Представляя в рассказах и повестях мир священнослужителей, А.П. Чехов ориентировался на реалистический метод описания. Такой подход к художественному изображению действительности обусловливает неразделенность духовной и бытовой сторон жизни при представлении мира священнослужителей. В произведениях писателя личная жизнь священнослужителей становится продолжением жизни церковно-служебной. Воедино эти две художественные реальности мира персонажей-священнослужителей являются репрезентацией реального мира, который, в свою очередь, представлен с помощью различных языковых средств.
В произведениях А.П. Чехова персонаж-священнослужитель — это человек, который как в бытовом, так и в церковном пространстве вербально и ментально реагирует на события, происходящие вокруг, на различные жизненные обстоятельства. Языковое представление его мира рассмотрено в таких аспектах, как пространство, портрет, речь.
Пространство, в которое А.П. Чехов помещает священнослужителей, представлено двумя типами. Во-первых, это церковное пространство, в котором священнослужитель проводит религиозные обряды, ритуалы, вступает в диалогическое общение с другими персонажами: здесь раскрываются проблемы, касающиеся как жизни отдельно взятого человека, так и проблемы церкви и русского духовенства в целом. Церковь описывается с помощью лексем, которые можно объединить в следующие тематические группы: пустота, ветхость, старость. Лексемами-доминантами, вербализирующими церковную атмосферу, являются слова «сумрак» и «серость». Церковное пространство представлено топосом церкви и отдельных ее частей и характеризуется различными звуками (как неприятными, так и приятными с семой «музыка») и светом. Во-вторых, это внецерковное антропогенное пространство и внецерковное природное пространство; отдельно — городское и сельское пространство, которые помогают показать священнослужителей вне церковных правил и этикета, раскрыть их эмоциональное либо физиологическое состояние, выявить их мечты и желания. Описание внецерковных пространств с помощью изобразительно-выразительных средств, отдельно взятых лексем представляет священнослужителей как субъектов секулярного, повседневного мира. Антропогенное пространство — это дом священнослужителя, постоялый двор, богоугодное заведение, которые описываются лексемами с семой «мебель» и характеризуются запахом, цветом. Лексемы, характеризующие быт и атмосферу антропогенного пространства, помогают представить материальное положение священнослужителя, охарактеризовать его внутренний мир и поведение. Природное пространство (река, прибрежье, степь) отражает внутреннее состояние клирика, соотносится с ним, а отдельные природные явления визуально и аудиально способствуют выражению мыслей, мечтаний, интенций священнослужителя.
Важное значение для понимания мира священнослужителей имеет и репрезентация православного обряда (или ритуала) во всех пространствах, соблюдение которого помогает выявить преданность клириков своему долгу. Православный обряд может быть представлен поэтапно, полностью, с помощью развернутого языкового описания или, наоборот, частично, выборочно, с помощью слов, обозначающих то или иное отдельное действие клирика, ту или иную деталь церковного действа.
Портрет священнослужителей — это не только физиологическое изображение внешности, но и представление его внутреннего состояния. Портрет священнослужителя может включать в себя: рост (с помощью слов «маленький», «невысокий», «высокий»), особенности телосложения (слова с семами «толстый», «худой»), возраст (точный, примерный; представлен словами «старый», «молодой»), различные части лица, детали одеяния, волосы, бороду. При описании лица и телосложения писатель имплицитно и эксплицитно создает портрет священнослужителей, используя для этого как немаркированные, так и маркированные лексические средства: качественные прилагательные, в том числе цветовые, метафоры и эпитеты. С помощью невербальных компонентов портрета писатель создает образ человека рефлексирующего. Такие невербальные составляющие портрета, как мимика, взгляд, смех, голос, выражающие различные состояния и чувства, представлены с помощью языковых средств (глаголы, наречия, существительные, метафорические выражения), выражающих психоэмоциональное состояние человека (страх, гнев, радость, отчаяние), а также черты характера, поведения (неловкость, добродушие, строгость, мягкость). Кроме того, невербальный компонент портрета позволяет определить отношение клирика к своему собеседнику и ситуации, в которой он оказался. Жест чаще всего являются симптоматическим проявлением, а не ритуально-коммуникативным: это движение рукой и пальцами, которое представлено с помощью слов с семой «мах» и «шевеление». Описание одеяния чаще всего состоит из обозначения рясы, отдельных элементов одежды. Цветовая характеристика рясы дополняется описанием ее состояния, опрятного или неопрятного, выраженного лексемами «грязная», «потертая». Таким образом, внешнее физиологическое описание, невербальные характеристики, а также одеяние позволяют представить как традиционный образ священнослужителя, так и образ, не соответствующий православному клирику.
В речи священнослужителей как составляющей их мира соединены религиозная и нейтральная лексика, отражающая мироощущение и двойственную сущность священнослужителей, что способствует раскрытию их образа и мира в двух аспектах: священник (церковно-религиозный аспект мира) и простой обыватель (бытовой аспект). Употребленные в разговорной речи священнослужителей различные прецедентные тексты (религиозные и нерелигиозные, используемые, как правило, чтобы повлиять на собеседника), религиозная лексика (в частности, лексемы «бог», «вера», «грех»), устойчивые выражения и паремии помогают показать одновременную принадлежность клириков к миру сакральному и повседневному и раскрыть их священническую сущность как в бытовой, так и церковной среде.
Чеховские персонажи-священнослужители отходят от норм и правил, которые обязывают их вести диалог в строго установленной форме. Это связано с тем, что они чаще всего вовлечены в разговор, который происходит в бытовом дискурсе. Священнослужители следуют церковным принципам, существующим в целевой установке священника, и редко отступают от них, когда действие происходит в контексте церковной службы или религиозного ритуала вне церкви. Во внецерковном пространстве священнослужители предстают в двух ипостасях — человек наставляющий: он проявляет одну из своих важнейших функций наставления и является выразителем нравственной и религиозной точки зрения; человек исповедующийся: он сам становится субъектом исповеди, то есть реализует исповедальную интенцию и становится человеком рефлексирующим. Реализуя исповедальную интенцию, священнослужители употребляют слова со значением «вина», «совесть», обращенные к самим себе; они анализируют свои поступки с точки зрения христианских ценностей. Реализуя назидательную интенцию, клирики употребляют слова со значением «прощение», «осуждение», приводят различные положительные и отрицательные иллюстрации, используют директивы, что свидетельствует об их отношении к другим людям, различным ситуациям с точки зрения христианских ценностей или, наоборот, об отступлении от христианских взглядов.
На всех этапах своего творчества А.П. Чехов проявлял интерес к миру священнослужителей. Основные его произведения, в которых фигурируют персонажи-священнослужители, написаны в первый период. Их образы — это и традиционные для русского миропонимания священнослужители, и комичные, и трагичные. Меньшее количество рассказов написано во второй и третий период, где также сохраняется вариативность образов. В первом периоде творчества А.П. Чехов еще подвержен детским и юношеским воспоминаниям, что отражается в представлении его персонажей-священнослужителей в этот период (в большинстве своем они не справляются с возложенной на них миссией — воспитать и направить); основное внимание А.П. Чехов уделяет социальному аспекту их существования. Писатель использует в описаниях оценочную лексику, гиперболы, метафоры, эпитеты, которые способствует представлению клириков, подверженных мирскому влиянию и не всегда транслирующих христианские истины. Во втором периоде творчества А.П. Чехов пишет повести «Степь» и «Дуэль», в которых священнослужители, отец Христофор и дьякон Победов, предстают как персонажи, находящиеся в бытовом пространстве, но справляющиеся со своими обязанностями священнослужителя: наставляют, поучают, спасают. С помощью изобразительно-выразительных средств писатель создает мир добродушных, истинно верящих в христианские идеалы священнослужителей. В третьем периоде творчества основным персонажем-священнослужителем является отец Петр из рассказа «Архиерей, терзающийся душевными и физическими муками. В написанном перед смертью писателя рассказе внимание заострено на экзистенциальном аспекте, о чем свидетельствует эмоциональная лексика. Таким образом, анализируя языковой материал и использованные писателем лингвистические средства, можно утверждать, что А.П. Чехов, не меняя своего отношения к клирикам, изображая их и в комической, и в трагической ситуации, тем не менее переосмысляет отношение к миру священнослужителей, их образу (от порочного в первом произведении «Суд» до высокодуховного в последнем произведении «Архиерей»).
А.П. Чехов, изображая мир священнослужителей, представляет не только человека, облаченного в сан, которому нужно повиноваться, но и человека, не отделенного от мирского и суетного. Это, во-первых, посредник между Богом и человеком, а во-вторых, простой обыватель, втянутый в круговорот социальных и бытовых проблем. Однако духовное и обыденное, тем не менее, с помощью художественно и по-чеховски тонко использованных языковых средств соединяется воедино, тем самым представляя мир священнослужителей во всех его проявлениях и в полном объеме художественной реализации, которая берет свое начало в реальности, биографии писателя и его взглядах на бытование человека в мире.
Перспектива данной работы связана с возможностью применения предложенной модели языкового представления мира священнослужителей в чеховских текстах при исследовании в произведениях русской литературы положения русского духовенства, что важно для понимания русской ментальности, тесно связанной с православием, а также при описании персонажей, принадлежащих к тем или иным социальным группам.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |