Вернуться к А.Х. Барашев. Текстообразующие функции производных субстантивов в письмах А.П. Чехова

Выводы

Окказионализмы-существительные в письмах А.П. Чехова делятся на потенционализмы и оригинальные окказиональные наименования. Потенционализмы образуются писателем по продуктивным языковым моделям. Это, к примеру, слова астрономка, ватность, гонорарий, Достойнов-Благороднов, кичеевщина, оберзнайка, эксплоататорша и др. Образуя подобные слова, писатель использует ресурсы, потенциально заложенные в словообразовательной системе русского языка, не выходит за рамки структурных законов языковой системы. Однако в результате формируются своеобразные единицы с точки зрения семантики, коннотации, эмоциональной окраски, играющие значительную роль в тексте.

Кроме того, автором создаются окказионализмы по собственным словообразовательным моделям, в том числе с помощью оригинальных аффиксов: Бумажкер, винопийство, Гиляй, зубрячка, Книпшиц, литературничество, мерлехлюндии, мордемондия, петербуржица, писица, постепеновец, Пупопутырушкина, рылиндрон, толкастика, физиомордия и др. Оригинальных авторских окказионализмов в языке писем А.П. Чехова больше, чем потенционализмов. Значимость данных окказионализмов необычайно высока, как и их роль в тексте. Они становятся смысловым, прагматическим и эмоциональным центром текста, который формируется вокруг них, каждый элемент которого служит раскрытию окказиональных единиц, выявлению их значения.

Наиболее распространен в письмах А.П. Чехова при образовании окказионализмов-существительных суффиксальный способ. Также встречаются окказиональные субстантивы, образованные префиксальным и конфиксальным способами, с помощью сложения основ, сложения основ с одновременной суффиксацией, а также с помощью усечения производящей основы. Суффиксация нередко сопровождается усечением.

Окказиональные субстантивы в эпистолярии писателя называют людей, отвлечённые понятия, реже — материальные явления, предметы.

Особо выделяются среди окказионализмов-существительных в письмах А.П. Чехова эмоционально-оценочные субстантивы — окказиональные диминутивы, слова с уничижительно-пренебрежительными суффиксами и аугментативы. Они делятся на четыре группы: служащие для номинации явлений, связанных с литературным творчеством самого писателя и других авторов (комедийка, драмища, пьесища и др.), для наименования людей (канталупочка, Семашечка, писателишка, актрисища и др.), для наименования предметов и материальных объектов (циркулярик, именьишко, письмище, сараишко, бумажища и др.), для наименования отвлечённых понятий (спасибище, вздорище и др.).

Наиболее распространено образование эмоционально-оценочных окказиональных субстантивов по продуктивным языковым моделям, чаще всего с помощью активно используемых в языке суффиксов: рассказище, корректурка, Самоварочка, писателище, именьишко, катарище, дусик, философка и др. Однако и здесь встречаются окказионализмы, образованные по оригинальным авторским словообразовательным моделям: Ликиша, Дришка, дусюка и др. Авторской особенностью использования аугментативов является у А.П. Чехова их усиление с помощью эпитетов, обозначающих высокую степень качества (большой, большущий, лютая, длиннеющее, громадный и т. п.), восклицательных частиц (какой), употребление их в восклицательных предложениях. Писателю оказывается недостаточно семантического и эмоционального потенциала, которым обладают аугментативы, в том числе окказиональные. И в то же время яркое и интенсивное описание кого- или чего-либо формируется именно вокруг аугментатива, являющегося центральным текстовым элементом.

Наибольшую изобретательность проявляет писатель, конструируя в письмах О.Л. Книппер эмоционально-оценочные окказиональные субстантивы, называющие адресата, в том числе наименования по профессии (актрисуля, актрисища), по национальности (немчуша), по фамильным прозвищам (Книппуша, Книпша, Книпперуша) и др. Писатель стремится к оригинальности, особенно в обращениях к супруге в начальной и финальной частях писем. В его посланиях к ней создаётся атмосфера ласки, игривости, юмора, одним из инструментов формирования которой и становятся эмоционально-оценочные окказиональные субстантивы. Окказиональные субстантивы сочетаются в обращениях с узуальными, составляют ряды однородных членов, распространяются эпитетами и притяжательным местоимением моя. Хотя в целом производные субстантивы редко используются писателем в сильной позиции (например, в начале писем при обращении), именно при обращении к супруге чаще реализуется эмоциональный потенциал окказиональных субстантивов в сильной позиции.

Среди окказиональных субстантивов писателя есть слова, появление которых (по используемой терминологической производящей основе или по суффиксу) связано с его профессиональной деятельностью врача, — алкоголизмус, тугоподвижность, кондиломчик и др.

Одна из основных целей А.П. Чехова при создании оригинальных окказиональных диминутивов, аугментативов и слов с уничижительно-пренебрежительными суффиксами — организация текстового пространства. Окказиональное слово, и оригинальное авторское, и потенциальное, явно выделяется в тексте, становится его смысловым центром. При этом не только окказиональное слово становится языковым средством, усиливающим те или иные содержательные и эмоциональные моменты текста, выполняющим номинативную и/или экспрессивную функции, но и весь текст организуется соответствующим образом как обрамление для окказионального слова, что свидетельствует о самобытности, неповторимости и оригинальности языковой личности великого русского писателя — А.П. Чехова.