Вернуться к В.А. Сазонова. Антонимы как средство выражения контраста в языке и художественной речи (на материале прозы А.П. Чехова)

Глава 3. Антонимическая парадигма в художественной прозе А.П. Чехова

Система средств, воплощающих принцип контраста, в лингвистическом плане базируется на антонимии, поэтому рассмотрение состава антонимов, употребляемых автором, и особенностей их употребления занимает важнейшее место в изучении системы контраста [Дмитриев, 1981, с. 74].

Вслед за Е.И. Дибровой и Н.Ю. Донченко будем считать начальным звеном в организации лексической противоположности антонимическую парадигму (пара слов, ряды слов) как совокупность семантико-грамматических свойств языковых единиц, репрезентирующих отношение противоположности в рамках определенного контекста. Данная минимальная антонимическая структура включает позитивный и негативный члены.

Анализ антонимической парадигмы в художественной прозе А.П. Чехова производился с учетом нескольких ее признаков:

1) частеречное выражение членов парадигмы;

2) состав парадигмы;

3) характерные семантические функции в определенных синтаксических конструкциях;

4) семантические особенности слов, вступающих в отношения противопоставления.

Выраженность членов антонимической парадигмы может быть одночастеречной и межчастеречной. В качестве одночастеречной антонимии рассматривается противопоставление слов одной части речи (вкус / безвкусица — существительные, возвышаться / унижаться — глаголы, веселыйгрустный — прилагательные). Е.Н. Миллер, вслед за которым употребляем термин «межчастеречная антонимия», отмечает, что противопоставление слов разных частей речи можно считать систематическим и закономерным явлением и языка, и речи [Миллер, 1990].