1. Принцип ассоциирования по контрасту является универсальным и полифункциональным. Справочные издания разных областей знаний сходятся на следующих определениях: 1) (резкая) противоположность в каком-нибудь отношении; 2) взаимное противопоставление синтагматически соположенных единиц, противопоставление сосуществующих единиц; 3) фигура речи, состоящая в антонимировании фонетических, лексико-фразеологических и грамматических единиц, воплощающих контрастное восприятие художником действительности.
2. В современной лингвистике представлено широкое (любые языковые средства, служащие для создания и усиления выразительности) и узкое (синтагматически образуемые средства выразительности) понимание термина стилистическая фигура.
3. Необходимым компонентом создания контраста (противоположности) в тексте являются антонимические отношения, определяющие бинарную структуру стилистических фигур, которые считаются формами реализации контраста в речи.
4. К стилистическим фигурам, основанным на контрасте, следует относить антитезу и оксюморон, а также амфитезу, акротезу и диатезу, усиливающие выразительность и образность речи.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |