Священнослужители в произведениях А.П. Чехова организовывают содержание высказывания, строят свою речь в соответствии с религиозным миропониманием, в их речи представлена ментальная картина христианского мира. Речь священнослужителей, в которой объединяется религиозная и нейтральная лексика, отражает их мышление и двойственную сущность, что способствует раскрытию образа и мира священнослужителя в двух аспектах: религиозном и бытовом. В первом случае чеховские священнослужители обращаются к прецедентным христианским текстам, к основным христианским постулатам, что соотносится с их саном. Во втором случае их обывательская сущность заключается в отступлении от норм институционального поведения и общения. Чеховские персонажи отходят от норм и правил, которые обязывают их вести диалог в строго установленной форме. Это является следствием того, что священнослужители чаще всего вовлечены в разговор, который протекает в бытовом дискурсе. Речевая коммуникация священнослужителя с мирянином или другим священнослужителем не характеризуется принятыми этикетными нормами. Однако они следуют церковным принципам и не отступают от них, когда действие происходит не только в контексте церковной службы, но и религиозного ритуала вне церкви. Во внецерковном пространстве речевое поведение священнослужителей может отражать как их священническую сущность, так и человеческую, связанную с их характером и особенностями мышления. В этом случае священнослужители предстают в двух ипостасях:
1) человек наставляющий: он проявляет одну из своих важнейших функций наставления и является выразителем нравственной и религиозной точки зрения;
2) человек исповедующийся: он сам становится субъектом исповеди, то есть выражает исповедальную интенцию и становится человеком рефлексирующим.
Диалогические отношения, в которых они реализуют исповедальную или назидательную интенцию, могут строиться по двум линиям: священнослужитель — священнослужитель и священнослужитель — мирянин. Русский православный священнослужитель должен следовать всем церковным правилам, в том числе и принятому речевому поведению. Он с помощью речевых средств должен пытаться реализовать свои непосредственные цели, направленные на поддержание и совершенствование человека. В произведениях А.П. Чехова священнослужители не только воздействуют на человека, но и сами являются объектом воздействия. Таким образом, речь священнослужителей в произведениях А.П. Чехова помогает создать представление о них как о людях разнохарактерных и обладающих теми или иными речевыми и поведенческими особенностями, что, в свою очередь, способствует раскрытию их мира.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |