Вернуться к Ли Хо. Языковое представление сновидений в прозе А.П. Чехова: реальность и ирреальность

Выводы

В художественном мире Чехова значительное место занимают сновидения персонажей, представляющие собой событийный ряд, действие, т. е. развертывание того или иного сюжета. При этом события могут быть представлены в свернутом и развернутом сюжетах, отличающихся подробностями изложения происходящих в сновидении событий и соответственно особенностями лингвистических средств, формирующих эти разновидности сюжетных сновидений.

Лингвистический анализ сюжетных сновидений даёт возможность понять композицию данных текстовых фрагментов, их смысловую структуру и смысловую нагрузку.

Для сюжетных сновидений характерно то, что в них представлена часть реальной действительности, с которой связан персонаж. Реальность трансформируется в сновидении, будучи включенной в ирреальное явление. Будучи по сути ирреальным явлением, сновидение тем не менее соединяет два мира — реальный и дополняющий его ирреальный (воображаемый). Сновидения включают сведения о событиях, которые были в реальной жизни персонажа, но не представлены при ее описании, таким образом сновидения дополняют реальность и расширяют объемность жизни персонажа.

В сновидении чеховский персонаж, как правило, не отключен от событий реальной жизни, в его сон проникает сознание. Во время сновидения персонаж на основе собственного опыта, вызывающего у него разные чувства и эмоции, что является в основном причиной сновидения, формирует другой мир. Этот мир дает возможность персонажу изменить свое отношение реальности, к тому, что происходило с ним в реальной жизни, представить будущее, осмыслить настоящее. Сюжетные сновидения позволяют читателю понять, что ирреальная событийность может спроецировать дальнейшие намерения персонажа, связанные с его поступками в будущем.

Сюжетные сновидения у Чехова — это важнейший прием, позволяющий вскрыть внутренний облик персонажа, обнажить или изменить его представления о разных явлениях и событиях. Эти сновидения наиболее ярко способствуют образной оценке персонажей, их поступков и существующего в реальности склада общественной жизни.