Вернуться к Ш. Липке. Антропология художественной прозы А.П. Чехова: неизреченность человека и архитектоника произведения

3. Пост-сахалинские повести А.П. Чехова (1891—1894): типизация и неизреченность человека

Время после 1888 г. в жизни Чехова характеризуется «чувством острой неудовлетворенности своей жизнью и искусством», из-за которого у писателя возникает желание посетить остров Сахалин1.

Художественное чувство неудовлетворенности особым образом воплощается в повести «Скучная история» (1889). В ней, написанной несколько месяцев после рассказа «Княгиня», главный герой тоскует об «общей идее» (7, 307). Здесь подтверждается то, о чем свидетельствует и финал рассказа «Княгиня»: полемика ни к чему не ведет. При этом главному герою отсутствие «общей идеи» и последствия этого становятся понятными на фоне приближения смерти (7, 307). Оказывается, что идеология не может дать ответы на вопросы о положении человека в мире. Соответственно, Чехов начинает искать иные подходы к вопросу о том, кем является человек.

В связи с поездкой на Сахалин, состоявшейся в 1890 г., одним из ведущих в творчестве Чехова на некоторое время становится гносеологический вопрос, т. е. вопрос познания в общем и познаваемости человека в частности, к чему писатель относится скептически. Об этом — известное высказывание обоих главных героев в финале повести «Дуэль»: «никто не знает настоящей правды» (7, 446).

Гносеологический вопрос имеет особое значение в повестях «Дуэль» и «Палата № 6». Повесть же «Черный монах», строго говоря, уже не относится к пост-сахалинскому периоду творчества Чехова, однако в ней критика познания и, в частности, обсуждения человека другим человеком как ведущая тема продолжается, что и объясняет включение повести в настоящую главу. В контексте вопроса познания данные произведения отличаются особой сложностью, поэтому следует изучить, насколько такая их сложность соответствует образу человека.

Социум после поездки на Сахалин Чехов воспринимает в качестве осуждающей силы, которая выносит людям приговор о заключении на острове-тюрьме2. Это усиливает его стремление критически пересмотреть те оценки, которые общество дает людям. Поэтому как гносеологическая неуверенность, так и этический взгляд на осужденных смягчают жесткую полемику предыдущего периода.

Социальность человека снова играет значимую роль. Однако здесь речь идет не о принадлежности к определенным общепризнанным классам, а о той роли, которую человек играет во взаимодействии с другими людьми и с помощью которой они (а также он сам) определяют его позицию и характер. В связи с этим анализируется, в каком смысле противопоставлены друг другу роль, приданная человеку социумом, с одной стороны, и невозможность ограничить человека данной ролью, обусловленная его неизреченностью, с другой стороны.

Примечания

1. Simmons E.J. Op. cit. P. 209.

2. Катаев В.Б. Проза... С. 123.