Вернуться к Ш. Липке. Антропология художественной прозы А.П. Чехова: неизреченность человека и архитектоника произведения

2. Полемические рассказы А.П. Чехова (1887—1889): унижение человека и идея освобождения

Одним из ключевых моментов в биографии Чехова как художника является письмо Д.В. Григоровича от 28 марта 1886 г., в котором он дает молодому писателю понять, что тот слишком талантлив, чтобы писать краткие рассказы по заказу газет и тонких журналов. С этого момента Чехов становится независимым писателем и освобождается от ограничений по форме и содержанию, связанных с требованиями редакций преимущественно юмористических журналов. Одновременно это означало для Чехова и смягчение цензурных правил1. В данном контексте он пробует новые сюжеты и новый стиль, например, в рассказах «Кошмар» и «Мечты», описывая в более острой форме страдания угнетенных2.

На фоне этих новых тенденций творчества Чехова особого внимания заслуживают рассказы «Враги» (1887) и «Княгиня» (1889), которым и будет посвящена данная глава.

Эти произведения определили собой особую фазу антропологического поиска Чехова, когда он исследует конфликтные ситуации, обусловленные положением социально униженного человека, и (возможные) шаги к преодолению данного положения.

Данные рассказы можно назвать «полемическими», т. к. в них речь идет о борьбе и о ненависти. На эту возможность указывает заглавие «Враги», а также чеховское описание рассказа «Княгиня» как произведения в «протестующем тоне», которому, как он сам выражается, хочет «поучиться» (П. 3, 73). В связи с этим в настоящей главе вводится термин «жесткая полемика», под которым подразумевается столкновение позиций, обусловленное принадлежностью героев к разным социальным группам и выраженное в конфликте с такой враждебностью, что взаимное понимание невозможно.

Контекстом данной проблематики является представление Чехова, что беда «не в том, что мы ненавидим врагов, которых у нас мало, а в том, что недостаточно любим ближних, которых у нас много» (П. 3, 37). Писатель подчеркивает, что любовь к врагам, с его точки зрения, не самое важное в нравственности человека, поэтому, в отличие о Л.Н. Толстого, он не считает себя обязанным проповедовать это. А положение о любви к ближним актуализирует вопрос о том, кто именно является и может считаться такими ближними.

Примечания

1. Rayfield D. Op. cit. P. 32—34; Степанов А.Д. Чеховские рассказы... С. 7.

2. Rayfield D. Op. cit. P. 38—39; Паперный З.С. А.П. Чехов... С. 40.