В портрет священнослужителя в прозе А.П. Чехова включена также одежда — облачение. Облачение — это одежды клира и монашества. По своему назначению облачение делится на:
а) внебогослужебное облачение духовенства;
б) богослужебное облачение клира;
в) монашеское облачение.
Внебогослужебное облачение духовенства — одежды, «отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачением дьякона являются подрясник и ряса, священника — подрясник и ряса (отличительная особенность — наперсный крест); архиерея — подрясник, ряса, мантия, клобук, наперсный крест и панагия» (https://vera-isv.com).
Богослужебное облачение клира — одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них священнослужитель совершать богослужение не может.
Богослужебным облачением являются: «церковнослужителя — стихарь; дьякона — подрясник, поручи, стихарь, орарь; священника — подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест; архиерея — подрясник, ряса (на литургии вместо рясы — подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра» (https://vera-isv.com).
Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения.
Основными повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса. Ряса (греч. «рваная одежда») — «верхнее облачение духовенства и монашества — это длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами, черного цвета» (Вера, https://vera-isv.com). Подрясник — «нижнее облачение духовенства — это длинная одежда до пят, в талию, с узкими рукавами» (там же). Риза — «верхнее облачение священника при богослужении» (там же).
Так, ряса и подрясник не относятся к богослужебным облачениям, а являются повседневными одеждами клириков. А.П. Чехов может не давать полного описания одежды, однако отдельные ее элементы соотносятся с внешностью священнослужителя. Например, такое изображение одеяния есть в рассказах «Певчие» и «Святою ночью»:
«Маленький, седенький попик в лиловой ряске» (Чехов, т. II, с. 351);
«Высокий человек в монашеской рясе и в конической шапочке» (Чехов, т. V, с. 94).
А.П. Чехов может дополнить описание одежды привнесением в него дополнительных деталей, что делает описание облачения священнослужителя более развернутым (см.: Приложение Б, пример № 57). Интересен факт получения рясы отцом Анастасием, которую ему отдала вдова умершего священника. Данный факт символичен для мира отца Анастасия, так как для его окружения, в особенности для отца Федора, он является пропащим человеком, о чем и думает благочинный:
«...самое лучшее, что мог бы сделать теперь о. Анастасий, это — как можно скорее умереть, навсегда уйти с этого света» (Чехов, т. VI, с. 155).
В описании рясы отца Анастасия А.П. Чехов указывает на наличие кафтана и пояса. Похожее описание дает писатель и в портрете отца Христофора из повести «Степь»:
«<...> в сером парусиновом кафтане, в широкополом цилиндре и в шитом, цветном поясе» (Чехов, т. VII, с. 13).
Неслучайно здесь возникает прием отчуждения: отец Христофор представлен глазами Егорушки (рясу священнослужителя заменил светский костюм) (см.: Приложение Б, пример № 58). Это показывает, что под церковной рясой скрывается обычный человек.
А.П. Чехов может описывать как облачение священнослужителя в рясу, так и снятие одежды, используя при этом глаголы действия снять и надеть. Такое изображение присутствует в рассказе «У предводительши» и в повести «Степь»:
«Отец Евмений, маленький старичок, в высокой полинявшей камилавке, надевает черные ризы» (Чехов, т. III, с. 169);
«О. Христофор снял рясу, пояс и кафтан <...>» (Чехов, т. VII, с. 22).
Часто А.П. Чехов изображает неряшливый вид, при этом с помощью эпитетов указывает на изношенность одеяния:
«Сисой ушел к себе и немного погодя явился уже в сапогах, со свечой; на нем сверх белья была ряса, на голове старая, полинялая скуфейка» (Чехов, X, с. 190).
Скуфейка — это «остроконечная мягкая шапка черного или фиолетового цвета у православных служителей культа» (БТС, 2008, с. 85). В примере головной бор отличает поношенность, выраженная прилагательными старая, полинялая.
В рассказе «В бане» дьякон представлен в конфликтной ситуации с другим персонажем и изображен голым, что соответствует ситуации нахождения в бане. Одеяние, которое дьякон оставил у входа в баню, становится причиной понимания персонажем Михайло статуса человека, с которым он до этого общался. Увидев одеяние, Михайло понял, что голый человек, с которым он вступил в конфликт в бане, был дьяконом:
«Михайло посмотрел на одежу дьякона, потрогал рукой ряску и пожал плечами...» (Чехов, т. III, с. 181—182).
В данном случае персонаж Михайло не распознал дьякона, так как он не был облачен в рясу. Следовательно, ряса — это единственный элемент портрета, который может идентифицировать дьякона как священнослужителя.
А.П. Чехов приближает священнослужителей в своих произведениях к натуралистическому изображению. Одеяние соотносится с изображением лица, телосложения, находится на одном отрицательном либо положительном коннотативном уровне. Это наблюдается в рассказах «Певчие», «Кошмар», «Письмо»:
«Лицо его бледно, плечи осунулись, блеск лиловой рясы померк» (Чехов, т. II, с. 354);
«На малорослом иерее была помятая и длинная-предлинная риза из какой-то потертой желтой материи. Нижний край ризы волочился по земле» (Чехов, т. V, с. 64).
«Дьякон удивленно поглядел на темное лицо Анастасия, на его распахнувшуюся рясу, похожую в потемках на крылья, и пожал плечами» (Чехов, т. VI, с. 161).
В первом предложении семантическое наполнение одной части лицо бледно соотносится с семантическим наполнением другой части блеск лиловой рясы померк. Определение-эпитет темное лицо в сочетании с распахнувшейся рясой создает метафору крылатого существа. То есть, в первом случае и лицо, и ряса священнослужителя утратили свой натуральный цвет. Во втором случае — темное лицо и темное время суток представляют что-то не столь сакральное, что усиливается за счет сравнения рясы с крыльями.
В примере из рассказа «Кошмар» несоответствие малорослого иерея его длинной-предлинной ризе создает комический эффект, дополняемый состоянием его ризы — помятой и потертой. Ряса отца Якова описана грязной, неряшливой: одежду священнослужителя характеризуют лексемы с отрицательной коннотацией, поэтому священнослужитель предстает не в лучшем виде. А.П. Чехов использует лексему грязь, которая контрастирует с чистотой:
«<...> полы, обрызганные грязью» (Чехов, т. V, с. 61); «<...> шляпа его была обрызгана грязью» (там же, с. 67).
Состояние одеяния производит на Кунина сильное негативное впечатление:
«Странный субъект... — подумал Кунин, глядя на его полы, обрызганные грязью. — Приходит в дом первый раз и не может поприличней одеться» (Чехов, т. V, с. 61).
Такое состояние его одежды связано с тем, что священнику приходилось ходить пешком на большие расстояния: его ряса пачкалась грязью и пылью.
В отличие от отца Якова, священник из рассказа «На страстной неделе» в восприятии рассказчика — это возвышенный образ (см.: Приложение Б, пример № 59). Рассказчик замечает только голубой рукав с подкладкой и чувствует запах рясы. В свою очередь, такие детали одеяния в сочетании с описанием лица, голоса, указанием на крест и аналой заставляют мальчика волноваться и трепетать перед священнослужителем.
Цвет облачения помогает обозначить правила ношения того или иного одеяния священнослужителем. Облачения черного цвета полагается носить в период постов. Причем, в некоторые дни одеяние может быть не только черного цвета, но темно-синего или темно-зеленого. Однако в Великий пост, в Страстную Седмицу священнослужитель должен облачаться исключительно в черное одеяние (Вера, https://ruscorpora.ru/new/). Ряса священнослужителей в произведениях А.П. Чехова представлена в большинстве случаев лиловым цветом:
«Дьякон в лиловой рясе, с соломой в волосах <...>» (Чехов, т. I, с. 248).
Как известно, лиловый цвет тождествен фиолетовому. Исключением для «постных», черных, облачений в православии являются Большие Праздники или Воскресные дни, когда священники носят фиолетовое облачение (https://ruscorpora.ru/new/).
Стоит отметить, что священнослужители в произведениях А.П. Чехова являются людьми, которым свойственна человечность и понимание добра и зла. Неряшливость и нечистота облачения могут являться признаками не только их неряшливости как таковой, но и результатом эмоционального состояния, в котором они пребывают, а также социального положения, связанного с бедностью и материальным неблагополучием священнослужителей.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |