В виде примера сценического анализа К. Станиславским и Вл. Немировичем-Данченко текста «Чайки» мы приведем в параллельном с пьесой чтении разработку финала пьесы из режиссерского экземпляра К. Станиславского.
Текст пьесы |
Режиссерские замечания |
Нина. Лошади мои стоят у калитки. Не провожайте, я сама дойду... [№ 1] (Сквозь слезы.) Дайте воды... [№ 2]. Треплев (дает ей напиться). Вы куда теперь? Нина. В город. [№ 3] (Пауза.) Ирина Николаевна здесь? [№ 4] Треплев. Да... [№ 5]. В четверг дяде было не хорошо, мы ей телеграфировали, чтобы она приехала. Нина. [№ 6] Зачем вы говорите, что целовали землю, по которой я ходила? Меня надо убить. (Склоняется к столу.) Я так утомилась! Отдохнуть бы... Отдохнуть! [№ 7] (Поднимает голову.)* Я — чайка... Не то. Я — актриса. Ну да!..* (Услышав смех Аркадиной и Тригорина, прислушивается, потом бежит к левой двери и смотрит в замочную скважину.) И он здесь... (Возвращаясь к Треплеву.) Ну, да... Ничего... Да... [№ 8] Он не верил в театр, все смеялся над моими мечтами, и мало по малу я тоже перестала верить и пала духом... А тут заботы любви, ревность, постоянный страх за маленького... Я стала мелочною, ничтожною, играла бессмысленно... Я не знала, что делать с руками, не умела стоять на сцене, не владела голосом. Вы не понимаете этого состояния, когда чувствуешь, что играешь ужасно. [№ 9] Я — чайка. Нет, не то... Помните, вы подстрелили чайку? Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил... Сюжет для небольшого рассказа... Это не то... [№ 10] (Трет себе лоб.) О чем я?.. Я говорю о сцене. Теперь уж я не так... Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной. А теперь, пока живу здесь, я все хожу пешком, хожу и думаю, думаю и чувствую, как с каждым днем растут мои душевные силы... Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле — все равно, играем мы на сцене или пишем — главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую и мне не так больно, и, когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни. Треплев (печально). [№ 11] Вы нашли свою дорогу, вы знаете, куда идете, а я все еще ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужно. Я не верую и не знаю, в чем мое призвание. [№ 12] Нина (прислушиваясь). Тсс... Я пойду. Прощайте. Когда я стану большой актрисой, приезжайте взглянуть на меня. Обещаете? А теперь... [№ 13] (Жмет ему руку.) Уже поздно. Я еле на ногах стою... я истощена, мне хочется кушать... Треплев [№ 14] Останьтесь, я лам вам поужинать... Нина. [№ 16] Нет, нет... Не провожайте, я сама дойду... Лошади мои близко... Значит она привезла его с собою? Что ж, все равно. Когда увидите Тригорина, то не говорите ему ничего... Я люблю его. Я люблю его даже сильнее, чем прежде. Сюжет для небольшого рассказа. Люблю, люблю страстно, до отчаяния люблю. [№ 15] Хорошо было прежде, Костя! Помните? Какая ясная, теплая, радостная, чистая жизнь, какие чувства, — чувства, похожие на нежные, изящные цветы... Помните? (Читает.) «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом, — словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли. Уж тысячи веков, как земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь. На лугу уже не просыпаются с криком журавли, и майских жуков не бывает слышно в липовых рощах...» [№ 17] (Обнимает порывисто Треплева и убегает в стеклянную дверь.) Треплев (после паузы). Не хорошо, если кто-нибудь встретит ее в саду и потом скажет маме. Это может огорчить маму...
Дорн (стараясь отворить левую дверь). Странно. Дверь как будто заперта... (Входит и ставит на место кресло.) Скачка с препятствиями.
Аркадина. Красное вино и пиво для Бориса Алексеевича ставьте сюда на стол. Мы будем играть и пить. Давайте садиться, господа. Полина Андреевна (Якову). [№ 18.] Сейчас же подавай и чай. (Зажигает свечи, садится за ломберный стол.) Шамраев (подводит Тригорина к шкапу). Вот вещь, о которой я давеча говорил... (Достает из шкапа чучело чайки.) Ваш заказ. Тригорин (глядя на чайку). Не помню! (Подумав.) Не помню!
Аркадина (испуганно). Что такое? Дорн. Ничего. Это, должно быть, в моей походной аптеке что-нибудь лопнуло. Не беспокойтесь. [№ 19] (Уходит в правую дверь, через полминуты возвращается.) Так и есть. Лопнула склянка с эфиром. [№ 20] (Напевает.) «Я вновь пред тобою стою очарован...» Аркадина (садясь за стол). [№ 21]. Фуй, я испугалась. Это мне напомнило, как... (Закрывает лицо руками.) Лаже в глазах потемнело... [№ 22] Дорн (перелистывая журнал, Тригорину). Тут месяца два назад была напечатана одна статья... письмо из Америки, и я хотел вас спросить, между прочим... [№ 23] (Берет Тригорина за талию и отводит к рампе.)... так как я очень интересуюсь этим вопросом... (Тоном ниже, вполголоса.) Уведите отсюда куда-нибудь Ирину Николаевну. [№ 24] Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился... [№ 25] |
№ 1. Отворила дверь, чтобы уйти (шум ветра, ворвавшегося в комнату). Потом остановилась — облокотилась о притолку и зарыдала. Треплев, облокотившись тоже о фонарь, стоит недвижно, смотря на Нину. Свист ветра от отворенной двери. «Дайте воды» говорит среди рыданий. № 2. Треплев медленно идет (вода около зеркала на авансцене), наливает (шум стекла), подает. Пауза. Нина пьет. (Говорят в столовой.) № 3. Нина утирает слезы платком и подавляет рыдания. Треплев со стаканом в руке неподвижно стоит, облокотясь на фонарь, смотрит безжизненно в одну точку. Здесь он уже умер. № 4. Нина говорит, подавляя рыдания. № 5. Пауза. (Говорят в столовой.) № 6. Пауза. № 7. Пауза. Нина бессильно опирается головой о дверь. Оба стоят как вкопанные секунд 10. Слышен ясно голос Тригорина. Нина выпрямилась, как ужаленная. Прислушивается, делает несколько шагов к столовой. *—* [Эти слова зачеркнуты К. Станиславским.] № 8. Нина опускается на стул (у ломберного стола, где сидел Шамраев). Треплев недвижим со стаканом в руке. Нина замирает в одной позе. Говорит неизвестно кому, сама с собой, смотря в одну точку. № 9. Облокотилась рукой и положила усталую голову на руку. Утомлена. № 10. Выпрямляется. № 11. Не меняет позы. Говорит мертво, безжизненно, безнадежно. № 12. Пауза секунд 10. Шум в столовой: слышно, как отодвинулись 2—3 стула. Нина как ужаленная вскочила и — к двери. № 13. Треплев как бы пробудившись от глубокого сна — протягивает руку. № 14. Последняя надежда. № 15. Отворяет дверь, чтобы идти, — свист ветра, дождя — сильнее. № 16. Весь монолог под свист ветра. № 17. Опять облокотилась о притолку и заплакала Пауза секунд 10, во время которой слышен отдаленный удар колокола (как и в первом акте во время представления пьесы). (Эффект тоже не высокой пробы!!!)... Быстро обнимает и убегает. Стук одной двери (разбилось стекло, — то сильный ветер притворил ее), потом стук другой двери, удаляющиеся шаги по террасе. Шум ветра, звон колокола, стук сторожа, смех в столовой усиливается. Треплев секунд 15 стоит неподвижно, потом роняет из рук стакан (тоже эффект!!!) Треплев пошел медленно к письменному столу. Остановился. Подошел к рукописи, подержал ее в руке, разорвал. Сел — хотел что-то прочесть, после первой строчки разорвал. Опять задумался, безнадежно потер лоб. Поглядел в круг, посмотрел на кипу рукописей и медленно принялся рвать их. Все клочки бумаги забрал и пошел к печи (шум дверки печи). Бросил бумаги в печь, облокотился рукой о нее и долго смотрел, как горят его произведения. Обернулся, подумал, потер лоб, быстро подошел к столу, отворил ящик. Вынул оттуда пачку писем и бросил их в огонь. Пошел. Остановился, подумал, еще раз осмотрел всю комнату, подумал — и задумчиво, медленно вышел. Шум отодвигающихся стульев, веселый разговор в столовой. Дверь шевелится. Стучат в дверь, кричат: «Константин Гаврилович!» Пауза, ответа нет, напирают на дверь, образуется щель. Дорн просовывает голову. Входит Аркадина, что-то напевает, потом берет Дорна, кружит его и, под общий смех, вальсом кружатся — до авансцены. № 18. Говорит весело Якову и идет садиться к ломберному столу. Полина Андреевна зажигает свечи Маша собирает карты лото. Шамраев и Тригорин идут к библиотеке. Все, кроме Шамраева и Тригорина, садятся. Шамраев достал чайку, держит перед Тригориным. Пауза очень важная (чтобы сидящие за столом не отвлекали в эту минуту внимание публики от Тригорина и Шамраева). Тригорин долго смотрит, отрицательно качнет головой, говорит два раза «не помню». 5 секунд пауза. Выстрел, все привскочили, дамы вскрикнули, обернулись в сторону выстрела — 5 секунд пауза. Аркадина встала, хочет идти. Дорн (поняв, в чем дело) останавливает ее, говорит. № 19. Дорн уходит — секунд 10 пауза: живая картина. Замерли, боятся шевельнуться. Аркадина как встала, так и стоит. Что-то за сценой упало (шум падающего стула) Дорн быстро выходит — сразу остановился, оправился. Все смотрят на него. Он секунду растерянно смотрит на Аркадину, которая, как и все другие, впилась в него глазами. Дорн на глазах публики меняет выражение лица. № 20. У всех облегченный вздох. Дорн уже овладел собой. Как ни в чем не бывало запевает и идет к зеркалу. Наливает стакан воды, рука немного дрожит. Когда его никто не видит — беспокойная мимика лица. № 21. Аркадина опустилась на кресло, облокотилась о стол, скрыла лицо руками. Некоторое время посидела так, потом взяла платок, обмахивается. Тригорин тем временем у письменного стола перелистывает книгу. Шамраев отошел к ломберному столу. № 22. Дорн незаметно для всех посматривал на Ирину Николаевну. Подходит к Тригорину. № 23. Толкает Тригорина, который занялся чтением, и делает заметный только Тригорину знак. Отзывает его в сторону. Тригорин удивленно встает. Дорн еще раз смотрит на Аркадину. Дорн отводит Тригорина на авансцену. № 24. Малая пауза (чтобы потомить публику). Дорн бросает еще раз взор на Аркадину. № 25. Исступленный Тригорин; он остолбенел. Дорн грозит ему пальцем: тише, мол. Дорн опять запел, как ни в чем не бывало, и пошел в комнату, где застрелился Треплев. Монотонный голос Маши, читающей цифры лото, и вполголоса пение с Аркадиной (веселый голос). Тригорин бледный подошел к спинке стула Аркадиной, остановился, так как не решается сказать ей ужасную вещь. |
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |