Сновидения, в которых обозначены объекты без развития сюжета, встретились в 26 прозаических произведениях А.П. Чехова. В произведениях объекты сна выражены именами существительными или словосочетаниями с именами существительными, обозначающими людей, предметы, различные явления, появляющиеся в сновидениях персонажей в связи определёнными обстоятельствами их жизни, они связаны с реальностью, с действительностью, в которой они находятся. Предметы сна могут быть представлены местоимениями-существительными, значение которых обычно понятно из контекста. В реальности предметы сна существуют и находят отражение во сне как то, что окружает персонажа в действительности или когда-то было в его жизни, или то, что может его окружать в его представлении в будущем.
Отношения взаимной приязни, любви или её отсутствия, нереализованности взаимоотношений вызывают у персонажей внутренние сильные переживания и находят отражение в другой действительности, в ирреальности, в сновидении.
Сновидения без сюжета представлены в разных типах речи, авторской и персонажной (прямой и внутренней), и в разных типах повествования (от 3-го лица и от 1-го лица). В тринадцати произведениях сновидения даны в авторской речи в произведениях от 3-го лица: «Цветы запоздалые», «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Душечка», «Учитель словесности», «Вор», «Жена», «На подводе», «В сарае», «Степь», «Ненужная победа», «Мужики», «Perpetuum mobile», «Нахлебники»; в пяти произведениях — в повествовании от 1-го лица: «Мои жены», «Ариадна», «Моя жизнь», «Рассказ неизвестного человека», «Устрицы». Рассказывают в диалогах с другими персонажами о том, что им приснилось, или о том, что, возможно, снится другим, персонажи в произведениях «Козел или негодяй?», «Аптекарша», «Черный монах», «Палата № 6», «Доктор», «Попрыгунья»; в размышлениях персонажа (во внутренней речи) представлено сновидение в рассказе «Пари».
В бессюжетном сновидении может быть обозначен один объект-имя существительное в единственном числе с зависимыми словами и без зависимых слов («Цветы запоздалые», «Устрицы», «В сарае», «Нахлебники», «Ненужная победа», «Последняя могиканша», «Perpetuum mobile», «Моя жизнь», «Душечка», «Попрыгунья») или во множественном числе («Попрыгунья», «Пари»). В сновидении объекты сна могут быть представлены несколькими именами существительными, с зависимыми словами и без зависимых слов, обозначающими два и более предметов сна и явлений и выполняющими функцию однородных членов предложения («Палата № 6», «На подводе», «Жена», «Рассказ неизвестного человека», «Черный монах», «Душечка», «Учитель словесности», «Козел или негодяй?», «Степь»).
Местоимениями-существительными, не имеющими по категориальному значению определений, представлены объекты сна в произведениях «Ариадна», «Моя жизнь», «Аптекарша», «Мои жены», «Вор», «Дама с собачкой». В этих сновидениях местоимения обозначают людей, о которых думают персонажи и которые уже были названы во фрагменте текста. В рассказах «Мужики» и «Доктор» объекты сновидений обозначены местоимениями, значение которых остаётся нераскрытым в силу предположения о неясности предмета сна («Мужики») или болезни персонажа, не имеющего в связи с этим возможности раскрыть содержание сна («Доктор»).
Объекты в бессюжетных сновидениях вводятся обычно глаголом несовершенного вида «сниться» или словосочетанием глагола несовершенного «видеть» с существительным «сон» в предложном падеже с предлогом. Словосочетания «каждую ночь» («Ариадна», «Попрыгунья») «по ночам» («Моя жизнь», «Душечка»), наречия «часто», «вечно» («Палата № 6», «Козел или негодяй?») в сочетании с глаголом «сниться» и словосочетанием «видеть во сне» указывают на многократность снов персонажей одного и того же содержания, что подчеркивает эмоциональное напряжение, в котором находятся персонажи в связи с одним и тем же объектом реальной действительности или жизненной ситуацией.
Персонажи во время сновидения часто включены в осмысление сна настолько, что это может проявляться внешне во время всего сна или прерывать сон. Никитин в «Учителе словесности» заснул и, утомленный счастьем, улыбался до самого утра, то есть улыбка как определенное выражение лица сохранялась и подчеркивала осознание им своего счастья. В то же время страх не оставляет мальчика Алешку и во время сна, и он вскакивает и плачет в рассказе «В сарае», поскольку приснившийся ему умерший барин вызывает и во сне состояние тревоги, боязни. Этот страх вырывается наружу и обозначается глаголами физического и эмоционального действия. Внутренняя тревога во сне не оставляет и персонажа рассказа «Жена», который продолжает осмыслять во сне предыдущие реальные жизненные обстоятельства. Это обозначено в тексте прямой речью персонажа, которая прерывает сновидение, но затем, успокоившись, он вновь засыпает. Успокоение, которое приносит ему сновидение, меняет жизненную позицию персонажа.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |