Вернуться к М.В. Буняева. Психологические особенности эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова

Введение

Актуальность исследования. Своеобразие истории российского психологического знания второй половины 19 в. заключается, с одной стороны, в развитии экспериментальной психологии, имевшей чёткую естественнонаучную базу исследований, а с другой стороны — в значительном усилении общественного интереса к научной психологии [Ждан А.Н., 2004]. По словам Б.А. Успенского, в России это нашло своё отражение в специфическом феномене русской культуры [Успенский Б.А., 1999]. Основанное в 1885 г., Московское психологическое общество объединяло не только психологов, но и психоневрологов, психиатров, математиков, литераторов. А.П. Чехов не был членом Психологического общества, однако его естественнонаучное образование и продолжавшийся всю жизнь интерес к науке, а также близкий крут общения, включавший в себя выразителей психологического знания, например, основателя отечественной сравнительной психологии В.А. Вагнера; русского невропатолога, психолога и одного из организаторов МПО Г.И. Россолимо — всё это позволяет предположить о наличии в чеховском эпистолярном и творческом наследии особенностей, имеющих отношение к научной психологии второй половины 19 в. В наследии А.П. Чехова содержится обширный материал, который может служить существенным вкладом в психологическую науку. Поскольку общая картина психологического знания прошлого постоянно детализируется с помощью исторической реконструкции его фрагментов, восполнение в диссертационном исследовании одного из пробелов в этом знании, касающегося отсутствия историко-психологического изучения наследия А.П. Чехова, представляется актуальным.

Актуальность исследования литературных произведений с психологической точки зрения имеет особую ценность. В своё время Г. Олпорт обращал внимание на целостность, непротиворечивость мотивационных тенденций, внутреннюю логику развития личности, изображённой писателем, в отличие от изображения таковой, данного профессиональным психологом [Исаев Е.И., Слободчиков В.И., 1995]. Таким образом, литература и психология являются комплементарными областями для комплексного изучения личности человека. Однако, как отмечает В.А. Шкуратов, в настоящее время в отечественной психологии подобного рода исследований крайне мало [Шкуратов В.А., 2009].

В этой связи, особый интерес представляет изучение эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова, в котором, по мнению ряда чеховедов как раз и проявляется отношение писателя к научной психологии [Гитович И., 2002; Капустин Н.В., 2005].

Степень разработанности проблемы. Обзор литературы в рамках исследования психологических особенностей эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова предполагал, с одной стороны, изучение текстов по истории психологической науки и, с другой, составление библиографии, посвящённой писателю и рассматривающей его личность и творчество в связи с научной психологией второй половины 19 в.

Обзор трудов, посвящённых А.П. Чехову, а также обсуждающих их критических статей, показал, что подобные психологические работы в России находятся только на начальной стадии своего становления. Если зарубежные исследователи давно изучали личность А.П. Чехова и его творчество с психоаналитической и медико-психологической точки зрения [Finke M., 2005; Lewis B., 2006; Orgel S., 1994; Polakiewicz L.A., 1966; Rustin M. & Rustin M., 2002; Shengold L., 1961; Sperber M.A., 1971; Steffen E., 2007], то в российской психологии таких исследований практически нет.

Объектом исследования выступает материал, состоящий из писем А.П. Чехова и текстов его художественных произведений.

Предметом исследования является художественное отображение представлений А.П. Чехова о психологии.

Цель исследования: изучение психологических особенностей эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова с выявлением соотношения между научной психологией и психологией художественного творчества.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:

Теоретические задачи:

1. Описать психологические особенности эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова.

2. Проанализировать взгляды А.П. Чехова на соотношение научной психологии и психологии художественного творчества.

Эмпирические задачи:

3. Проанализировать произведения и письма А.П. Чехова для выявления психологических особенностей наследия писателя.

4. Применить к эпистолярному наследию А.П. Чехова приём дискурсивного анализа.

Гипотезы исследования заключаются в предположениях о том, что:

1. Психологические особенности эпистолярного наследия А.П. Чехова могут состоять в относительно устойчивых воззрениях писателя на предмет психологии.

2. Взгляды А.П. Чехова на психологию, возможно, обусловлены соединением медицинского образования и писательского опыта литератора и могут быть значимы для понимания его творчества.

3. Можно предположить, что отношения между научной психологией и художественным изображением психологических состояний А.П. Чехов мыслит как взаимодополнительные, но распределённые по своим функциям.

4. Представляется вероятным, что А.П. Чехов, в целом, признаёт познавательную функцию психологической науки, а также её позитивное значение.

Теоретико-методологические основания исследования. Диссертационное исследование опирается на социокультурный подход к историко-психологическому знанию. Согласно этому подходу, научное психологическое знание анализируется в контексте социокультурной нормативности эпохи (В.И. Пищик, В.А. Шкуратов). Методологической основой работы является основополагающий принцип историко-психологического анализа — принцип историзма. Согласно данному принципу, из области исторического знания не могут быть отброшены ни одна теория и ни один из взглядов прошлого, имевшие смысл для своего времени и являющиеся результатом исторической необходимости. Таким образом, любая идея, явление или факт могут быть научно оценены в контексте рассматриваемого исторического периода и соответствующих ему теоретических построений. Принцип направлен на «заполнение» белых пятен истории и преодоление забвения значимых для науки исторических лиц и событий (А.Н. Ждан).

Методы исследования, использованные в научной работе:

Для реализации поставленных задач и верификации гипотез исследования были использованы следующие методы:

1. Биографический метод — для воссоздания связей этапов жизни и творчества литератора с путём развития психологии второй половины 19 в.

2. Источниковедческий метод — для хронологически-тематической систематизации и классификации письменных материалов.

3. Герменевтический метод — для смыслового прочтения (истолкования) текстов.

4. Дискурсивный анализ — для изучения эпистолярного наследия А.П. Чехова.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования. Достоверность и обоснованность результатов проведённого в диссертационной работе исследования, выдвинутых положений и сформулированных выводов, определяются репрезентативностью источниковедческой базы, соответствием теоретических и методологических оснований исследования, а также использованием методов, реализующих поставленные исследовательские задачи.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна. Впервые в ходе историко-психологического исследования на основе материалов писем и художественных произведений А.П. Чехова сформулированы и подтверждены гипотезы о психологических особенностях наследия писателя.

Впервые разработана классификация эпистолярного материала, полученного в результате дискурсивного анализа писем А.П. Чехова.

Впервые для сопоставления и научной психологии и психологии художественного творчества на основе взглядов А.П. Чехова проанализирован весь текстологический массив художественных произведений писателя.

Диссертация является первым историко-психологическим исследованием, проведённым на материале всего чеховского наследия: писем и художественных произведений. До сих пор ссылки на отдельные чеховские произведения использовались некоторыми отечественными психологами для иллюстрации разного рода психологических феноменов [Абакумова И.В., 2010; Асмолов А.Г., 2002; Бакшутова Е.В., 2010; Белянин В.П., 2010; Выготский Л.С., 1986; Гиппенрейтер Ю.Б., 2006; Федотова О.Д., 2010; Шкуратов В.А., 2010; Шкуратова И.П., 2010]. В психологических и психоаналитических трудах зарубежных исследователей, как правило, рассматриваются и анализируются отдельные рассказы или пьесы А.П. Чехова, без учёта имевшихся у писателя представлений о психологии. Таким образом, изучение психологических особенностей эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова во всей совокупности текстов автора отсутствует, что и определяет научную новизну проведённого диссертационного исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется обогащением историко-психологического знания. В отечественной психологии практически нет работ о А.П. Чехове, тогда как существуют психологические труды, посвящённые личности и творчеству других классиков, например, И.С. Тургенева [Чиж В.Ф., 1899], Ф.М. Достоевского [Розенталь Т.К., 2011].

Практическая значимость исследования заключается в развитии аналитического инструмента проникновения в человеческое состояние на примере А.П. Чехова и его использовании для обогащения психологии. В русле известной традиции употребления литературных примеров для описания психологических явлений (акцентуаций, психопатий, темперамента), полученные результаты могут быть применены в качестве иллюстративного материала в методической работе преподавателей образовательных учреждений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологические особенности наследия А.П. Чехова состоят в относительно устойчивых воззрениях писателя на предмет психологии. Эпистолярное наследие содержит взгляды писателя на состояние научной психологии второй половины 19 в.

2. Взгляды А.П. Чехова на психологию обусловлены соединением медицинского образования и писательского опыта литератора и являются значимыми для понимания его творчества. Результатом является характерное для наследия писателя взаимопроникновение, пересечение научной и литературной сфер, что обнаруживается как в письмах, так и в художественных произведениях. Эпистолярный дискурс содержит чеховские мысли по поводу психологии и свидетельствует о научных стремлениях в данной области, тогда как творческое наследие А.П. Чехова, наряду со взглядами писателя на психологическую науку, даёт случаи соединения научной психологии и психологии художественного творчества.

3. Отношения между научной психологией и художественным изображением психологических состояний А.П. Чехов представляет как взаимодополнительные, но распределённые по своим функциям. Наиболее целенаправленно психологическое знание (преимущественно медико-психологического, психоневрологического и психиатрического плана) используется А.П. Чеховым при написании так называемых патографических рассказов («психопатологических очерков»).

4. А.П. Чехов, признавая познавательную функцию психологической науки, а также её позитивное значение, применял современные ему научные разработки в художественном изображении психологических состояний человека.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения проведённого исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2011—2012) и были представлены: на Международной конференции «Чеховские чтения в Таганроге» (к 150-летию со дня рождения А.П. Чехова) (Таганрог, 2010); на VI Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные исследования социальных проблем» (Красноярск, 2012); на Всероссийской научной конференции «Новое и старое в облике классика: психологическая загадка личности А.П. Чехова» (Ростов-на-Дону, 2010); на Всероссийской научной конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы» (Самара, 2011); на конференциях в рамках «Недели науки» Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2010—2012).

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе на факультете психологии Южного федерального университета.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 12 работ общим авт. объёмом в 4,4 п. л., из них 3 работы — в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения; трёх глав, включающих 8 параграфов; заключения, содержащего основные выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; 68 источников исследования; списка литературы, включающей 160 наименований, из них 22 — на английском языке; 1 Приложения. В работе приведены 4 Рисунка. Основное содержание работы изложено на 159 страницах.