После произведений начала 1890-х гг., в которых доминирует гносеологический подход к неизреченности человека, Чехов снова обращается к социальным вопросам в общепринятом смысле. Темы, которые присутствовали и ранее, жизненные обстоятельства крестьян, чиновников в провинциальном городе, жизнь рабочих на фабрике, положение женщин в социуме, теперь выдвигаются на первый план и играют ведущую роль в произведениях. Это связано с тем, что Чехов активно интересуется развитием промышленности1, а также политическими проблемами, например, вступая в борьбу с антисемитизмом2. На этом фоне для него имеют значение реалистические произведения Э. Золя, посвященные разным областям социальной действительности3. После критики познания предыдущих лет Чехов обращается к реализму, исходя из идеи познаваемости ситуации и человека в ней. Однако следует иметь в виду, что реализм доминирует только на самом очевидном уровне, между тем как концепт многогранности не исчезает, но преображается. В связи с этим здесь исследуется противопоставление между социальной и телесной обусловленностью человека, с одной стороны, и вопросом о ее дополнении иным началом в человеке (духовным, нравственным), с другой стороны.
Примечания
1. Rayfield D. Op. cit. P. 114.
2. Там же. С. 115.
3. Там же. С. 117.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |