Мир произведений Антона Павловича Чехова — это точное и детальное представление действительности в художественной литературе, поэтому писатель признан реалистом, о чем пишут такие ученые, как М.Е. Елизарова (1958), Г.А. Бялый (1981), Н. Шапир (2002), Б.М. Эйхенбаум (2002), В.В. Химич (2004), Э.С. Афанасьев (2010), А.И. Роскин (2010). А.П. Чехов изображал реальность, в которой представлены люди различных сословий и профессий. Священнослужители в прозе А.П. Чехова составляют галерею многообразных персонажей: это люди разных церковных чинов, санов и разных судеб, их занимают различные проблемы — от мелких бытовых забот до серьёзных религиозно-философских вопросов.
Персонажи-священнослужители в произведениях А.П. Чехова — это люди различного характера: от строгого, невосприимчивого ко всему иному, до мягкого, терпимого; от преданного своему сану, признанного в социуме до отвергаемого церковью и обществом. Репрезентация таких различных типажей священнослужителей в рассказах и повестях А.П. Чехова связана с отношением писателя к священнослужителям и религии в целом. С одной стороны, писатель нередко высказывался о своем критическом отношении к религии. В письме к И.Л. Леонтьеву (Щеглову) от 9 марта 1892 года, писатель, рассуждая об образовательных принципах С.А. Рачинского, считавшего, что народная школа должна быть ориентирована на духовенство, А.П. Чехов писал: «Религии у меня теперь нет» (Чехов, 1977, т. V, с. 20). С другой стороны, ему нравился церковно-религиозный антураж: пение, колокольный звон, праздники. Писатель уважительно относился к священнослужителям, часто встречался с ними, вёл переписку и даже хранил у себя фотографии некоторых из них (http://chehov-lit.ru/chehov/mesta/hanilo-chehov-v-yalte/pravoslavie-v-zhizni-chehova.htm).
Тема религии и веры в контексте мироощущения и мировосприятия А.П. Чехова является дискуссионной. Священнослужители в произведениях А.П. Чехова не призваны разрешить эту проблему. По мнению А.М. Ранчина, они не являются посредниками между высшими силами и человеком, поскольку «не представлены обладателями иной, особой точки зрения на мир, они не являются проповедниками идеи более высокой и более близкой к истине, нежели мысли их противников в споре» (Ранчин, 1997, с. 34). Однако А.П. Чехов обращал внимание на то, что священнослужители могут быть носителями высших христианских ценностей, отличных от принятых в обществе. В книге «Остров Сахалин» А.П. Чехов подчеркивал, что «сахалинские священники всегда держались в стороне от наказания и относились к ссыльным не как к преступникам, а как к людям, и в этом отношении проявляли больше такта и понимания своего долга, чем врачи или агрономы...» (Чехов, т. XIV, с. 301).
Актуальность исследования обусловлена тем, что в работах, посвященных рассмотрению религиозных вопросов в творчестве А.П. Чехова и образов персонажей, жизненный путь которых связан с церковным служением, не дано разностороннего комплексного анализа системы персонажей-священнослужителей, одновременного существования их в двух реальностях: духовной и бытовой. Более глубокой разработки требует также специфика языковых средств, представляющих многоаспектную характеристику данной социальной группы в произведениях писателя и выражающих особенности изображения образа персонажа-священнослужителя в многомерности человеческого бытия. В данном исследовании мир персонажей-священнослужителей в произведениях А.П. Чехова рассматривается с учетом социокультурных реалий, что является важным направлением в чеховедении.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема связи русской литературы и христианства, в том числе на примере творчества А.П. Чехова, привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей — В.А. Котельников (1994), И.А. Есаулов (1995), Е.М. Четина (1998), И.А. Подкопаева (1998), Н.В. Капустин (2009), А.М. Любомудров (2001), А.А. Звозников (2001), И.Ю. Калганникова (2009); H. Schefski (1985), D.A. Kirjanov (2000), G. Borny (2006), G. McVay (2002), M.S. Swift (2004). В работе В.С. Абрамовой анализируются психологические, литературоведческие, философские труды, посвященные религиозно-нравственному аспекту произведений А.П. Чехова (Абрамова, 2021). Многие ученые отмечали, что православное мировоззрение оказывает большое влияние на отечественную литературу, что отмечается в работах В.А. Котельникова (1994), А.М. Панченко (2000) В. Свинцова (1998), А.М. Любомудрова (2001), С.В. Мельниковой (2015).
Проблема религии и веры в творчестве А.П. Чехова является одним из актуальных направлений в исследованиях, посвященных творчеству писателя. Учеными по-разному интерпретируются религиозные мотивы в художественном мире писателя. Многие из них обращают особое внимание на проблему противоречивости отношения писателя к понятию веры, а также к сфере церкви и клириков, отмечая в связи с этим влияние такого отношения на понимание и интерпретацию чеховских текстов. Эта проблема нашла отражение в работах М.М. Степанова (1913), В.Б. Катаева (1979, 1997), А.П. Чудакова (1986, 1996), В.А. Днепрова (1988), В.Я. Лакшина (1994), В.Я. Линкова (1995), А.С. Собенникова (1997, 2000), В.П. Свинцова (1998), Н.Ю. Грякаловой (2002), М.М. Дунаева (2003), А.Я. Чадаевой (2004), Л.Б. Савенковой (2009), С.Н. Булгакова (2010). В данной диссертации не исследуется проблема отношения писателя к религии, а углубляется тема исследования мира священнослужителей и их образов.
Проблема представления образов священнослужителей в произведениях А.П. Чехова — это область как литературоведения: И.Л. Альми (2004), В.Д. Седегов (2000), так и лингвистики: О.И. Логачева (2016; 2017). В творчестве А.П. Чехова получает развитие реалистическая традиция изображения священнослужителей, тесно связанная с открытиями Дж. Элиота и Н.С. Лескова (Гнюсова, 2015). Об образах чеховских священнослужителей писали и сами богословы: отец Йосиф Затеишвили (1997), митрополит Вениамин Федченков (2000), протоиерей Георгий (Юрий Леонидович) Ореханов (2011). Как в филологических исследованиях, так и в работах богословов высказывается мнение о том, что А.П. Чехов точно передает всю суть проблемы русского духовенства своего времени. В диссертационном исследовании коррелируются все вышеуказанные аспекты изучения образов чеховских священнослужителей: научные, теологические, культурологические.
Большое внимание исследователей привлекает проблема репрезентации христианских мотивов в произведениях А.П. Чехова. Данному вопросу посвящены работы Э.М. Жиляковой (1994), М. Прудниковой (1996), О.Н. Калениченко (1997), Н.В. Капустина (1990, 1999), А.П. Кузичевой (2000), М. Раневой-Ивановой (2005), С.В. Сызранова (2008), Е.А. Абрашовой (2014), Е.А. Гедзюк (2018), Е.А. Гольцевой (2019). Осмысление христианских мотивов в чеховских текстах имеет важное значение для понимания мира священнослужителей: реминисценции библейских сюжетов в контрасте с действительностью помогают глубже представить религиозный аспект их мира.
В данном диссертационном исследовании мир священнослужителей проанализирован в определенной последовательности: пространственное существование персонажа (церковное и внецерковное), внешнее существование (портрет, действия), внутреннее существование (эмоциональное состояние, размышления) и речь. Таким образом, в данной научной работе анализируется мир персонажей-священнослужителей, проявляющийся в многомерности их бытовой и церковной жизни.
В диссертационном исследовании рассматриваются образы не только священнослужителей (высшие клирики), но и церковных служителей (низшие клирики), выполняющих второстепенные функции в совершении богослужения и основные функции в устройстве церковного быта, так как исследовательская задача состоит в том, чтобы дать общую, объективную оценку представлению мира священнослужителей в произведениях А.П. Чехова.
Объектом исследования является устройство мира священнослужителей в прозаических произведениях А.П. Чехова, представленного в двух реальностях: религиозной и секулярной.
Предметом исследования выступают различные языковые средства, лингвистические приемы, позволяющие раскрыть особенности мира чеховских священнослужителей.
Цель исследования состоит в выявлении и описании языковых средств, формирующих мир священнослужителей в художественных произведениях А.П. Чехова.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть образы чеховских священнослужителей в рамках русской картины мира, учитывая положение русского духовенства конца XIX — начала XX веков;
2) выявить языковые средства, характеризующие церковное и внецерковное пространство мира священнослужителей, включая разнотипную событийность, разворачивающуюся в том или ином пространстве;
3) описать языковые средства, характеризующие портрет священнослужителей как компонент их мира в произведениях А.П. Чехова;
4) исследовать речевое поведение и речь священнослужителей в произведениях А.П. Чехова;
5) проанализировать реализацию исповедальной и назидательной интенции чеховских священнослужителей в диалоге.
Характер поставленных задач определяет выбор методов исследования: контекстуальный, компонентный, лексико-семантический, лингвостилистический, метод лингвистического описания, дискурсивный анализ, структурно-системный.
Материалом исследования послужили более 1250 фрагментов из текстов произведений А.П. Чехова, написанных в период с 1882 по 1902 годы (всего 32 рассказа и 3 повести). Данные фрагменты представляют описание мира священнослужителей. Выбор вышеуказанных произведений продиктован наличием в исследуемых текстах персонажей-священнослужителей (см. Приложение А).
Теоретико-методологической базой исследования послужили статьи, монографии, диссертации и другие работы как отечественных, так и зарубежных лингвистов, литературоведов, философов и теологов, связанные с исследованием художественного мира произведений А.П. Чехова. Основные положения работы опираются на концепции ученых-чеховедов, таких как З.С. Паперный (1976), Э.А. Полоцкая (1979), В.Б. Катаев (1979), А.П. Чудаков (1971), А.М. Турков (1980), В.И. Тюпа (1989), В.И. Кулешов (1985), И.Н. Сухих (1987), В.А. Днепров (1988), В.Я. Линков (1982; 1995), А.С. Собенников (2000), А.Я. Чадаева (2004), Н.В. Изотова (2006), Н.М. Щаренская (2016).
Диссертационное исследование базируется на работах, посвященных:
1) особенностям языковой организации произведений А.П. Чехова, о чем пишут такие ученые, как А.Б. Дерман (1959), М.К. Милых (1960), Л.П. Громов (1963), В.В. Химик (1982), Е.Б. Гришанина (1988, 2008), Л.Г. Барлас (1991), Е.И. Лелис (2000), Т.А. Кудинова (2000), В.В. Чалый (2001), Е.О. Крылова (2009), Л.Е. Азарова (2011), В.А. Сазонова (2011), Г.Е. Маханова (2016);
2) представлению образа священнослужителей в произведениях А.П. Чехова. Эта проблема отражена в работах таких ученых, как А.М. Ранчин (1997), Ю.В. Балакшина (2014), И.Ф. Гнюсова (2015), Г.А. Федюшина (2016), О.И. Логачева (2017), Е.А. Гедзюк (2017; 2018), М.М. Дунаев (1993; 2003), А.В. Мангилева (2014), А.Б. Пермиловская (2015), И.Г. Минералова (2019);
3) основным принципам, характеристикам и жанрам религиозного дискурса. К этому вопросу обращались такие ученые, как О.А. Прохватилова (1999; 2006), В.И. Карасик (1992; 1996; 2002а; 20026), О.В. Швед (2001), Е.В. Бобырева (2007), Е.В. Артамонова (2008), В.В. Дементьев (2010), Е.А. Кожемякин (2011), Н.Н. Панченко (2011), О.Ф. Гаврилов (2015). Изучение данного вида дискурса позволяет проанализировать проблемы, связанные с религиозной позицией чеховских священнослужителей, а также вопросы, затрагиваемые данными персонажами в общении как в религиозном дискурсе, так и в рамках бытового дискурса. В связи с этим изучены работы, посвященные речевой культуре и коммуникативным качествам речи православных священнослужителей. Данные аспекты речи клириков рассмотрены в работах И.В. Бугаевой (2006), О.Е. Павловской (2007), И.В. Шкрабковой (2009), Е.Н. Азначеевой (2019);
4) изучению социокультурного положения священнослужителей в России, о чем пишут Л. Манчестер (2019), М. Лукашевич (2019), А.Н. Розов (2001, 2003), В. Федченков (2004), А. Булгаков (2001), С.Л. Фирсов (2002), А.В. Скутнев (2005), А.И. Конюченко (2006), Т.Г. Леонтьева (2010), Н.Г. Карнишина (2014, 2015), А.В. Мангилева (2014), И.В. Залога (2019), Г.М. Запальский (2020).
Гипотеза диссертационного исследования основана на том, что мир священнослужителей в произведениях А.П. Чехова представлен амбивалентно, что достигается за счет использованных писателем изобразительно-выразительных средств языка; духовный путь, соотносящийся с социальным статусом и церковным чином клириков, посвященный служению невидимым высшим силам и проявляющийся в особом религиозном мироощущении и обязательном участии в воспроизведении архетипических православных практик, конкурирует с их существованием в повседневности, связанной с миром видимым, реальным, который позволяет выявить особенности их функционирования как персонажей, обладающих определенными личностными качествами, чувственным восприятием внешнего мира, рефлексивным самосознанием, что реализовано в текстах с помощью языковых средств.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В ментальном сознании русского народа образ священнослужителя является одним из ключевых и зависит от исторических условий, влияющих на отношение к духовенству и церкви в целом. В образе священнослужителей в произведениях А.П. Чехова представлен, с одной стороны, социальный тип человека, а с другой стороны, рефлексирующая личность. Вербальное воплощение образа священнослужителя в художественных текстах А.П. Чехова отражает особенности художественного мышления и мировоззрения писателя, дает возможность получить представление о его взгляде на роль священнослужителя в системе межличностных отношений и в системе нравственно-этических координат России в последней трети XIX века и на рубеже веков.
2. Пространство, в которое А.П. Чехов помещает священнослужителей, представлено двумя типами: церковным и внецерковным. Церковное пространство — это место служения, в котором священнослужители проводят религиозные обряды, вступают в диалог с другими служителями и прихожанами; в нем раскрываются и проблемы, касающиеся жизни отдельно взятого человека, и проблемы церкви и русского духовенства в целом. Церковь изображена писателем с помощью метафор ветхости и серости, которые показывают состояние этого сакрального места, и метафоры сумрачности, которая раскрывает особое церковное ощущение. Данное пространство характеризуют церковная лексика, оценочная лексика, слова, обозначающие различные звуки и слова с семой «музыка». Внецерковное пространство (антропогенное и природное) — это место, в котором представлены бытовые стороны жизни священнослужителей, совершающих действия и поступки, свойственные мирянину, в том числе и греховные (с точки зрения церкви) и добродетельные (с общечеловеческой точки зрения). Данные внецерковные пространства характеризуются такими языковыми средствами, которые отражают внутреннее и внешнее состояние священнослужителей. В антропогенном пространстве — это лексемы, тропы, обозначающие убранство дома, запах, цвет, в природном — это природные явления, визуально и аудиально способствующие выражению мыслей, мечтаний, намерений священнослужителя.
3. Портрет священнослужителей в произведениях А.П. Чехова создают различные языковые средства изобразительности. Их использование обусловлено, в первую очередь, тем, чтобы эксплицитно и имплицитно представить с помощью немаркированных и маркированных языковых средств внешний облик священнослужителя. Невербальные компоненты портрета (жесты, смех, мимика, взгляд) и паралингвистические характеристики (модификации голоса) помогают раскрыть весь спектр эмоциональных реакций (от страха и гнева до радости и умиления) с помощью описания физиологического и психологического состояния священнослужителя, который выступает как человек рефлексирующий. В портрете священнослужителя даны как компоненты духовного, относящиеся к сану, так и эмоционального, относящиеся к категории общечеловеческого, что представлено нейтральными и оценочными словами, метафорами, сравнениями и эпитетами, раскрывающими положительные и отрицательные стороны персонажа (внешний облик, одеяние, невербальные элементы).
4. Диалогические отношения священнослужителей с другими персонажами помогают А.П. Чехову раскрыть отношение клириков к религиозно-философским и социально-бытовым проблемам.
Священнослужители предстают в двух ипостасях:
1) человек наставляющий: он проявляет одну из своих важнейших функций наставления вне зависимости от места пребывания;
2) человек исповедующийся: он сам становится субъектом исповеди, то есть реализует исповедальную интенцию. Диалоги, в процессе которых реализуется исповедальная или назидательная интенция, могут строиться по линии священнослужитель — священнослужитель и священнослужитель — мирянин.
5. Речь священнослужителей в произведениях А.П. Чехова, содержащая фрагменты христианских прецедентных текстов, религиозную лексику, фразеологические единицы и паремии, раскрывает их отношение к вере, человеку и его месту в мире, основанное как на христианских идеалах, так и на собственном ощущении. Речь священнослужителей включает в себя нейтральную, возвышенную и сниженную лексику, что отражает принадлежность клириков к двум реальностям: миру секулярному, повседневному и миру сакральному, духовному.
Научная новизна работы заключается в том, что языковые средства создания объемного и полноценного мира священнослужителя в художественных произведениях А.П. Чехова исследованы впервые. В диссертационном исследовании описан духовный путь персонажей-священнослужителей, конкурирующий с реальностью, в которой они существуют. В произведениях А.П. Чехова персонажи-священнослужители представлены не только как служители церкви, выполняющие определенные обязанности в соответствии с саном, но и как люди, включенные в социально-культурный контекст и существующие в бытовом пространстве, на что указывают проанализированные языковые средства создания их мира. В работе исследованы языковые единицы, репрезентирующие мир отдельной социальной группы в художественных произведениях А.П. Чехова. Лингвистический анализ позволил представить типологию персонажей-священнослужителей, расширить понимание отношения А.П. Чехова к духовенству в России конца XIX — начала XX века.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что языковое представление мира священнослужителей дано в соответствии с поэтапным описанием разных аспектов их существования, что может служить моделью для лингвистического анализа мира священнослужителей не только в произведениях А.П. Чехова, но и в произведениях других русских писателей. Предложенная лингвистическая модель описания мира чеховских священнослужителей позволяет разработать методику анализа мира персонажей, относящихся к различным социальным группам.
Проанализированный языковой материал вносит вклад в развитие исследований, посвященных изучению языка художественных произведений А.П. Чехова, обогащает базу научных изысканий, посвященных особенностям репрезентации религиозного дискурса в художественной литературе. В работе получает развитие понятие о религиозном дискурсе: проведено его исследование в ракурсе функционирования православного дискурса в художественном тексте.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы в практике преподавания курсов по анализу языка художественных произведений, лингвистическому анализу текста, изучению индивидуального стиля писателя, а также комплексному филологическому анализу текста.
Достоверность исследования обусловлена тем, что выводы, сделанные в данной работе, получены в результате рассмотрения прозаических произведений А.П. Чехова, в которых персонажами являются священнослужители. Обоснованность результатов диссертационного исследования достигается репрезентативностью эмпирического материала. Научная работа, направленная на изучение основных аспектов мира священнослужителей, опирается на вышеуказанные научные источники авторитетных ученых.
Апробация положений исследования проходила на заседаниях кафедры русского языка Южного федерального университета. Отдельные аспекты исследования были положены в основу докладов, которые были представлены на международных научных конференциях: XI и XII и XIII Международной научной конференции «Молодежные Чеховские чтения в Таганроге» (Таганрог, 2019; 2020; 2021); на IV Международной научной конференции «Художественный текст глазами молодых» (Ярославль, 2019); на V Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной филологии: теория, практика, перспективы развития» (Краснодар, 2020); на Международной научной конференции «Чехов: тексты и контексты» (Москва, 2020); на III Международной студенческой научно-практической конференции «Язык и культура как национальное достояние в поликультурной среде» (Ставрополь, 2021).
По теме исследования опубликовано 13 научных работ, в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.
Структура работы состоит из введения, четырех делящихся на структурно-логические части глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Общий объем работы составляет 240 страниц.
К оглавлению | Следующая страница |