Судьба Чехова сложилась так, что в первые годы творчества он стремительно фиксировал многочисленные жизненные аномалии, встречавшиеся на каждом шагу. К глубоким обобщениям частных фактов, им изображаемых, писатель в те годы прибегал не всегда. Эта манера письма и вызвала у некоторых дореволюционных критиков ложное представление о «господстве случайностей» в произведениях А.П. Чехова. Н. Михайловский, например, сетовал на то, что выбор тем Чеховым поражает своей «случайностью» и писатель изображает все, «что попадается на глаза» [4, с. 777, 783]. Однако впечатление «случайности» исчезает после ознакомления с серией однотемных произведений художника. В представлении читателя возникает целая картина, составленная из разрозненных, как казалось, рассказов — «мазков».
Эта особенность молодого Чехова была замечена уже некоторыми дореволюционными критиками. Я. Абрамов, например, рекомендовал прочитывать подряд многие рассказы Чехова, в результате чего «из мелких кусочков слагается целая картина, полная глубокого смысла» [3, с. 130]. Е. Андреевич советовал перечитывать произведения Чехова «страницу за страницей, чтобы из этой мозаики случайных, по-видимому, фактов, часто анекдотов, сложилась стройная и воистину грозная картина опустошения природы и человеческого духа» [4, с. 622]. Тогда же была сделана попытка выделить в творчестве А.П. Чехова отдельные тематические циклы. Например, работа Н. Мировича «О женщинах в произведениях А.П. Чехова» [22] содержит ряд верных наблюдений о положении женщины в семье и обществе. Другие попытки рассмотреть рассказы Чехова, близкие тематически, представляются крайне поверхностными и слабыми, хотя уже названия работ («Наши педагоги в изображении Чехова. Профессора», «Доктора по сочинениям Чехова», «Народные учителя и учительницы», «Белое духовенство в произведениях Чехова» и т. д.) красноречиво говорят о замыслах авторов.
Уместно заметить, что А.П. Чехов охотно объединял свои произведения, близкие друг другу по тем или иным признакам. Так, первый сборник его рассказов («Сказки Мельпомены») представляет собой цикл произведений о жизни актеров. Имеют сходные черты (на что указывал и сам писатель) рассказы, объединенные в сборниках «В сумерках», «Хмурые люди», «Детвора». Так, например, в цикле рассказов «Хмурые люди», по мнению А.П. Чехова, «однообразных по тону, художественные элементы... густо перемешаны с медицинскими...» [35, П., т. 3, с. 259]. «Пестрые рассказы» не нравились Чехову именно своею «пестротой»: «Книжка моя мне очень не нравится. Это винегрет, беспорядочный сброд студенческих работишек, ощипанных цензурой...» [35, П., т. 1, с. 219]. Уже во второе издание Чехов внес огромные изменения, придавшие сборнику большую идейно-эстетическую цельность.
О целесообразности выделять и изучать идейно-тематические циклы произведений А.П. Чехова говорилось и в советском литературоведении, однако практически это долгое время не осуществлялось. Автором данной работы было предпринято несколько таких попыток [18; 19].
Следует подчеркнуть, что речь идет не только о циклах как таковых, но и об особенностях критического реализма Чехова раннего периода творчества. Отношение писателя к одному и тому же явлению, равно как и само это явление, наиболее полно и глубоко вырисовывается лишь при ознакомлении с циклом «сиюминутных» рассказов на данную тему.
Чеховские тематические циклы легко определяются, если учитывать наиболее очевидные интересы писателя к тем или иным жизненным проблемам. Интересы эти определены самой логикой человеческих отношений. Так, характеры отдельных людей, общественные нормы и мораль раскрываются чаще всего в двух основных ситуациях. Первая — люди в их административно-общественных связях, иными словами, люди на государственной службе, и вторая — люди в семьях или же в их отношениях к проблеме семьи. Эти жизненные ситуации характерны для разных времен и народов, они наиболее популярны и как объект художественного исследования. На протяжении всей истории человечества господствующая идеология закреплялась прежде всего через воздействие на молодежь и воспитание у нее определенного мировоззрения и жизненных норм. Понятно поэтому особое внимание Чехова к молодому человеку своего времени и к проблемам воспитания.
Изучение целых циклов произведений раннего Чехова помогает полнее и четче представить художественно-сатирическую концепцию действительности, характерную для молодого писателя, в какой-то мере проникнуть в суть его неповторимого критического реализма.
Однако в данной главе речь пойдет уже не о циклах ранних произведений писателя, а о своеобразных типологических рядах.
Типологические ряды, на наш взгляд, качественно отличаются от циклов, хотя в чем-то и соприкасаются с ними. Произведения одного цикла, не повторяя, как бы дополняют друг друга. Они в своей совокупности передают авторскую концепцию изображаемого. Это качество в какой-то мере свойственно и типологическим рядам. Однако произведения типологического ряда, как правило, написаны в разные, часто далеко стоящие друг от друга годы, взгляды писателя на вопрос, поставленный в каждом из произведений ряда, меняются, решение становится более художественно убедительным и мировоззренчески зрелым. Встает вопрос об исследовании творческой эволюции писателя и мыслителя.
Выделим и рассмотрим три чеховских типологических ряда, оговорив, что их можно выделить неизмеримо больше. Типологические ряды, думается, можно выстроить, ориентируясь на разные, но сходные приметы содержания и формы художественных произведений писателя. В основе избранной типологии — сходная авторская идея, мысль. Эта мысль в общем своем виде заключена уже в названиях рядов: «Противоборство духовности и накопительства», «Люди «лишние», «тяжелые», «хорошие»..., «Протестанты из народа». Мысль рассматривается в своем развитии как внутри конкретного произведения, так и в выделенном типологическом ряду. Исследуются при этом и некоторые особенности чеховской поэтики, придающие мысли особую значимость, художественную полнокровность.
Методика исследования каждого из выделенных рядов в значительной степени обусловлена самим материалом, т. е. произведениями ряда, их идейно-художественной спецификой, а также задачей автора в каждом конкретном случае.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |