Вернуться к Ли Хо. Языковое представление сновидений в прозе А.П. Чехова: реальность и ирреальность

1.3. Представление реальности и ирреальности и художественной литературе

Художественная литература как вид искусства создается особым материалом — словом. С помощью слова в пространстве произведения возникает представленный в нем мир, который словесно отражает как внесловесную действительность, так и речевое поведение персонажей художественного произведения. Человеческая жизнь — основной объект изображения в художественной литературе. Описанная художником слова действительность дает читателю представление об устройстве человеческого сообщества. Задача писателя — показать всё многообразие жизни человека и расширить знания читателя о многомерности бытия, поскольку именно литература имеет возможность раздвинуть горизонты человеческой жизни в читательском сознании. Читатель как основной адресат произведения при чтении опирается в том числе и на собственный жизненный опыт, на свои знания как о внешней действительности, так и о внутренних психологических процессах, связанных с различными жизненными обстоятельствами.

Художественное произведение создает, моделирует действительность, с одной стороны, похожую на реальную, с другой стороны, не равную ей, поскольку она представлена только словесно и создана писателем, творящим мир произведения по законам искусства. Это уже вторичная действительность, виртуальная, воспроизведенная действительность, которая в то же время должна представлять всю многомерность бытия человека. Мир персонажа в литературе наполнен различными событиями, в нем могут быть описаны также ситуации, дающие читателю возможность познакомиться с повседневностью, бытийностью, в том числе с физическим существованием персонажа, включающим период бодрствования, нахождения в определенном времени и пространстве, то есть в реальной действительности, представленной в произведении. Сон как другая часть физического существования персонажа — это и часть реальной действительности. Писатель, формируя мир персонажа, представляя персонажа в его целостности, может обратить внимание на период, когда персонаж находится в состоянии сна и дать характеристику сну как физическому состоянию в реальности. В то же время писатель может представить сновидение, то есть то, что снилось персонажу во время нахождения в состоянии сна. События и явления в сновидении могут быть связаны с реальным окружающим миром, в котором находился персонаж до сна, они «навеяны» этой реальностью, но они представлены уже в сознании персонажа в новом качестве, они становятся фактом его сознания. Объекты, сюжеты внешнего мира таким образом могут быть даны в художественном произведении в разных плоскостях изображения, в реальном мире существования персонажа и в другом, альтернативном мире, созданным писателем в сознании персонажа. В то же время в сновидении могут быть обозначены такие факты, явления, события, которых не было в действительности, они ирреальны, но они дают возможность писателю дополнить мир персонажа иными, не связанными с реальностью явлениями, и в то же время соотнести их с прошлой реальностью и с будущим.

В художественном произведении сновидение, созданное писателем как иллюзорное явление, — это творение автора, необходимое ему для исполнения замысла произведения. Оно может быть как связано с реально произошедшими или происходящими событиями, некоторым образом трансформируя их, так и включать такие, которые появляются только в сновидении. Реальность и ирреальность, нашедшие отражение в сновидении, могут быть соединены в сновидении, представляя особенности восприятия персонажем мира.

Сновидение персонажа как ирреальное явление чаще всего связано с реальностью, с той действительностью, в которой пребывает персонаж. Но и то, чего не было и не может быть в действительности, также может отражаться в сновидении, поскольку сновидение — это творчество сознания персонажа и писателя.

Творчество А.П. Чехова продолжает изучаться филологами, психологами, медиками, философами, социологами, культурологами в связи с тем, что он смог, как писал Г.А. Бялый, показать «общие социальные закономерности его эпохи. Но они отразились у писателя в их специфической русской форме» (Бялый, 1956, с. 431).

В письмах А.П. Чехова к редактору А.Н. Плещееву, знакомым и жене, где представлены мнения А.П. Чехова скорее как частного человека, обращается внимание на некоторые бытийные особенности существования человека в действительности, включая необходимость в сне. В конце писем к близким людям А.П. Чехов желает им сна и всегда определяет это состояние с помощью имени прилагательного к слову сон. А.Н. Плещееву, редактору отдела журнала «Северный вестник», где печатались произведения А.П. Чехова, он желает хорошего, покойного сна наряду с другими естественными потребностями. Он желает А.Н. Плещееву отдыха, определенного спокойного физиологического состояния, дающего возможность существовать: «Будьте здоровы; желаю Вам хорошего аппетита, хорошего сна и побольше денег» (Чехов, Письма, т. II, с. 211); «Будьте здоровы. Дай Вам бог хорошего аппетита, покойного сна и кучу денег» (Чехов, Письма, т. III, с. 65); «Дорогой Алексей Николаевич, поздравляю Вас с Новым годом, с новым счастьем; дай бог Вам здоровья, хорошего сна, отличного аппетита, побольше денег, поменьше чужих рукописей» (Чехов, Письма, т. III, с. 107). В письмах к Е.М. Линтваревой, дочери хозяйки дачи в Сумах, где бывал А.П. Чехов, и к жене О.Л. Книппер-Чеховой А.П. Чехов желает золотых снов (прилагательное употреблено в переносном значении) и красивых снов (прилагательное употреблено в форме превосходной степени), а именно каких-то образов, картин, представлений хорошего качества, то есть сновидений: «Всем Вашим мой сердечный привет. Будьте здоровы, и да пошлет аллах к Вашему изголовью золотые сны!» (Чехов, Письма, т. III, с. 44—45); «Бог тебя благословит, да приснятся тебе самые лучшие, самые красивые сны. Целую тебя крепко и обнимаю» (Чехов, Письма, т. X, с. 115).

Согласно этим определениям к слову сон в письмах понятно, что А.П. Чехов желает в одном случае (в письмах к А.Н. Плещееву) сна как физиологического состояния, во время которого человек отдыхает и находится в спокойствии, а в другом — явлений, видений во сне, при этом употребляя только слово сон. А.П. Чехов знал и понимал, что люди могут видеть что-то во сне, в том числе и любимых людей, и шутливо обращался с этой просьбой в конце одного из писем к жене: «Приснись мне, дуся!» (Чехов, Письма, т. X, с. 161—162).

А.П. Чехов как художник слова сам включал в свои произведения описание снов и обращал внимание на них в произведениях других писателей. Очень важным и интересным представляется письмо А.П. Чехова писателю Д.В. Григоровичу по поводу его рассказа «Сон Карелина», где А.П. Чехов не только высоко оценил представление снов в рассказе, но и описал свои ощущения и видения во время сна и высказал установки по поводу возможного представления сновидений в художественном произведении.

«Сейчас я прочитал «Сон Карелина», и меня теперь сильно занимает вопрос: насколько изображенный Вами сон есть сон? И мне кажется, что мозговая работа и общее чувство спящего человека переданы Вами и замечательно художественно и физиологически верно. Конечно, сон — явление субъективное и внутреннюю сторону его можно наблюдать только на самом себе, но так как процесс сновидения у всех людей одинаков, то, мне кажется, каждый читатель может мерить Карелина на свой собственный аршин и каждый критик поневоле должен быть субъективен. Я сужу на основании своих снов, которые часто вижу» (Чехов, Письма, т. II, с. 28.).

В этом письме А.П. Чехов высказывает своё мнение о передаче сна персонажа в художественной литературе: необходимо соблюсти правдивость изображаемого, представить образы, возникающие во сне, и то, что является их причиной.