101. Ливанова Т.Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. Очерк четвёртый. Музыка придворная, театральная, бытовая. М., 1938.

102. Ливанова Т.Н. Русская поэзия (поэты) и вокальная лирика // Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 года): Справочник / Составитель Г.К. Иванов. М., 1966. Вып. 1. С. 5—27.

103. Маркези Густаво. Опера: Путеводитель / Пер. с итал. Е. Гречаной. М., 1990.

104. Мелкова А.С. Творческая судьба рассказа «Душечка» // В творческой лаборатории Чехова / Редкол.: Л.Д. Опульская [и др.]. М., 1974. С. 78—97. (ИМЛИ).

105. Межова А.С. Литературная полемика середины 1880-х годов и «толстовские» рассказы Чехова // Чехов и его время. М., 1977. С. 301—321. (ИМЛИ).

106. Межова А.С. Рассказ Чехова «Новая дача»: на пороге XX века // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. Сб. науч. тр. М., 1997. С. 5—16.

107. Милостной И.В. Русский водевиль 80-х годов и А.П. Чехов // Преемственность в развитии жанров русской литературы. Сб. тр. / Отв. ред. В.С. Совалин. М., 1979. С. 55—70.

108. Михаил Г-ъ. О так называемом цыганском романсе // Театр и искусство. СПб., 1906. № 17. С. 266—271.

109. Муратов А.Б. «Медведь», шутка А.П. Чехова // Анализ драматического произведения. Межвуз. сб. / Под ред. В.М. Марковича. ЛГУ, 1988. С. 313—322.

110. Овчинников М.А. Творцы русского романса. М., 1988.

111. Оперные либретто. Краткое изложение содержания опер. [В 2 т.]. М., 1982—1987. Т. 1. Русская опера и опера народов СССР / Ред.-сост. В.А. Панкратова и Л.В. Полякова. М., 1982. Т. 2. Зарубежная опера / Ред.-сост. М.Д. Сабинина, Г.М. Цыпин. М., 1987.

112. Опришко Е.Н. Жанр романса в системе русской лирики // Системность литературного процесса. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Н.Н. Булгаков. Днепропетровск, 1987. С. 29—34.

113. Орелович А.А. Оперетта // Музыкальная энциклопедия. М., 1978. Т. 4. С. 51—60.

114. Оссовский А.В. Музыкально-критические статьи (1894—1912). Л., 1971.

115. Отрадин М.А.Н. Апухтин // Апухтин А.Н. Полное собрание стихотворений. Л., 1991. С. 5—38.

116. Паперный З.С. Записные книжки Чехова. М., 1976.

117. Паперный З.С. Метафора юмора // Чеховиана: Статьи, публикации, эссе. М., 1990. С. 53—64.

118. Пекелис М.С. Мусоргский — писатель-драматург // Модест Петрович Мусоргский. Литературное наследие / Сост. А.А. Орлова и М.С. Пекелис. [Кн. 2]. М., 1972. С. 5—30.

119. Петровская И.Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII — конца XIX века. М., 1983.

120. Петровский М. «Езда в остров любви», или что есть русский романс // Вопросы литературы. 1984. № 5. С. 55—90.

121. Петровский М. Скромное обаяние кича, или что есть русский романс // Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1997. № 40. С. 6—13.

122. П.И. Чайковский и русская литература / Сост. Б.Я. Аншаков, П.Е. Вайдман. Науч. ред. М.Э. Риттих. Ижевск, 1980.

123. Платек Я. Верьте музыке. М., 1989.

124. Плужников К. Забытые страницы русского романса. Л., 1988.

125. Полоцкая Э.А. О назначении искусства (Пушкин и Чехов) // Чеховиана: Статьи, публикации, эссе. М., 1990. С. 40—53.

126. Поспелов Г.Н. О природе искусства. М., 1960.

127. Поэзия и музыка. Сб. ст. и исслед. / Сост. В.А. Фрумкин. Редкол.: В.А. Васина-Гроссман [и др.]. М., 1973. (Союз композиторов РСФСР, ЛО. Секция музыковедения и критики).

128. Рабинович В. «Красивое страданье». Заметки о русском романсе // Русский романс. М., 1987. С. 7—30.

129. Рахманова М.П. Вместо послесловия // Миньона: музыка в русской прозе: вторая половина XIX века. М., 1991. С. 288—311.

130. Реизов Б.Г. Литература и музыка. (Контакты и взаимодействия) // Литература и музыка / Отв. ред. Б.Г. Реизов. ЛГУ, 1975. С. 3—6.

131. Рехо К. (Ким Ле Чун). Русская классика и японская литература. М., 1987.

132. Розанов И.Н. Песни русских поэтов // Песни русских поэтов (XVIII — первая половина XIX века). М., 1936. С. IX—XLIII.

133. Розанова Ю. Оперы Чайковского. Путеводитель. М., 1970.

134. Русская художественная культура второй половины XIX века. Социально-эстетические проблемы, духовная среда. М., 1988.

135. Русская художественная культура конца XIX — начала XX века. М., 1968.

136. Русский романс. Опыт интонационного анализа. Сб. статей / Под редакцией и с предисловием Б.В. Асафьева. М.—Л., Academia, 1930.

137. Русский бытовой романс второй половины XIX века / Составитель и редактор проф. А.Б. Меерович. М.; Л., 1948.

138. Семанова М. Театральные впечатления Чехова-гимназиста. Литературный музей А.П. Чехова. Таганрог. А.П. Чехов. Сборник статей и материалов. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 1960. С. 172—184.

139. Семанова. М.Л. Чехов-художник. М., 1976.

140. Сенелик Л. Оффенбах и Чехов, или La belle Елена // Театр. 191. № 1. С. 91—100.

141. Серов А.Н. Статьи о музыке: В семи вып. Вып. 4 / Сост., ред. и коммент. Вл. Протопопова. М., 1988. (Рус. классическая муз. критика).

142. Скибина О.М. Проблема историзма Чехова // Филологические науки. 1986. № 4. С. 19—25.

143. Смирнов М.М. Рассказ А.П. Чехова «Тина» и роман Жана Ришпена «Клейкая» // Филологические науки. 1984. № 1. С. 73—76.

144. Снегирёв И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1838.

145. Соколов О.В. «Медный всадник» как аналог большой музыкальной поэмы // Болдинские чтения / Под ред. Н.М. Фортунатова. Нижний Новгород, 1998. С. 131—141.

146. Собенников А.С. Ритм в пьесах А.П. Чехова 1890—1990-х годов // Чеховские чтения в Ялте: Чехов в меняющемся мире. Сб. науч. тр. М., 1993. С. 13—22.

147. Собенников А.С. «Между «есть Бог» и «нет Бога»...» (о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова). Иркутск, 1997.

148. Соболева Г. Русский романс. М., 1980.

149. Спасский С. Поэтическая основа романса // Советская музыка. 1950. № 10. С. 33.

150. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. ЛГУ, 1987.

151. Сухих И.Н. Жизнь человека: Версия Чехова // Чехов А.П. Рассказы из жизни моих друзей: Повести и рассказы / Составление, вступ. статья и примечания И.Н. Сухих. СПб., 1994.

152. Тамарли Г.И. Идейно-художественная роль романсов в пьесе А.П. Чехова «Чайка» // Творчество Чехова. Сб. статей. Выпуск 3. Ростов-на-Дону, 1978. С. 61—69.

153. Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. М., 1987.

154. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

155. Финдейзен Н.В. Русская художественная песня (романс). Исторический очерк её развития. М., СПб., 1905.

156. Финдейзен Н.В. Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XIII века. М.; Л., 1926—1929. Т. 1—2.

157. Финдейзен Ник. Очерки развития русской музыки (светской) в XIX веке. СПб., 1909.

158. Фортунатов Н.М. Музыкальность чеховской прозы. (Опыт анализа формы) // Филологические науки. 1971. № 3. С. 14—25.

159. Фортунатов Н.М. Музыка прозы («На пути» Чехова и фантазия Рахманинова) // Чехов и его время. М., 1977.

160. Фортунатов Н.М. Особенности построения чеховской новеллы. М., 1979.

161, Харлампиди О.Д. Музыка в поэтике произведений писателей-демократов 80—90-х годов XIX века // Идейно-эстетическая функция изобразительных средств в русской литературе XIX века. Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Н.В. Осьмаков. М., 1985. С. 126—132.

162. Чередниченко Т.В. Цыганский романс // Музыкальная энциклопедия. М., 1982. Т. 6. С. 158—161.

163. Чудаков А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М., 1986.

164. Чудаков А.П. Слово — вещь — мир. От Пушкина до Толстого. М., 1992.

165. Шомина В.Г. Формирование жанра литературной песни в связи с эволюцией восприятия фольклора (XVIII — начала XIX века) // Художественное восприятие. (Проблемы теории и истории). Межвуз. темат. сб. науч. тр. / Отв. ред. В.В. Прозоров. Калинин, 1988. С. 72—78.

166. Штейнпресс Б. Оперные премьеры XX века. Словарь. [Ч. 1—2]. М., 1983—1986.

167. Штейнпресс Б.К. К истории «цыганского пения» в России. М., 1934.

168. Щербакова Т. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. М., 1984.

169. Эйгес И. Музыка в жизни и творчестве Чехова. М., 1953.

170. Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха. Пг., 1922.

171. Ямпольский И.М. Ария // Музыкальная энциклопедия. М., 1973. Т. 1. С. 204—207.

172. Яницкая С.С. Романс в русской поэзии XVIII века (становление и специфика жанра). Автореферат на соискание учёной степени кандидата филологических наук. СПб., 1995.

173. Янковский М. Оперетта. Возникновение и развитие жанра на западе и в СССР. Л.; М., 1937.

174. Ярустовский Б.М. Драматургия русской оперной классики. М., 1952.

175. 100 опер. История создания. Сюжет. Музыка / Ред.-сост. и автор предисл. М. Друскин. 7-е изд. Л., 1981.