Вернуться к Д.И. Петренко, К.Э. Штайн. Проза А.П. Чехова: Метапоэтика и поэтика

Заключение

Мы были потрясены замечательным высказыванием героя Чехова из рассказа «Письмо» (конец 1880-х — начало 1890-х годов), которое солидаризируется с пониманием Чеховым роли литературы для человечества и мира. Приведем его еще раз: «Пожалуйста, прочтите книгу, — пишет Игнатий Баштанов своему корреспонденту. — Я читал ее вчера весь день, у меня захватывало дух, и я чувствовал, как новые элементы жизни, каких я раньше не знал, входили в существо моего сердца. С каждой новой страницей я становился богаче, сильнее, выше! Я изумлялся, плакал от восторга, гордился, и в это время глубоко, мистически веровал в Божественное происхождение истинного таланта, и мне казалось, что каждая из этих могучих, стихийных страниц создана недаром, что своим происхождением и существованием она должна вызвать в природе что-нибудь, соответствующее своей силе, что-нибудь вроде подземного гула, перемены климата, бури на море... Не верю, тысячу раз не верю, чтоб природа, в которой всё целесообразно, относилась безучастно к тому, что составляет самую прекрасную и самую разумную, сильную, непобедимую часть ее, именно ту часть, которая создается помимо ее воли гением человека» (150, т. 7, с. 512).

Мы соотнесли это высказывание с текстом стихотворения младшего современника А.П. Чехова Б.Л. Пастернака, который также относил выдающееся произведение литературы, в частности «Пророк» А.С. Пушкина, к вселенским событиям. Это «Вариция» (1923) из цикла «Темы и вариации»:

Море тронул ветерок с Марокко.
Шел самум. Храпел в снегах Архангельск.
Плыли свечи. Черновик «Пророка»
Просыхал, и брезжил день на Ганге.

Вариация. 1923

О чем пишут великие писатели? Они говорят о том, что происходит в антропосфере нашей планеты, о том, что биосфера, антропосфера и ноосфера (сфера разума: идеи, мысли, теории, великие творения гениев) находятся в гармоническом единстве, а антропосфера как «живое вещество» неразрывно связана с материально-энергетическими процессами геологической оболочки Земли — ее биосферой, они физически связаны друг с другом и не могут быть независимы друг от друга «ни на одну минуту» (см.: 32, с. 473).

Окружающая среда представляет собой определенную часть биосферы (называемую также иногда гомосферой или антропосферой), это часть природы вообще, биологической, энергетической, интеллектуально-информационной части жизни человека на Земле. Биосфера подвергается непосредственному влиянию человека и может быть определена как «поле» (в физическом смысле слова), в котором осуществляются отношения человека с природой (биосферой). На современном этапе развития невозможно представить себе существование человечества на Земле без понимания взаимодействия атропосферы, ноосферы (информации) и биосферы.

Чехов и другие художники указывают на ту великую силу, которую вносят гении в общую творческую жизнь планеты, они продолжают творчество Того, кто создал этот мир. Современное отсутствие творческого порыва в сфере литературы, искусства, науки в России, девальвация профессионализма, несомненно, влияют на планетарное единство человечества. В России сейчас кризис в области гуманитарных наук и искусства, и это может вызвать разбалансирование и разрушение гармонического взаимодействия биосферы и ноосферы, а это находит выражение в усилении агрессивности общества, процессах утраты национальной идентичности, потере приоритетных позиций в мире в области науки и искусства. Следует инициировать большие научные проекты по филологии, метапоэтике, лингвистической палеонтологии культуры, по истории русского литературного языка, по сохранению языкового, литературного и культурного наследия народов России.

И конечно же, необходимо бережно относиться к людям науки и культуры, к тем, кто бескорыстно вносит вклад в развитие страны, в установление приоритетных позиций отечественной науки в мире.

У Чехова в метапоэтике и в произведениях множество научных прозрений, которые не сейчас, а может быть, в будущем еще предстоит осмыслить. Его метапоэтика нацелена на единство науки и творчества, научная мысль рождается у Чехова в процессе художественного постижения мира, а также в ходе медицинской практики. Его метапоэтика живая, диалогичная, энциклопедически точная, реализует понимание им литературы и языка как искусства, она адресована простым людям, писателям, критикам, журналистам. В процессе анализа метапоэтики Чехова перед нами раскрылась не сухая теория, а предстала творческая лаборатория целого поколения, живое дерево литературной жизни, в которую Чехов был не просто включен, а направлял ее так, как великий дирижер руководит «мировым оркестром».