Д. Рейфильд называет последнюю главу своей художественной биографии А.П. Чехова «Valediction» («Прощание»)1. В ней рассматриваются последние произведения Чехова, написанные им перед смертью, в которых неоднократно говорится о прощании с нынешней жизнью. Тем самым продолжается речь о том, что «больше жить так невозможно» (10, 56).
В произведениях «Дама с собачкой», «В овраге» и «Архиерей» возможность изменений оказывается центральной и более реальной, нежели в произведениях предыдущего периода. Вопрос об «уходе» играет важную роль, причем в произведениях, существенно отличающихся друг от друга своими сюжетами: в истории любови, истории о беде сельских жителей и истории о смерти епископа. В настоящей главе исследуется, как данная постановка проблемы влияет на антропологию, представленную в произведениях на разных уровнях, насколько человека, показанного в них, характеризует, несмотря на его тяжелое положение, возможность выхода из него.
Примечания
1. Rayfield D. Op. cit. P. 227.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |