Портрет как компонент мира священнослужителей необходимо рассматривать, анализируя его следующие составляющие: внешние физиологические данные (лицо, особенности телосложения, рост), возраст, а также одеяние, невербальные компоненты (мимика, жест) и характеристика голоса. Портрет представляет собой в той или иной мере развернутое изображение, в котором А.П. Чехов выборочно описывает те или иные детали с указанием на возраст, рост, особенности телосложения, общий вид лица или части лица, что соотносится также с физиологическим или психологическим состоянием персонажа. При этом А.П. Чехов изображает портрет имплицитно и эксплицитно, используя для этого как немаркированные, так и маркированные лексические средства, средства изобразительности, которые создают реалистичный портрет священнослужителя. Внешний облик клирика изображается с помощью качественных прилагательных, в том числе цветовых, описывающих лицо и его отдельные части, а также рост; с помощью метафор и эпитетов, помогающих описать телосложение, характеризующееся различной авторской оценкой (от крепкого до хилого); с помощью числительных и прилагательных «старый» / «молодой», называющих точный или приблизительный возраст.
Представленные с помощью тропов и экспрессивно-окрашенных лексических средств невербальные компоненты (жесты, мимика, в том числе улыбка и смех), а также особенности голоса чеховского священнослужителя являются важными деталями портрета, так как они не только точно передают психологическое состояние (эмоции и чувства), но и отражают отношение к собеседнику, к сложившейся ситуации и окружающей действительности в целом. А.П. Чехов, описывая данные детали портрета, в первую очередь, создает образ человека рефлексирующего, а во вторую — рационального. Описание мимики и взгляда с помощью изобразительно-выразительных средств позволяет представить различные состояния: гнев, смирение, страх, отчаяние, радость. Жесты представлены с помощью слов с семой «мах», описывающих движения рук, а также с помощью глагола «шевелить», описывающего движения пальцев. Священнослужители реализуют как коммуникативно-ритуальные, так и симптоматические движения руками. Таким образом, портрет священнослужителя вбирает в себя как элементы духовного, относящиеся к сану, так и элементы эмоционального, относящиеся к категории общечеловеческого, что, в свою очередь, способствует художественной реализации мира персонажа, созданного в рамках авторского мироощущения.
С одной стороны, внешние характеристики священнослужителей способствуют визуальному созданию образа, с другой стороны, невербальные характеристики и паралингвистические особенности речи помогают раскрыть внутреннее состояние, душевные переживания, намерения, надежды, мечты священнослужителя, то есть помогают создать образ рефлексирующей личности. Это, в свою очередь, способствует раскрытию мира священнослужителя: положение, в котором он оказался; события, которые заставляют его мыслить и действовать определенным образом; отношение к жизни и окружающим его людям.
Священнослужителей в произведениях А.П. Чехова необходимо рассматривать в контексте современной писателю эпохи. В представленных писателем портретах клириков с помощью языковых средств не только описывается физиологическое и психологическое состояние персонажа, но и раскрывается его социально-общественное положение, соответствующее институциональному состоянию духовенства в конце XIX века.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |