Вернуться к Э.А. Полоцкая. А.П. Чехов. Движение художественной мысли

Глава II. От жизни к сюжетам

Говорю Вам по совести, искренно, эти люди родились в моей голове не из морской пены, не из предвзятых идей, не из «умственности», не случайно. Они результат наблюдения и изучения жизни.

Чехов

Чехов принадлежит к типу писателей, которые были, по слову Достоевского, одержимы «тоской по текущему». Его сюжеты легко вписываются в жизнь русского общества конца XIX века. Развитие личности в условиях мелочного быта и семейных неурядиц, чиновничьих интриг, обывательских сплетен и общего социального неустройства, одним словом, в тягостной атмосфере, в которой, однако, намечаются просветы, связанные с ощущением назревающих общественных перемен, — вот направление, по которому развиваются чеховские сюжеты, начиная приблизительно со второй половины восьмидесятых годов. Разнообразное в частностях, это направление едино в главном: динамика внутренней жизни человека всегда изображается в тесной связи с состоянием внешнего мира — современной писателю русской действительности.

Чехов не искал предметов для вдохновения ни в глубине веков, ни в инонациональной экзотике. Несколько «исторических» и иностранных сюжетов, которые с трудом можно наскрести в его творческом наследии, лишь подтверждает приверженность чеховского таланта к современной ему русской тематике.