Вернуться к Ли Хо. Языковое представление сновидений в прозе А.П. Чехова: реальность и ирреальность

2.1. Семантика лексемы «сон», частотность употребления

Обратимся к лексикографическому описанию лексемы «сон» в ряде словарей: «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, «Толково-комбинаторный словарь русского языка» И.А. Мельчука и А.К. Жолковского (Мельчук, Жолковский, 1984), «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова (Ожегов, 1986), «Толковый словарь современного русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (Ушаков, 2005), «Словарь русского языка» (МАС, 1985).

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дается следующее значение лексемы «сон»: «состояние спящего, отдых тела, в забытьи чувств» (Даль, 1998, т. IV, с. 270).

В «Толковом словаре современного русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова лексема «сон» имеет следующие значения: «1. Периодически наступающее физиологическое состояние, противоположное бодрствованию, на время которого полностью или частично прекращается работа сознания. 2. То, что снится, видение, грезы спящего. 3. Мечта, греза, нечто, увлекающее воображение и чувство (поэт.). 4. О чем-н. несбыточном, фантастическом, сказочном, о каком-н. продукте воображения» (Ушаков, 2005, с. 989).

«Сон» в словаре С.И. Ожегова — «наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания. <...> 2. То, что снится, грезится спящему, сновидение» (Ожегов, 1986, с. 664—665).

В «Толково-комбинаторном словаре русского языка» И.А. Мельчука и А.К. Жолковского лексема «сон» имеет пять значений: «1. Физиологический процесс у животных и человека, периодически наступающее состояние покоя, отключения контроля над сознанием и снижения основных реакций организма. 2. То же, что сновидение; видения, порождаемые спящим сознанием. 3. Переносное значение как нечто несбыточное, неправдоподобное; мечта, иллюзия. 4. Также переносное значение и поэтический стиль как состояние спокойствия, полного покоя, тишины в где-либо (как правило, в природе). 5. Переносное значение: серость, однообразие, застой, бездействие, отсутствие движения и другие» (Мельчук, Жолковский, 1984, с. 773).

В «Словаре русского языка» приводится три значения лексемы «сон»: «1. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания; 2. То же, что спячка (в 1 знач.); 3. То, что снится; сновидение» (МАС, 1985, т. 4, с. 194).

Первые значения лексемы «сон» в словарях русского языка соотносятся в определённой степени с объяснением сна в медицине как физиологического состояния человека. Во всех словарях второе значение лексемы «сон» (в МАСе — третье) равно значению лексемы «сновидение». В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова в словарной статье «сновидение» дается отсылка ко второму значению лексемы «сон» (Ожегов, 1986, с. 657).

Рассмотрим частотность употребления лексемы «сон» в прозаических произведениях А.П. Чехова с учётом употребления данной лексемы в разные периоды творчества в соответствии с периодизацией А.П. Чудакова, представленной в «Поэтике А.П. Чехова» (1971). В этой работе А.П. Чудаков исследует уровни чеховской художественной системы по трём хронологическим срезам.

I. Первое семилетие. К раннему творчеству А.П. Чудаков относит «прозаические произведения 1880—1887 гг. — повести, рассказы, сценки, то есть жанры, которые, развиваясь, привели к образованию рассказа Чехова и чеховского повествовательного стиля как особенного явления русского искусства конца XIX — начала XX в.» (Чудаков, 1971, с. 12). Специфика этого периода, по мнению А.П. Чудакова, обусловлена преобладанием субъективного повествования. Наиболее значимыми являются 1885 г. «переход на новые художественные позиции завершился» (Чудаков, 1971, с. 32) и 1887 г. «объективное повествование, уже сложившееся — в основных чертах — к этому времени, распространяется значительно шире, чем в любой из предшествующих годов» (Чудаков, 1971, с. 61).

II. 1888—1894 гг. — «время абсолютного господства объективного повествования в прозе Чехова» (Чудаков, 1971, с. 87). Особая роль отводится «переломному» 1888 г., когда у Чехова появляется возможность выбора пути: «пойти по прежней дороге, изведанной в 1885—1887 гг. или устремиться по новой», открытой в повести «Степь».

III. 1895—1904 гг. Введенный Чеховым в такой законченной последовательной форме в русскую литературу главный конструктивный принцип повествования («принцип изображения мира через конкретное воспринимающее сознание» (Чудаков, 1971, с. 136)) становится универсальным.

Таблица 1. Частотность употребления лексемы «сон» в 108 прозаических произведениях А.П. Чехова

общий

1 период (1878—1888)

2 период (1889—1895)

3 период (1896—1904)

сон

216 (108)

137 (77)

35 (17)

28 (14)

Анализ показывает, что лексема «сон» наиболее часто употребляется в первом периоде творчества, характеризующимся, согласно А.П. Чудакову, преобладанием субъективного повествования.