Сон как бытийная реальность является одним из повседневных некоммуникативных событий, обращение к которому в художественном мире литературных произведений имеет важное значение для формирования образов персонажей. В прозе А.П. Чехова фрагменты, связанные с состоянием сна персонажей, встречаются во множестве текстов и являются, по сути, постоянным компонентом художественного мира писателя. Они становятся характерным для идиостиля Чехова приемом формирования смысла текста.
Сны персонажей реализуются репертуаром средств их репрезентации, включающим: лексемы со значением «сон», синонимичные лексемы; словосочетания и сочетания слов, образующиеся с этими лексемами; предложениями с рядом однородных членов, в которых обозначены субстанции и предметы сновидений; фрагменты текста, представляющие событийные сновидения, разворачивающиеся в ирреальной действительности.
Сновидения персонажей рассмотрены на фоне описания сна как явления реальной жизни, как необходимого физиологического состояния, естественной каждодневной ситуации, характеризующейся разнообразными деталями и подробностями. Все они получают важное значения для формирования образа персонажа, позволяя читателю глубже понять мыслительную и психическую жизнь персонажа.
Вхождение в состояние сна может быть представлено отдельным фрагментом текста, в котором описывается постепенно изменяющееся сознание персонажа. При этом исключительно важно, что сознание персонажа во сне не всегда полностью угасает, что, как правило, фиксируется описанием его продолжающейся работы посредством глаголов мышления и восприятия мира — «думать», «видеть», «слышать». Эти глаголы позволяют воссоздать сложную модель бытия персонажа, находящегося одновременно в двух реальностях. Тем самым А.П. Чехов представляет читателю многомерность сознания и внутреннего мира персонажа. Выход из состояния сна может быть связан с представлением явлений, которые одновременно относятся к сновидению персонажа и к реальной действительности, что нарушает целостность сновидения и позволяет показать механизм выхода из него.
Сновидения персонажей А.П. Чехова по характеру их содержания представлены сновидениями-субстанциями и сновидениями-событиями. Сновидения первого типа оформлены, как правило, рядом однородных членов, выраженных именами существительными. Причины появления в сновидении именно этих субстанций становятся понятны и могут быть обоснованы только при осмыслении содержания целого текста. В сновидения-события включен сюжет, основанный на впечатлениях, размышлениях, переживаниях персонажа. Персонаж необязательно является участником разворачивающегося в сновидении события. Содержание сновидений-событий коррелируется с реально произошедшими, происходящими или возможными событиями. Причиной таких сновидений являются разные жизненные ситуации, вызывающие у персонажей широкий спектр чувств и эмоций и находящие отражение в сновидении. В сновидениях-событиях может быть представлена мечта, желание, страх, сожаление, ненависть.
Лексема «сон» в прозе А.П. Чехова представляет сон как физиологическое состояние и сон как видения, картины, образы в состоянии сна. Количество употреблений этой лексемы в третьем периоде творчества А.П. Чехова наименьшее. Этот период творчества А.П. Чехова (1896—1904) характеризуется, по А.П. Чудакову, введенным А.П. Чеховым в русскую литературу «принципом изображения мира через конкретное воспринимающее сознание». В этом периоде были написаны произведения, персонажи которых много рефлексируют, размышляют, думают о жизни, пытаются решить и объяснить сложные жизненные ситуации, что связано у них с бессонницей как основным времяпровождением.
Состояние сна персонажей у А.П. Чехова часто приобретает метафорический характер, являясь важнейшим средством оценки жизни персонажа, создаваемой уровнем его сознания, поведением и поступками, а также существующего общественного устройства. Как правило, сон метафорически изображает абсурдный порядок общей социальной жизни, лишенный необходимых нравственных начал, правды и справедливости, а в качестве метафоры человеческого сознания характеризует такое сознание, на котором основывается данное общественное устройство. Такая метафора сна как оценки жизни вписывается в широкий культурный контекст, восходя к устойчивому образу, питающему как мировую, так и русскую литературу. Однако у А.П. Чехова сон может выглядеть и метафорическим изображением освобождения человека, его сознания от привычных норм бесчеловечного существования. Ирреальность пространства сна, включающего как реальные, так и ирреальные события, ситуации, предметы, в художественном мире А.П. Чехова всегда способствует полноценному и объективному показу существующей реальности и его оценке.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |