Вернуться к М.В. Буняева. Психологические особенности эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова

Заключение

В результате проведённого историко-психологического исследования нами были получены убедительные данные, позволяющие сделать следующие выводы:

1. У А.П. Чехова были устойчивые представления по поводу состояния современной ему психологической науки, которые определяют психологические особенности наследия писателя, тем самым дополняя и обогащая историко-психологическое знание. Этот аспект чеховского интеллектуального опыта совершенно ускользает от современного чеховедения. А.П. Чехов искусно совмещал в своей творческой лаборатории приёмы научной психологии и психологии художественного творчества.

2. На основе проведённого аналитического рассмотрения вопроса о роли науки в жизни и творчестве литератора, было показано большое значение, придававшееся А.П. Чеховым научной деятельности на протяжении всего жизненного пути. Кроме того, было установлено: среди всех научных областей писатель более всего интересовался психологией и психиатрией, что отразилось в его эпистолярном и творческом наследии.

3. Изучение эпистолярного дискурса А.П. Чехова выявило, что из 4494 писем интересующим нас содержанием (эксплицитное обсуждение психологического знания) обладают 64 (1,4% от общего количества). В этом ядре психологических воззрений А.П. Чехова выявлены типы суждений: научно психологический (37%); научно-ориентированный (25%); литературно-психологический (22%); промежуточный (11%); в меньшей степени дискурс характеризуется обыденно-психологической наполненностью (обыденно-психологический тип составил 5%).

4. Воззрения А.П. Чехова не являлись психологической концепцией или теорией, но в них прослеживается преемственность и развитие. Изначально высказываясь в пользу материалистического направления И.М. Сеченова, А.П. Чехов в переписке с А.С. Сувориным (процентное распределение писем по корреспондентам показало, что 50% искомых эпистолярных текстов адресованы именно издателю «Нового времени») уточнял свои взгляды на состояние психологической науки второй половины 19 в. и писал уже о необходимости сосуществования материалистического и идеалистического направлений в психологии. Его резкие высказывания против раздробленности научно-психологического сообщества свидетельствуют о серьёзном отношении писателя к состоянию науки, имевшей большое значение в его жизни и творчестве. А.П. Чехов считал, что психологическая наука должна быть защищена от противостояния направлений и обладать единством подходов и идей.

5. Распределение полученного исследовательского материала по годам жизни писателя помогло установить связь между годами наиболее интенсивной работы над своими психологическими воззрениями и биографическими событиями, повлиявшими на содержание дискурса. Наибольший процент рассмотренных писем (17%) пришёлся на 1888 г. — важный для А.П. Чехова в научном и литературном планах. В этот период литератором интенсивно писались патографические рассказы для сборника «Хмурые люди». Так же значимы оказались 1889, 1890, 1891 гг. (8%, 9% и 11% соответственно) и 1894 гг. (8% писем). Именно в это время велась работа над патографическими произведениями «Палата № 6» и «Чёрный монах». В 1899 г. (11%) А.П. Чехов был поглощён театральной деятельностью, и его письма содержали разъяснения адресатам (часто актёрам) психологических особенностей ролей и состояний их исполнителей.

6. К психологическим особенностям эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова относятся патографические очерки — художественные изображения психических расстройств. Их изучение показало, что в своих произведениях А.П. Чехов был вполне готов использовать известные ему знания о научной психологии в разработке художественной образности и, более того, придавал самодостаточную ценность описаниям психологических явлений. Указанные произведения А.П. Чехова зачастую имеют диагностический характер и коррелируют с современными литератору психолого-психиатрическими разработками. Писатель упоминал о научно точном воспроизведении в своих рассказах психозов, неврозов, неврастении.

7. Выявлено, что в своих представлениях о психологии А.П. Чехов соединял естественнонаучное медицинское образование и опыт литератора. Результатом такого соединения явилось характерное для поэтики писателя взаимопроникновение научного знания и литературной образности.

8. Представления писателя о психологическом знании, которые отражены в письмах, несут функцию просвещения и развития науки в целом, а также синтеза идей в целостное знание о мире; в то же время, художественные произведения служили А.П. Чехову для творческого изображения психологических состояний человека. Данное функциональное разделение является демаркационной линией между взаимодополнительными в других отношениях научной психологией и психологией художественного творчества.

9. Основными результатами изучения психологических особенностей эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова явились подтверждение всех 4-х выдвинутых гипотез исследования, а также разработка классификации эпистолярного материала, которая может применяться в научных и образовательных целях.

Практические рекомендации заключаются в возможности применения результатов проведённого диссертационного исследования преподавателями в образовательном процессе, как в средних образовательных учебных заведениях, так и в вузах, например, в качестве иллюстративного материала по общей психологии.

Перспективы дальнейшего исследования по теме диссертационной работы заключаются в употреблении материалов исследования психологических особенностей эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова для осуществления разработки психологического чеховедения.