Вернуться к М.В. Буняева. Психологические особенности эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова

Выводы по главе III

Проведённое историко-психологическое исследование, описанное в третьей главе, позволило прийти к следующим выводам:

1. В рамках диссертационного исследования концепт патографии рассматривался как изображение в творчестве А.П. Чехова психических расстройств персонажей произведений.

2. Исследование эпистолярного наследия А.П. Чехова показало наличие определённых взглядов писателя на научную психологию второй половины 19 в., не составляющих психологическую концепцию или теорию, а оказавшихся относительно устойчивыми, что прослеживается на примере писем к А.С. Суворину. Высказываясь изначально на стороне материалистического направления И.М. Сеченова, А.П. Чехов в процессе переписки уточнял свои воззрения на состояние современной ему психологической науки и писал о необходимости сосуществования знаний и психологических направлений — материалистического и идеалистического. Таким образом, подтвердилась 1-я гипотеза о том, что психологические особенности наследия А.П. Чехова могут состоять в относительно устойчивых воззрениях писателя на предмет психологии.

3. Чеховские представления о психологической науке не являлись ироничными либо саркастическими; резкие высказывания против раздробленности учёного психологического общества свидетельствуют о серьёзном отношении писателя к состоянию психологии, имевшей большое значение в его жизни и творчестве. А.П. Чехов полагал, что психологическая наука должна быть защищена от противостояния направлений. Вышесказанное подтвердило 4-ю гипотезу — о том, что литератор признавал познавательное и позитивное значение научной психологии.

4. Изучение художественных произведений писателя показало, что в своих произведениях А.П. Чехов использовал известные ему психологические концепции в разработке художественной образности текстов и, более того, придавал самодостаточную ценность научным формулировкам психологических явлений.

5. Патографические произведения писателя являются образцами психологии художественного творчества — т. е. научные знания преобразованы А.П. Чеховым инструментами художественного творчества в литературный текст и представляют практическую ценность для использования в образовательном процессе при разборе соответствующих психологических состояний и психических расстройств.

6. Репрезентированные в эпистолярном дискурсе взгляды А.П. Чехова на психологию значимы для понимания психологических особенностей его творчества, они опосредуются литературными инструментами образотворчества. Это подтверждает гипотезу № 3.

7. В своих воззрениях по поводу психологии А.П. Чехов соединял естественнонаучное, медицинское образование и опыт литератора. Результатом такого соединения являлось характерное для наследия писателя взаимопроникновение, пересечение научной и литературной сфер, что обнаружилось нами как в письмах, так и в художественных произведениях. Это подтвердило гипотезу № 2.