В последние десятилетия теоретические исследования прозаической речи все более связываются с анализом текстообразующей функции языковых средств в корпусе произведений того или иного художника слова. Прозаический язык А.П. Чехова изучается в разнообразных аспектах: идет плодотворный лингвистический анализ произведений художника слова, исследование его творческого кредо и филологической реализации кредо в произведениях писателя (В.В. Виноградов 1959, А.П. Чудаков 1971, З.С. Паперный 1976, В.Б. Катаев 1979, 1996, И.Н. Сухих 1987, Л.Г. Барлас 1991, 1995, Н.А. Кожевникова 1999 и др.).
В указанных работах рассматриваются проблемы лингвистического, эстетического и герменевтического характера в прозе А.П. Чехова, концепция творчества, его художественная система, специфика использования лексических средств в идиостиле и др. Однако существует целый ряд не изученных до настоящего времени вопросов, связанных с деятельностной функцией слова в прозе А.П. Чехова, с условиями семантического взаимодействия антонимичной лексики в составе трех антонимических организаций: антонимических парадигм, антонимических блоков и антонимических полей (Е.И. Диброва).
Актуальность исследования обусловлена тем, что в диссертации впервые исследуется лексическая антонимия, представленная в конструкциях антонимической парадигмы, антонимического блока и антонимического поля в прозе А.П. Чехова. Антонимическое слово в прозаическом тексте наиболее очевидно проявляет свою прагматическую природу: личностный фактор творчества находит свое выражение в противопоставленности семантики, смысловом согласовании и контрасте, во включении указанных организаций в зоны персонажей для яркого и отчетливого изображения реалий действительного мира. Рассказы А.П. Чехова являются той речевой сферой, где на фоне использования языковой антонимии возникает речевая антонимия, образующая сгущение противопоставленных по смыслу слов и выявляющая стилистические возможности эстетики словесного знака (Л.А. Новиков).
Целью исследования является рассмотрение структуры содержания противоположности и ее текстообразующей функции в рассказах А.П. Чехова. Цель исследования определяет круг задач, поставленных в работе.
1. Описание основных принципов употребления антонимической лексики в рассказах А.П. Чехова.
2. Определение семантики и структуры текстового антонимического пространства: парадигмы, блока и поля.
3. Рассмотрение организации лексико-семантических полей «Социально-психологическое существование персонажа».
4. Выявление поэтически значимых структур, организованных на основе экспрессивной функции антонимии.
5. Характеристика структуры словесной коммуникации в текстообразующей роли.
6. Установление роли семантического контраста и согласования в рассказах А.П. Чехова.
Объектом исследования является язык рассказов А.П. Чехова, основывающийся на противопоставленных характеристиках персонажных имен. Целеустановка художника слова отражается в организации и содержании лексики противоположности, используемой в качестве текстообразующего фактора в рассказах.
Методы исследования. В качестве основных в настоящей работе использовались структурно-семантический и стилистический методы исследования текста, заключающиеся «в разыскивании тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов языка» (Л.В. Щерба). При описании антонимических парадигм, блоков и полей в диссертации также широко использовался метод семного анализа. Методика сопоставительного анализа привлекалась для установления специфики членов антонимических организаций, анализа образований окказиональной антонимии в их семантико-стилистическом аспекте.
Научная новизна работы. В диссертации впервые осуществляется типологическое рассмотрение антонимических конструкций (парадигм, блоков и полей), используемых художником слова для реализации творческого замысла в персонажной характеризации и установлении поэтических возможностей лексической антитетичности. Впервые рассматриваются типы антонимических полей, блоков и парадигм, непосредственно составляющих структуру повествования в прозе А.П. Чехова. Новым является установление экспрессивно-деятельностной функции антонимии как филологического фактора в организации прозаического произведения. Новым является также текстовый анализ структур антонимического поля, его внутреннего устройства, в котором каждая зона от ядра до периферии включает в свой состав компоненты авторского изображения персонажа: его имя, психофизические характеристики, одежду, поведенческие и речевые дефиниции и др. В результате антонимическое поле включает в свой состав «образ героя» в очевидном, компактно представленном виде.
Теоретическое значение диссертации заключается в рассмотрении структурной организации противоположностей на трех языковых уровнях — антонимическая парадигма, антонимический блок и антонимическое поле. Это позволило раскрыть функциональную роль антонимических противоположностей в организации повествования. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что каждая антонимическая структура обладает собственными, присущими ей одной параметрами, однако существует тесная связь между творческой установкой, замыслом автора, тематикой произведения и функциональностью антитетичной лексики в художественном тексте. Поэтика антонимии А.П. Чехова свидетельствует в пользу того, что лексика противоположностей обладает экспрессивной направленностью и выполняет текстообразующую роль в структуре рассказа.
Практическая значимость состоит в том, что результаты настоящего исследования могут лечь в основу курсов по современному русскому языку, стилистике русского языка, лингвистическому анализу художественного текста, изучению идиостиля художника слова, а также при комплексном филологическом анализе текста. Результаты диссертационных наблюдений могут явиться базой для создания спецкурса, посвященного изучению творческой лаборатории писателя, а также семинаров, посвященных практическим комментариям прозаических текстов.
Источники исследования. Языковым материалом для диссертации послужил текстовый материал, выбранный из рассказов А.П. Чехова (в количестве 117 произведений). Из них методом сплошной выборки было извлечено 2365 иллюстративных примеров.
К оглавлению | Следующая страница |