Вернуться к Ли Хо. Языковое представление сновидений в прозе А.П. Чехова: реальность и ирреальность

3.3. Сновидения-предсказания

Сновидения издревле интересовали людей, так как кроме сна как физиологического состояния человека, необходимого ему для продолжения существования в действительности, человек во время пребывания в состоянии сна может видеть различные образы, предметы, явления, события. Кроме сна как факта физиологии человека есть и факт передачи содержания сновидения одного человека другому человеку, из чего сложились и складываются толкования сновидений. Сновидения могут быть бессмысленными, но большинство сновидений, особенно часто встречающихся, толкуются людьми, фиксируются на письме или передаются устно. Существуют различные издания, в которых дается расшифровка сновидений. Сновидения описываются также в научных исследованиях как явление, характеризующее миропонимание и мироощущение человека, что может быть связано с национальностью, религией, традициями, местом проживания и др.; проводятся научные исследования «устных сонников» (Далдаинский А., 1999; Малкольм Н., 1993; Холл Дж.А., 2017; Гура А.В., 2012; Толковый словарь сновидений: иллюстрированная история цивилизации снов, 2006).

При толковании сновидений обращают внимание на то, какая именно информация в нем заложена, каким образом может сбыться или не сбыться этот сон. При определении достоверности сновидений учитывают дни недели, числа месяца, расположение Луны, праздничные дни, когда толкование может быть связано, и т. д. Например, если сновидение связано с религиозными праздниками, то оно может иметь сакральный смысл, на что обращают внимание Г.А. Миллер (Миллер, 2007), А.А. Панченко (Панченко, 2001), В.П. Самохвалов (Самохвалов, 1999), С.А. Токарев (Токарев, 1988); Н.Ю. Трушкина (Трушкина, 2002).

Сон может присниться, как считают толкователи снов, к новым вещам, к неурядицам в семейной жизни, к неприятностям на работе, к радости, к счастью, к несчастью и т. д. Спектр толкований сновидений очень широк и разнообразен, но в то же время некоторые толкования могут быть тождественными. Например, З. Фрейд в «Толковании сновидений» (Фрейд, 2004, с. 225—226) описывает человека без одежды в присутствии других людей, который от отсутствия одежды испытывает эмоциональное состояние стыда. Такая расшифровка сна, в котором приснился голый человек, есть и в народном толковании, что отмечает А.А. Лазарева (Лазарева, 2016, с. 37). Этот сон всегда к неприятностям, позору, от чего человек испытывает чувство стыда. Выпадение зуба в сновидении в народном толковании расшифровывается как возможная потеря родственника или близкого человека в действительности. А.А. Лазарева обращает внимание на то, что кроме того, что можно наблюдать соотношение «прямой» символики (потерян зуб — потерян человек), необходимо обратить внимание и на близкое эмоциональное состояние, которое испытывает сновидящий не только во сне (физическая боль от потери зуба), но и в реальности (страдания от потери близкого человека) (Лазарева, 2016, с. 38).

Сновидения, в которых предугадывается, предсказывается то, что произойдёт или может произойти в действительности, называются вещими снами или пророческими снами.

В прозе А.П. Чехова в трёх рассказах есть сновидения, в которых персонажам снятся такие предметы или явления, появление которых во сне затем самими персонажами и объясняются. Такие сны можно считать вещими снами, в сне предсказывается или объясняется то, что происходит после сна в жизни персонажей. Сновидения-предсказания снятся персонажам в рассказах «Последняя могиканша», «Perpetuum mobile» и «Нахлебники».

В рассказе «Нахлебники» описывается тяжелая жизненная ситуация старика Зотова, оказавшегося без средств к существованию и вынужденного сдать своих животных, лошадь и собаку Лыску, на скотобойню, так как ему нечем было их кормить. Мысль о сложившемся трудном положении не оставляет старика и во сне. Объект сна — печка — получает толкование в тексте как предсказание чего-то плохого. В реальной действительности в произведении это связано с бедностью персонажа.

«Тут же кстати старик вспомнил, что в истекшую ночь ему снилась печь, а видеть во сне печь означает печаль.

Сны и приметы составляли единственное, что еще могло возбуждать его к размышлениям. И на этот раз он с особенною любовью погрузился в решение вопросов: к чему гудит самовар, какую печаль пророчит печь? Сон на первых же порах оказался в руку: когда Зотов выполоскал чайник и захотел заварить чай, то у него в коробочке не нашлось ни одной чаинки» (Нахлебники, т. V, с. 282).

Старик знал, к чему может присниться печка: к чему-то плохому. Это предсказание сразу же расшифровывается в рассказе: плохое для персонажа заключается в такой бытовой мелочи, как отсутствие заварки для чая. Но для читателя по окончании чтения рассказа становится понятно, что сновидение можно толковать по-другому: будучи пьяным и не понимая до конца, что он делает, Зотов приводит живших с ним животных на скотобойню. Делает он это не совсем осознанно: он отпустил животных со двора и надеялся, что они сами уйдут от него. Но преданные животные шли за ним, и от безысходности старик привел их к месту гибели. Осознав, что он сделал, старик подставил и свою голову, затем долго не мог прийти в себя. Вот это ужасное событие и является тем событием, которое предсказал сон.

В рассказе «Последняя могиканша» штаб-ротмистр Докукин тоже во сне видит печь и рассказывает об этом своему гостю в связи с тем, что видит неожиданно прибывших к нему сестру с мужем, которых он не очень хотел видеть, даже несмотря на скуку и тоску. Приезд родственников оценивается им как реализация в действительности сновидения-предсказания о чём-то плохом.

«— Черт возьми... пробормотал Докукин, глядя на меня испуганными глазами и почесывая висок. — Не было печали, так вот черти накачали. Недаром я сегодня во сне печь видел.

— А что? Кто это приехал?

— Сестрица с мужем, чтоб их...» (Последняя могиканша, т. III, с. 417).

В рассказе «Perpetuum mobile» доктору Свитницкому приснился пожар, что, как объясняется в тексте, к счастью. Читатель может это понять и как внутреннее спокойствие доктора, наступившее после ссоры со следователем Гришуткиным, что помешало им выполнить работу (они ехали на вскрытие трупа), и как восстановление их отношений и попытку продолжить дело.

«На душе у него было тихо, хорошо, плавно, как на небе, в синеве которого неподвижно стоит жаворонок, и это благодаря тому, что в прошлую ночь он видел во сне пожар, что означало счастье. Вдруг послышался шум подъехавших саней (выпал снежок), и на пороге показался следователь Гришуткин. Это был неожиданный гость... <...>

— Я приехал извиниться, Тимофей Васильич...» (Perpetuum mobile, т. II, с. 328).

Словами, предсказывающими будущие события в рассказах, являются два слова («печь» и «пожар»), значение которых связано с огнём, что позволяет трактовать будущие события как события разрушающего характера. Сны-предсказания, в которых объектом была печка (рассказы «Нахлебники» и «Последняя могиканша»), сразу получают подтверждение толкования, так как в реальной жизни персонажей происходят разноплановые негативные события.

В приведенных выше источниках дается разное толкование сновидений-предсказаний, в которых есть печь: к чему-то хорошему, если печь красная, и плохому, если она холодная. Пожар в сновидении-предсказании снится к положительным, позитивным переменам.

В рассказе ««Perpetuum mobile» толкование дано в авторском тексте, но соответствующая тексту оценка возможных будущих событий предоставляется читателю.