Вернуться к А.Х. Барашев. Текстообразующие функции производных субстантивов в письмах А.П. Чехова

Заключение

Текст является единицей языка, в которой все остальные его элементы, относящиеся к разным уровням языковой системы, получают окончательное оформление. Выбирая те или иные языковые единицы, конструируя окказиональные лексемы и фраземы, говорящий ориентируется на организацию текста; именно текст, создание которого он прогнозирует, определяет структуру и семантику каждой из языковых единиц, потенциально являющейся текстообразующей.

Эпистолярный текст представляет собой особый вид текста, в котором главной функцией является коммуникативная — функция установления непосредственной связи с конкретным адресатом, кроме того, существенной оказывается прагматическая — функция привлечения внимания к проблеме и оказание влияния на адресата. На выполнение этих функций нацелен текст и все его составляющие.

В ходе исследования установлено, что в тексте писем А.П. Чехова важнейшим текстообразующим средством становятся производные субстантивы. Имена существительные в целом играют в тексте важную роль, номинируя и характеризуя явления действительности, а производные субстантивы делают это, устанавливая многоуровневые связи с другими единицами языка, выражая новые смыслы, формируя новые оценки и эмоции.

Анализ производных субстантивов в тексте писем А.П. Чехова показал использование автором нескольких актуальных текстообразующих стратегий, в реализации которых принимают непосредственное участие производные субстантивы. Стратегия сообщения напрямую связана с номинативной текстообразующей функцией производных субстантивов. Реализация данной стратегии схожа с использованием стратегии обобщения, которая предполагает наименование с помощью производного субстантива значимого для текста письма предмета или явления. Однако при использовании А.П. Чеховым производных субстантивов редко наблюдается выполнение ими единственной текстообразующей функции, тем более номинативной — наименее важной с точки зрения экспрессии, которая значима для автора в эпистолярии. Номинативная текстообразующая функция дополняется экспрессивной и конструктивной.

Выявлены особенности текстообразующей стратегии анализа, которая отмечается, когда А.П. Чехов в письме осмысляет какое-то явление действительности. На первый план выходит обнаружение значимых качеств номинируемого явления, его оценка, поэтому преобладающей текстообразующей функцией становится экспрессивная, хотя другие функции (номинативная, конструктивная) тоже могут присутствовать. Производный субстантив, выбранный или сконструированный автором, служит выделению объекта, привлечению внимания адресата как к нему самому, так и к каким-то его важнейшим характеристикам.

Отмечено, что стратегия аргументации диктует автору необходимость обосновать с помощью производных субстантивов свои мысли и чувства, своё отношение к каким-то явлениям действительности, чьим-то поступкам и событиям. А.П. Чехов применяет её, когда ему необходимо что-то доказать, причём как адресату письма, так и самому себе. В этом случае актуальными текстообразующими функциями становятся номинативная (необходимость назвать спорное явление) и экспрессивная (необходимость доказать адресату что-то, убедить его в чём-то).

Схожа специфика реализации в письмах А.П. Чехова персуазивной текстообразующей стратегии. Анализ показал, что в этом случае для автора наиболее важным становится оказать воздействие на адресата, на его коммуникативные установки, возможно, поменять его установки и его мнения о чём-либо. Производные субстантивы активно участвуют в реализации данной стратегии, а их ведущими текстообразующими функциями являются при этом также номинативная и экспрессивная.

Компрессивная функция производных субстантивов становится важнейшей, когда с их помощью экономится пространство текста, информация начинает излагаться более компактно. Выявлено, что так происходит, например, в процессе использования А.П. Чеховым сокращённых, усечённых субстантивов (Питер), а также универбов (Александринка, Петропавловка). Часто и в других случаях производные субстантивы выполняют (в качестве дополнительной) компрессивную функцию, поскольку их важнейшим назначением в письмах писателя становится выражение краткой и ёмкой информации.

Обнаружено, что выполнение производными субстантивами А.П. Чехова названных текстообразующих функций в связи с реализуемыми автором текстообразующими стратегиями служит формированию пространства текста письма, приданию ему смысловой цельности, структурной и стилистической связности.

Своеобразным текстовым приёмом писателя при этом становится формирование пространства текста вокруг важного в смысловом, стилистическом, экспрессивном отношении производного субстантива. Анализ показал, что субстантив становится центром текстового пространства, и все остальные звенья этого пространства формируются вокруг него, будучи в зависимости при этом от него. Расположенные в линейном пространстве текстовые элементы начинают играть роль рамки, служа в первую очередь обрамлению производного субстантива, приданию ему того смысла и той стилистики, которые являются целями автора. Наиболее существенными рамочными элементами становятся эпитеты, восклицательные частицы, ряды однородных членов, притяжательные местоимения, а также включение производных субстантивов в восклицательные и побудительные предложения. Комбинируясь вокруг производных субстантивов, завися от них структурно, семантически и экспрессивно, дополнительные элементы ещё более выделяют их в сложной ткани эпистолярного текста.

Особенно часто и с особенно высокой эффективностью в роли таких центральных элементов текста выступают окказиональные производные субстантивы автора. При этом выявлено, что узуальные производные субстантивы благодаря их положению в тексте, благодаря их участию в реализации текстовых стратегий автора также играют немаловажную роль, выделяются в тексте писем и формируют вокруг себя текстовое пространство. Однако те образования, которые сконструированы не по узуальным, а по авторским словообразовательным моделям и отличаются необычностью, оригинальностью, привлекают особое внимание адресатов, часто становясь центром текста.

В результате исследования были сделаны выводы о том, что производные субстантивы А.П. Чехова всегда эмоциональны и почти всегда оценочны, однако выделяется разряд субстантивов, для которых эти свойства становятся определяющими. Это существительные, образованные с помощью оценочных суффиксов. Они делятся на диминутивы (субстантивы с уменьшительно-ласкательными суффиксами), слова с пренебрежительно-уничижительными суффиксами и аугментативы (субстантивы с увеличительными суффиксами). В тексте писем А.П. Чехова значимы субстантивы всех трёх видов. Одной из особенностей их положения в пространстве эпистолярного текста является увеличение их числа к концу письма. Это обусловлено тем, что в начале текста автор в большей степени следует традициям стандартного построения письма, а в конце часто отходит от общепринятых формулировок. Субстантивы с оценочными суффиксами становятся адекватными этой цели инструментами. Будучи центральными единицами текста, они привлекают к себе внимание и дают автору возможность максимально эффективно добиться своей коммуникативной цели, благодаря преобладанию экспрессивной и стилистической текстообразующих функций.

Исследование производных субстантивов в языке произведений А.П. Чехова является очень перспективным ввиду особого места, которое занимает наследие писателя в истории русской литературы и русского языка, а также по причине привнесённого им в язык творческого подхода к использованию языковых единиц, его умения оригинально формировать пространство текста. Среди возможных направлений дальнейшего исследования можно выделить сопоставление роли производных субстантивов в художественных произведениях писателя и в его эпистолярном наследии; а также детальное изучение отдельных текстообразующих стратегий с тем, чтобы более глубоко охарактеризовать влияние каждой из них на словотворчество писателя и т. д.