Вернуться к А.Х. Барашев. Текстообразующие функции производных субстантивов в письмах А.П. Чехова

Введение

Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова (1860—1904) продолжает открываться для исследователей с новых сторон. Литературоведы, лингвисты, психологи, философы и представители других гуманитарных наук осмысливают наследие писателя на новом уровне. В этом плане богатый материал для исследования предоставляют письма А.П. Чехова как источник, помогающий глубже понять личность мастера слова.

Каждый компонент языка, каждая черта стиля А.П. Чехова достойны анализа, который позволит обнаружить новые грани его таланта. Относится это и к словообразованию писателя, бесконечному поиску им новых слов и новых форм выражения мысли с тем, чтобы сделать это выражение как можно более точным, отражающим мысли и чувства автора, отвечающим его намерениям. Словообразовательные элементы в письмах начинают играть особенную роль, становясь инструментами автора в донесении до читателя своих мыслей и ощущений. Они вплетаются в ткань текста, и та текстообразующая роль, которую словообразовательные единицы играют в тексте, заслуживает особенного внимания. В комплексе словообразовательных единиц, выбираемых А.П. Чеховым для текстопостроения и конструируемых им, были выделены производные субстантивы — имена существительные, прошедшие путь словообразования и связанные словообразовательными отношениями с другими единицами языка.

Актуальность исследования определяется тем, что изучение роли деривационных средств в организации смыслового пространства художественного текста позволяет воссоздать художественную картину мира писателя, выявить авторские текстообразующие стратегии, что важно при изучении языка выдающихся художников слова, к которым, без сомнения, относится и А.П. Чехов. Изучение авторского словообразования как важнейшего фактора языкотворчества не только с собственно лингвистической позиции, но и с точки зрения культурологической, относится к числу важных направлений современной лингвистики. Кроме того, актуальность исследования определяется малоизученностью языка писем А.П. Чехова, представляющих собой не менее значимый источник, чем художественные тексты автора.

Степень разработанности темы диссертации. Проблеме лингвистического анализа эпистолярного наследия А.П. Чехова посвящены исследования Т.П. Акимовой, Е.Н. Бекасовой, З.С. Вагаповой, Н.В. Величко, И.А. Герасименко, Н.Г. Долженко, А.С. Куркиной, Т.В. Кыштымовой, Д.А. Лагутовой, Ю.В. Немчур, В.Ф. Стениной, А.А. Степановой, Е.В. Трофимовой и др. Существенный вклад в изучение словообразовательных особенностей писем писателя внесла Т. Венцлова. Вопрос об окказиональной лексике в эпистолярии А.П. Чехова рассматривала А.О. Валова, о фразеотворчестве писателя — Н.С. Баланчик, Н.А. Ковалева, А.Н. Кормилицына. Определённое влияние на решение проблемы текстообразующих функций словообразования оказали труды Е.С. Кубряковой, Е.А. Земской, А.Н. Поповой, М.Д. Степановой, В.И. Швед. Однако проблема текстообразующего потенциала субстантивного словообразования применительно к эпистолярному наследию А.П. Чехова ещё не рассматривалась, что и определяет актуальность настоящего исследования.

Объектом данного исследования является субстантивное словообразование в эпистолярном наследии А.П. Чехова.

Предмет исследования — функции производных субстантивов в эпистолярии писателя, их роль в формировании пространства текста, в реализации автором текстообразующих стратегий.

Цель работы заключается в выявлении текстообразующих функций производных субстантивов (узуальных и окказиональных) в эпистолярном наследии А.П. Чехова.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить структурно-семантические и типологические особенности производных субстантивов в письмах А.П. Чехова, рассмотреть их место в эпистолярном тексте.

2. Проанализировать роль производных субстантивов в реализации авторских текстообразующих стратегий в письмах А.П. Чехова.

3. Выявить коммуникативно-прагматические функции субстантивного словообразования в эпистолярии писателя.

4. Проанализировать производные субстантивы с эмоционально-оценочными суффиксами в текстообразовании писем А.П. Чехова.

5. Рассмотреть узуальные и окказиональные субстантивы в письмах А.П. Чехова как текстообразующие средства.

Материалом исследования стали тексты писем А.П. Чехова 1875—1904 гг., представленные в томах 19—30 полного собрания сочинений писателя.

Методологическую базу исследования составили труды в области лингвистики текста (А.А. Борисов, И.Б. Воронова, И.Р. Гальперин, А.В. Голоднов, Ф.У. Жаббарова, В.В. Одинцов, А.А. Прохорова, Н.В. Сазонова, Н.А. Сырма и др.); коммуникативных и текстообразующих стратегий и тактик, проявляющихся в тексте (А.В. Голоднов, Т.А. ван Дейк, О.С. Иссерс, И.А. Стернин, С.А. Сухих и др.); теории и практики словообразования (Э.А. Балалыкина, В.А. Богородицкий, И.А. Бодуэн де Куртенэ, М.А. Веденеева, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Ю.Н. Грицкевич, Е.А. Земская, Г.К. Касимова, Л.П. Клобукова, Н.В. Крушевский, О.Ю. Крючкова, В.В. Лопатин, Г.А. Николаев, Н.М. Шанский и др.), в том числе субстантивного словообразования (Т.Ю. Гаврилкина, Т.А. Головачёва, О.Г. Гунько, О.А. Ежкова, М.Ю. Казак, З.И. Минеева, Е.Ю. Муратова, Н.С. Папиянц, Е.В. Смирнова, С.И. Филиппова и др.); теории эпистолярного жанра (Л.В. Балахонская, А.Н. Володин, Н.В. Глухих, Т.П. Зорина, О.Ю. Подъяпольская, Е.П. Прохоров, О.Н. Седова, Л.В. Щерба и др.); языковых особенностей эпистолярного текста разных авторов (В.Ю. Арбузова, А.Ю. Астафьев, И.А. Губарь, Т.В. Земляник, Е.В. Краснова, А.В. Курьянович, И.А. Лешутина, И.И. Матвеева и др.), а также литературоведческие исследования эпистолярия А.П. Чехова (Е.Г. Власова, И.В. Малых, Л.П. Плужнова, О.И. Родионова, И.Г. Самсонова и др.) и лингвистические исследования художественных текстов писателя (Э. Ваффа, И.Г. Горовая, А.Н. Калицкая, Е.И. Лелис и др.) и т. д.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нём впервые предпринимается попытка интерпретировать производные субстантивы как текстообразующие средства на материале писем А.П. Чехова. Производные субстантивы понимаются как важнейшие текстообразующие единицы, обусловливающие конструирование пространства письма как особой разновидности художественной речи. Структура и семантика производных субстантивов, как узуальных, так и окказиональных, трактуются как элементы авторских текстообразующих стратегий.

Для достижения цели диссертации и решения поставленных задач применялись следующие методы:

1. Описательный метод, использовавшийся для наблюдения за функционированием производных субстантивов в эпистолярии А.П. Чехова и описания результатов наблюдения.

2. Метод сплошной выборки при подборе языкового материала из текстов писем писателя.

3. Метод контекстуального анализа с целью исследования производных субстантивов в структуре текста.

4. Метод структурного и семантического анализа для выявления структурных особенностей производных субстантивов и их семантики.

5. Метод статистического подсчёта при фиксировании количества употреблений того или иного производного субстантива с целью выявления их частотности и значимости в структуре текста.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она заполняет пробелы в исследовании языка эпистолярного текста. Впервые субстантивы анализируются комплексно и с ориентацией на их текстообразующие функции, делается попытка выяснить их роль в формировании пространства текста. Результаты, полученные в итоге комплексного многоаспектного анализа производных субстантивов в эпистолярии А.П. Чехова, могут быть применены с целью дальнейшего разноаспектного изучения текста, эпистолярного текста, текстообразования в художественных и эпистолярных произведениях.

Практическая ценность диссертации связана с возможностью использования её результатов в вузовских курсах русского языка, лингвистики текста, словообразования, спецкурсах по когнитивной лингвистике, языку писателя, филологическому анализу текста, в организации научно-исследовательской работы студентов по анализу языка художественных произведений. Полученные результаты могут быть использованы и в лексикографической практике при создании словарей языка отдельных писателей.

Положения, выносимые на защиту:

1. В эпистолярии А.П. Чехова реализуется целый комплекс авторских текстообразующих стратегий — сообщения, анализа, аргументации, персуазивности, обобщения и др. Автор организует своё речевое воздействие, разворачивая пространство эпистолярного текста таким образом, чтобы достичь определённого коммуникативного эффекта. В системе важных языковых элементов, воплощающих данные стратегии, выделяются производные субстантивы.

2. В качестве текстообразующих функций словообразовательных единиц выступают собственно номинативная, конструктивная, компрессивная, экспрессивная, стилистическая. Каждая из данных функций реализуется в эпистолярии А.П. Чехова с помощью производных субстантивов, как узуальных, так и окказиональных. Именно в тексте, в процессе поиска автором эффективного способа развёртывания мысли, производные субстантивы начинают выполнять данные функции.

3. Коммуникативные текстообразующие стратегии сообщения и обобщения сочетаются с номинативной функцией производных субстантивов, которую дополняют экспрессивная и конструктивная функции. Текстообразующая стратегия анализа проявляется при выполнении производными субстантивами преимущественно экспрессивной функции. Стратегии аргументации и персуазивности реализуются в процессе выполнения ими номинативной и экспрессивной функций.

4. Значимыми текстообразующими элементами в письмах А.П. Чехова являются диминутивы, производные субстантивы с пренебрежительно-уничижительными суффиксами и аугментативы, число которых увеличивается от начальной части писем к заключительной и которые сочетают экспрессивную и стилистическую текстообразующие функции, преобладающие над номинативной. Данные производные субстантивы становятся центрами, вокруг которых формируется текстовое пространство писем.

5. Наиболее ярко проявляют свои функции текстообразующих элементов окказиональные производные субстантивы писателя. Каждый из них становится коммуникативным, смысловым, прагматическим и экспрессивным центром текста, остальные элементы которого обрамляют его, формируются вокруг данной авторской словообразовательной единицы. Конструирование окказионального субстантива ведётся автором с учётом тех функций, которые он будет выполнять в тексте.

6. Окказиональные субстантивы в письмах А.П. Чехова образуются как по продуктивным языковым словообразовательным моделям (потенциализмы), так и по оригинальным авторским. Их семантические и эмоциональные возможности усиливаются за счёт дополнительных текстовых средств: эпитетов, восклицательных частиц, рядов однородных членов, притяжательных местоимений, включения в структуры восклицательного и побудительного предложений и т. п.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования обсуждались на следующих международных, всероссийских и республиканских научных конференциях: XX Международной научно-практической конференции «Русское культурное пространство: язык — ментальность — понимание» (г. Москва, 18—19 апреля 2019 г.); Международной научной конференции «Кусковские чтения. Аксиологическое пространство русской словесности: традиции и перспективы изучения» (г. Москва, 3—6 октября 2019 г.); V Всероссийской научно-практической конференции «Речь. Речевая Деятельность. Текст», посвященной памяти профессора Г.Г. Инфантовой (г. Таганрог, 24 сентября 2020 г.); 11 Всероссийской молодёжной научно-практической конференции с международным участием LinguaNet (г. Севастополь, 22—23 октября 2020 г.). Казанском международном лингвистическом саммите «Вызовы и тренды мировой лингвистики», посвященном 175-летию основателя Казанской лингвистической школы И.А. Бодуэна де Куртенэ и 145-летию начала его работы в Казанском университете (г. Казань, 16—20 ноября 2020 г.). Материалы диссертации отражены в 8 публикациях, в том числе в 3 статьях в научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, 1 — в журнале, индексируемом в базе данных Scopus.

Изложенную стратегию исследования отражает структура диссертации, которая включает введение, три главы и заключение.

В первой главе раскрываются понятия текста, эпистолярного текста, субстантивного словообразования; в теоретическом плане рассматриваются текстообразующие функции различных языковых единиц; освещается история изучения как субстантивного словообразования, так и эпистолярного наследия А.П. Чехова.

Во второй главе субстантивное словообразование в письмах писателя анализируется в контексте текстообразующих стратегий и функций, а также в коммуникативно-прагматическом ключе. Предметом исследования здесь становятся узуальные производные субстантивы.

В третьей главе приводится последовательный комплексный анализ окказиональных производных субстантивов, в том числе конструируемых автором эмоционально-оценочных существительных. Обращается внимание на их роль в текстовом пространстве, на их способность организовывать это пространство.

В заключении диссертации обобщаются результаты проведенного теоретического и практического исследования.

Библиография включает научные работы российских и зарубежных авторов и содержит 271 наименование, список словарей и энциклопедий из 16 наименований, а также список источников из 12 наименований.