Вернуться к О.В. Спачиль. А.П. Чехов и Кубань

5.3. Воспоминания Ф.А. Щербины

Ф.А. Щербина (1849—1936) — ещё один кубанец, видевший Антона Павловича Чехова и сохранивший память об общении с ним. Текст его воспоминаний, впервые появившийся в одесском журнале «Южные записки» (1904. № 44. С. 57—61) под заголовком «Кавказские письма. А.П. Чехов о казаках», в 2000-е гг., в связи с интересом к наследию выдающегося российского статистика, социолога, кубанского казачьего историка и этнографа1, опубликован снова2 и включен в четвёртый том собрания сочинений Щербины под заголовком «Памяти Чехова»3.

Летописец Кубанского казачества, основоположник русской бюджетной статистики, первый в России земский историк, Ф.А. Щербина много лет (1884—1903) заведовал статистическим отделением Воронежской губернской земской управы. Его знакомство с Чеховым состоялось в 1892 г. во время организации помощи голодающим крестьянам. Голод 1891—1892 гг. охватил основную часть Черноземья и Среднего Поволжья — 17 губерний с населением 36 миллионов человек. На беду откликнулись правительство, различные благотворительные союзы и общества, частные лица. С целью организовать посильную помощь населению А.П. Чехов вместе с А.С. Сувориным 3—12 февраля 1892 г. посетили Воронеж и Воронежскую губернию, где встретились с губернатором, с деятелями земства и народного образования, труппой местного театра, побывали на конном заводе и в других местах4. Именно в эти дни произошло знакомство Щербины с Чеховым. Ф.А. Щербина к тому времени был уже известен как учёный, составившим и отредактировавшим 66 томов по Воронежской земской статистике. Его труды в области изучения крестьянских хозяйств удостоены наград: золотой медали Русского географического общества (за книгу «История воронежского земства», 1891) и премии от Академии наук5. Щербина был знаменит на всю Россию и книгой «Краткий исторический очерк Кубанского казачьего войска»6, за которую получил от Александра III бриллиантовый перстень7.

Встречу двух писателей предопределили не только известность Щербины и его роль в воронежском земстве, но и, некоторым образом, круг общих знакомых, прежде всего — В.Г. Короленко (1853—1921), который был близок и любим обоими. Короленко был другом Щербины ещё по Петровской академии, в которую поступил на год позже будущего статистика. Друзья поддерживали переписку и, в конце концов, их семьи купили два участка земли по соседству друг от друга — в Джанхоте. Встречались они и в местечке, где были расположены их кавказские именья, и в Полтаве.

В некрологической заметке «Памяти Короленко» Щербина нашёл для старого друга самые теплые и сердечные слова:

«Я имел полную возможность узнать, кто был В.Г. Короленко как человек, писатель и идейный деятель. У меня сложилось мнение, что такую цельную, устойчивую и нравственно законченную натуру, какой обладал этот человек, трудно было найти в ряду деятелей его положения и интеллектуального ценза. <...> Это был непримиримый противник насилия, изуверства и мракобесия, никогда не сходивший с позиций правды и гуманности. И за этой стойкостью активного противления злу живым правдивым словом ещё с большей яркостью выделился образ человека незлобивого, уравновешенного, сердечного, любящего людей и заботившегося о них при малейшей возможности к тому.

В моей долголетней жизни остались такие впечатления только от двух ещё наших писателей. Это был Г.И. Успенский и А.П. Чехов. Мне тогда казалось, что оба они близко стояли к В.Г. Короленко по своей нравственной природе как люди гуманно-проникновенные по самому своему естеству. Но Успенского и Чехова я мало знал»8.

О взаимоотношениях Чехова и Короленко писали Г.А. Бялый9, М.П. Громов10, З.С. Паперный11, М.Л. Семанова12. В Чеховской энциклопедии этому вопросу посвящена отдельная статья С.В. Тихомирова13. Переписка между писателями, начало которой положило знакомство в 1887 г., не прекращалась до кончины Антона Павловича. Известны 17 писем Чехова и 12 писем Короленко14. Чехов высоко ценил Короленко как писателя и человека, они совместно участвовали в сборнике «Памяти В.М. Гаршина», вместе отказались в 1902 г. от звания Почётных академиков, протестуя тем самым против отмены избрания М. Горького. В книгах Короленко, хранящихся в личной библиотеке Чехова, некоторые страницы испещрены редакторской правкой Чехова15.

В дневнике Короленко есть запись: «Вчера из Новороссийска мне прислали телеграмму: в Баденвейлере (Шварцвальд) умер от чахотки А.П. Чехов. Я знал Чехова с 80-х годов и чувствовал к нему искреннее расположение. Думаю, что и он тоже. Он был человек прямой и искренний, а иные его обращения ко мне дышали именно личным расположением. В писательской среде эти чувства всегда очень осложняются. Наименее, пожалуй, сложное чувство (если говорить не о самых близких лично и по направлению людях) было у меня к Чехову, которое я к нему испытывал, без преувеличения можно назвать любовью»16.

Во время встречи с Чеховым в 1897 г. в редакции «Русской мысли», когда Короленко был болен, он вспоминает: «Чехов расспрашивал меня со вниманием товарища и врача»17.

Примечательно, что именно состояние здоровья Щербины явилось поводом для начала разговора между ним и Чеховым. Зимой 1892 г. Щербине нездоровилось, а большой объём работы не давал возможности передохнуть:

«Наше знакомство началось с медицинских советов А.П., которыми он начал разговор. Мягко, но серьёзно он советовал мне принять меры лечения и, казалось, для большей убедительности несколько раз повторял с улыбкой: «Ведь я тоже врач»»18.

Чехов-врач — отдельная большая тема, имеющая свою библиографию19. Чтобы представить масштаб медицинской работы писателя, достаточно вспомнить о санитарной работе во время эпидемии холеры летом 1892 г.:

«Взяв на себя обслуживание 26 деревень, окружающих Мелихово, Чехов дал возможность участковому врачу В.А. Павловской из Солнышевской больницы... обратить внимание на скверно обслуживаемую северо-западную часть уезда, а врачу А.А. Кашинцеву... заняться восточным районом. Кроме обслуживания 26 деревень, Чехов принял на себя наблюдение за двумя ситценабивными фабриками, одним овчинным и одним сафьяно-лаичным заведением, расположенным в селе Крюкове; в селе Угрюмове, которое тоже вошло в участок Чехова, размещались одна ситценабивная и две перчаточных фабрики. Писатель взял на себя также обслуживание монастыря в Давидовой пустыни»20.

11 ноября 1893 г. Чехов пишет А.С. Суворину: «Летом... лечил, ездил к больным, ожидал холеры... принял 1000 больных, а в свободное от медицины время читал или приводил в порядок свой громоздкий «Сахалин»» (П V, 243).

В письмах Чехова к разным лицам можно найти много врачебных советов21, рассказами о Чехове-докторе полны воспоминания его друзей и близких. Эту особенность подчёркивает и автор первого (опубл. в 1916 г.) монографического исследования о Чехове:

«Сохранились показания не одного из знавших его о том, что иногда он не без гордости подчёркивал, что он по образованию врач, ценил в себе эти медицинские знания, и это полностью занесено им самим в свой автобиографический набросок»22.

Ф.А. Щербина хорошо понимал, что перед ним человек, к которому прислушивается вся Россия, и не преминул перевести разговор на более значительные темы.

«В ту пору, как известно, в публике широко было распространено мнение о «безразличии» Чехова, об отсутствии у него широкого и законченного мировоззрения на русскую жизнь и ближайшие её задачи»23. Действительно, основания для такого замечания у Щербины были. При жизни Чехова видные публицисты укоряли его в индифферентизме. Особенно ярко прозвучало «пророчество» (1886 г.) Скабичевского: если Чехов пойдет по избранному им пути, то ему суждено умереть в полном забвении где-нибудь под забором. Хотя на самом деле всё обстояло иначе: на чеховский талант возлагали большие надежды, его ободряли, ему писали письма поддержки24, хлёсткие фразы запоминались как ярлык. В своё время, составляя книгу о Чехове, К.И. Чуковский хотел озаглавить раздел, посвящённый рецензиям и статьям о писателе, «Двадцать лет непонимания»25.

Щербина пишет:

«Оказалось, что Чехов имеет свои и очень определённые взгляды на крестьянина и его среду, но взгляды эти выражал кротко и просто, без излюбленных терминов и иностранных слов, на которые бывают так падки люди, щеголяющие терминами и мудрёными словами в ущерб идеям. Выходило как-то не по-книжному»26.

Действительно, активную позицию человека, положившего столько сил на помощь людям, вряд ли можно назвать равнодушной. С самого начала голода Чехов, невзирая на обострения туберкулёза, принимал активное участие в помощи людям. В письме А.И. Смагину 11 декабря 1891 г. читаем:

«Я сижу безвыездно в Москве, но между тем дело моё в Нижегородской губ. кипит! Я вместе со своим приятелем земским начальником... в самом глухом участке Нижегор. губ. ...скупаем лошадей и кормим, а весною возвратим их хозяевам» (П IV, 320).

В разговоре с людьми Чехов всегда старался найти и подчеркнуть нечто общее, что было между ними. Не стал исключением и разговор со Щербиной:

«Узнав, что я кубанский казак, и что моя родина находится в Ейском отделе (уезде), Антон Павлович живо заметил:

— Значит, мы с вами земляки? Я если не казак, то сосед казаков... из Таганрога.

— Знаю я ваш мёртвый город, — ответил я Чехову. — Он хоть через море, но мне рассказывали, что бывают случаи, когда утром в ясную погоду, «при чистом воздухе» из Ейска виднеется Таганрог, точно белые палатки.

— Верно, верно, — подтвердил А.П., — и я об этом слышал, хотя не могу себе представить, можно ли на таком расстоянии через Азовское море видеть из одного города другой? А вот, что Таганрог кажется мёртвым, безжизненным — это верно...»27

Трудно сказать, что имел в виду Чехов, говоря о Таганроге как о мёртвом городе. В этой связи примечательна запись в дневнике А.С. Суворина, проезжавшего мимо Таганрога в 1875 г. (Чехов тогда ещё жил в родном городе, который навсегда оставил только в 1879 г.).

«Таганрог — известковая мостовая, пыль невыносимая. Смотря в бинокль на город, я увидел, что здания как будто покрыты снегом — что это было? Спрашиваю господина, который сел в Таганроге, — извёстка. Ездить невозможно — рытвины. После дождя наполняются водою; лошадей уводят, экипажи — в манеж. Поверите ли, нынешней весною один пассажир, поехавший со станции в город, до смерти убился. Извозчик думает — лужа, а это целая пропасть. Хороший камень можно достать верст за 60 по железной дороге»28.

Разговор, начатый медицинскими советами, быстро перешёл на темы, волновавшие обоих, — голод, бедствующие крестьяне, и, при обилии земли, бедность основой массы донского и кубанского населения — «взгляды Чехова на сословность в казачестве». Как оказалось, вопросы эти для Чехова не были праздными. Мемуарист был неожиданно для себя удивлён глубине понимания Чеховым обсуждаемого вопроса: «И тут именно покойный писатель высказал такие знания и представления о казаках, каких, признаюсь откровенно, я не ожидал от него»29.

Чехов и казачество — сама по себе обширная тема, которая только недавно привлекла внимание чеховедов30. Чаще всего казачья тематика в творчестве писателя связывается с такими произведениями, как «Казак» (1887), «Степь» (1888), «Печенег» (1897).

Мотив казачества, связанный с темой вольности, отмечали в одном из последних произведений Чехова рассказе «Невеста» Цилевич31 и Звиняцковский32.

Судя по тому, как описаны казаки в произведениях Чехова, исследователи чаще всего утверждают, что Чехов относился к казакам негативно или, по меньшей мере, иронично. Этот вывод правомерен относительно героя рассказа «Печенег», но его нельзя распространять в целом на отношение самого писателя к казачеству.

Некоторые знакомые называли Антона Павловича казаком. В письме А.Д. Курепина к Чехову читаем: «Слава богу: отозвался казак... А я думал, что Вы всё еще не вернулись с каторги» (П IV, 570). В воспоминаниях о Чехове И.Л. Леонтьев-Щеглов отметил его «чисто хохлацкую замкнутость» и сказал, что писатель «по своей хохлацко-казацкой натуре был далёк от педантичности Вольфганга Гёте»33. Тут прежде всего имелась в виду украинская кровь, которая текла в жилах писателя благодаря предкам-малороссам с отцовской стороны. Но жизнь среди Донских казаков, тесное общение с ними, не могли не оказать своего влияния на Чехова.

В своих письмах писатель интересуется присоединением Таганрога к области Войска Донского, имевшим место в 1887 г. (письмо к дяде М.Е. Чехову от 20 июня 1886 г.), вспоминает разговоры с И.Н. Грековым в Одессе: «С ним пью вино и толкую о Донской области (он казак) и о сцене» (письмо И.П. Чехову) (П III, 230).

Тесное общение с семьей Гавриила Павловича Кравцова — отставного хорунжего, владельца хутора Рагозина Балка Есауловской волости Миусского округа, где неоднократно гостил Чехов, дало писателю возможность близко познакомиться с казачьим бытом, стать хорошим стрелком и отличным наездником. Чехов был репетитором у двух сыновей Г.П. Кравцова — казачат Павла и Петра, окончивших впоследствии Новочеркасское юнкерское училище и ставших профессиональными военными. Примечательна судьба Петра Гавриловича Кравцова (1861—1919). Ученик и репетитор были почти одного возраста, быстро подружились, много лет поддерживали теплые отношения, переписывались. Петр Гаврилович стал кадровым офицером, «участвовал в Первой мировой войне, дослужился до чина генерал-майора Донской Армии, был зарублен в бою против Особой кавдивизии между Пичугой и Дубовкой Южфронта 12 января 1919 г.»34. Гибель генерала П.Г. Кравцова описана маршалом С.М. Будённым в его книге «Пройденный путь»:

«Генерал Кравцов, располагавшийся со своим штабом в Дубовке, как только ему стало известно, что созданная белыми оборона перед Дубовкой трещит, выступил на помощь с частями кавалерии и пехоты. <...> В бою между Пичугой и Дубовкой были разгромлены четыре кавалерийских и два пехотных полка противника и взяты большие трофеи, в частности, много лошадей. Белые потеряли сотни убитыми и раненными. Сам генерал Кравцов был зарублен на поле боя»35.

Из книги совершенно определённо явствует, что смерь генерала Кравцова была геройской, у комдива не было оснований упрекнуть его в трусости, боевой казачий генерал остался верным присяге.

Архаизованный быт казачества часто становился предметом раздумий Чехова: он видел резкое несоответствие между бедностью большинства казаков и природными богатствами тех земель, которыми они владели. Землю Антон Павлович любил: сажал сады и огороды и прекрасно понимал, что такое плодородная почва. Щербина тоже во времена своей молодости организовал на Кубани земледельческую артель, в которой работал простым рабочим. Работа на земле своими руками определила его дальнейший выбор: получив войсковую стипендию, Щербина поступил в Петровскую земледельческую академию, где проучился около двух лет.

Совершенно естественно тема плодородной земли всплыла и в разговоре с Чеховым. «Простор, — говорил он, — обилие земли и относительная бедность... Так ли у вас на Кубани?»

На Кубани, безусловно, было также. Нескончаемые войны рубежа XIX—XX вв. истощали материальные и человеческие ресурсы. О бесправии рядовых казаков и их жестокой эксплуатации писал в своих рассказах литератор, публицист и общественный деятель Ф.Д. Крюков (1870—1920) — сын атамана и донской дворянки36.

С одной стороны, казак должен был обеспечить всем необходимым свою семью, остававшуюся в станице. А с другой стороны, подлежа призыву, он обязан был снабдить себя и своих сыновей всем необходимым для выполнения ратной повинности — от формы до оружия и коня. Предстать перед воинским начальством полностью экипированным. Одним конём дело не обходилось — казаки обычно имели в своём распоряжении нескольких животных.

«Проникновение товарно-денежных отношений в казачью среду выявило и обострило противоречие между двумя «ролями» казака (военной и хозяйственной). На фоне преуспевающих зажиточных крестьянских («иногородних») хозяйств казачье хозяйство не блистало. Казак ясно осознавал, что длительная военная служба в условиях капитализации является тяжким бременем, консервирующим его хозяйство»37.

Проблема имела и другие стороны. Расслоение шло по имущественному признаку — на бедных и богатых и возрастному — молодых и старых, что хорошо описано В.Г. Короленко в очерке «У казаков» (1901)38. По воспоминаниям Ф.Д. Батюшкова, именно этот очерк Чехов высоко ценил и хорошо знал:

«Я очень люблю Короленко, — сказал А.П., — и досадую, что Толстой не может освободиться от предубеждения. Вы знаете — это всё по поводу недосмотра о луне в Пасхальную ночь... Сущий пустяк, а старик обобщает. Но теперь уже начинает сдаваться. Особенно после «У казаков»: чудесная вещь, особенно сцена в трактире «Плевна». Вы ведь помните?»39

Сцена в очерке «Трактир Плевна», о которой говорил Чехов с Батюшковым, рассказывает о противостоянии между старыми казаками («боевой стариной») и молодыми (воспитанными по ранжиру):

«Это было живое прошлое залитого кровью Урала, строптивая и непокорная боевая старина «сурьёзного» войска, боровшегося целые века за своё исключительное местное значение, за степную волю, против дисциплины и «регулярства». С другой стороны, в лице этой молодёжи выступала победа «регулярства», тщеславная гордость манёврами, строевым ранжиром и дисциплиной»40.

Далее читаем:

«Эта коренная уральская старина сейчас стояла перед нами с её своеобразной поэзией, с её понятиями о широкой степной воле, понятиями странными, подчас полуазиатскими, за которые, однако, старое войско умело когда-то постоять грудью... Теперь эта старина тихо сходит со сцены, а в лице молодёжи выступает уже что-то другое, ещё неясное и тоже странное... И невольно в уме вставал вопрос: неужели это только фрунтовая шеренга и честолюбие парадного строя?..»41

Щербину печалил тот факт, что молодёжь

«усвоила только внешние признаки привилегированного положения, заботится о костюме, белых перчатках, вообще о внешнем лоске и проявляет почти полный индифферентизм к общественным интересам и явлениям.

— Вот, вот это и мне говорили, — соглашался Чехов. — Много блеску и круглое невежество. Но отчего это?»42

«Говоря вообще о сословности в казачестве, Чехов заметил, что старые казачьи офицеры ближе стояли к рядовым казакам, чем нынешняя молодёжь, и что таким образом ненужный военный лоск и выправка молодых офицеров только усиливают сословную рознь в массе»43.

Щербина не мог не отметить эрудированность Чехова в вопросах казачьей жизни, он также признал, что Чехов не навязывает своего мнения, но тактичен и осторожен в оценках: «Но каждый раз, когда Антон Павлович отмечал и подчеркивал ту или другую черту казачества, он делал это как-то осторожно, точно боялся попасть впросак»44.

Исходя из высказываний Чехова о казаках и воспоминаний А. Ракова, можно утверждать, что речь в данном случае идёт именно о тактичной, сдержанной манере Чехова-собеседника. Хорошо зная, о чём говорил (сказывался опыт никогда не прерывавшегося за годы его жизни общения с выходцами с Юга, из Украины и других мест постоянного проживания казаков) писатель внимательно наблюдал за действительностью и событиями, в которых казаки — и донские, и кубанские, и уральские — играли очень важную роль.

Воспоминания Фёдора Щербины — казачьего историка и политика важно учитывать в размышлениях на тему об отношении Чехова к казачеству. Природный казак из станицы Новодеревянковской Ейского округа Черноморского казачьего войска, Щербина стал крупным российским учёным (избран в 1904 г. членом-корреспондентом Российской Императорской академии наук за заслуги в бюджетной статистике), председателем войсковой Кубанской Рады (1906).

Судя по воспоминаниям кубанцев, отношение Чехова к казакам было вполне сочувственным. Проникновенные строки рассказа «Невеста» (1903) показывают, что выражение «уходить в казачество» имело у Чехова положительные коннотации:

«Дождь стучал в окна вагона, было видно только зелёное поле, мелькали телеграфные столбы да птицы на проволоках, и радость вдруг перехватила ей дыхание: она вспомнила, что она едет на волю, едет учиться, а это всё равно, что когда-то очень давно называлось уходить в казачество. Она и смеялась, и плакала, и молилась» (С X, 215).

Казаки были связаны в сознании Чехова с идеалом воли и свободы, о котором он размышлял как об устремлении, прямо противоположном рабству. По воспоминаниям Ракова и Щербины, Чехов сравнивает казаков прежде всего с угнетённым нуждой крестьянином. Безусловно, реальное казачество Российской империи в XIX в. как народ (субэтнос, или военное сословие) было совершенно обескровлено бесконечными войнами расширявшей свои пределы Империи. От Финляндии до Балкан, Кавказа и Дальнего Востока — везде казаки оказывались первопроходцами, воинами, первыми поселенцами. Кроме того, государство использовало казачество и для выполнения полицейских функций внутри страны. Это были во многом люди долга, но в то же время люди романтического пассионарного порыва, неизбывного стремления к независимости, воле и поиску правды на земле. Эту ипостась отражали песни и предания казаков, их приверженность к старообрядчеству, своеобразная религиозность даже в рамках традиционного православия (вспомним казачью байку о выборах Бога В.С. Вареника «Великодня п'ятниця»45).

И в этом, самом широком смысле правы были те, кто называл Чехова казаком: «А между нами Вы единственный вольный и свободный человек, и душой, и умом и телом вольный казак. А мы же все «в рутине скованы, не вырвемся из ига!»»46

Эти слова принадлежат писателю В.А. Тихонову, одному из немногих, кто сразу разглядел самобытный и уникальный талант Чехова, а затем, когда к писателю пришла всемирная слава, с радостью наблюдал исполнение своих пророчеств: «Какая могучая, чисто стихийная сила — Антон Чехов»47.

Примечательно, что, по воспоминаниям Ф.А. Щербины, А.П. Чехов определил свое пространственное положение по отношению к казачеству так: «Значит, мы с вами земляки? Я если не казак, то сосед казаков...»

В связи с этим высказыванием хочется отметить, что хозяин дома, в котором Чеховы снимали квартиру на Садово-Кудринской, Яков Алексеевич Корнеев, по воспоминаниям сестры писателя, «родился на Дону, происходил из казаков»48. Примечательна дарственная надпись, автором которой был Я.А. Корнеев:

«Доброму коллеге и компатриоту Гражданину города Таганья рога Области Войска Донского — Казаку-степняку — собрату по профессии — жильцу — имеющему право на чин Титулярного Советника (капитана, а на казацкий лад — значит Есаула) Антону Павловичу Чехову. От признательного земляка — хорчина и сотоварища на добрую память — ему самому с чадами и домочадцами»49.

Это задорное шутливое обращение к Антону Павловичу и его семейству написано «на казацкий лад» на брошюре, автором которой был Я.А. Корнеев, и изданной, как значится на титульном листе, «В память посещения их Императорскими Величествами Московского императорского университета в 1886 году». Брошюра выпущена в Новочеркасске (1887), в издательстве «Казачьего Вестника».

А.И. Куприн отметил, что на Новодевичьем кладбище тело Чехова было захоронено рядом со скромной могилой «вдовы казака Ольги Кукаретниковой»50. Возможно, его внимание всего лишь привлекла фамилия, означенная на близстоящем надгробии, задел некоторый комизм печального соседства двух могильных надписей: Антон Павлович Чехов и рядом чуть ли не одна из героинь ранних чеховских рассказов...

Однако и в случайных явлениях подчас проступает некий объединяющий принцип. Судьба распорядилась так, что и в Москве, на вечном покое Новодевичьего великий писатель оказался в соседстве с простыми представителями казачьего рода — земляками, выходцами из краёв, где были его корни.

Проблема взаимоотношений Чехова и казачества сегодня сведена к вопросу о казачьей тематике в его произведениях, что, безусловно, важно, но недостаточно. Один из главных «художественных» концептов чеховского мира — «воля/безволие» невозможно осмыслить без учёта специфики национального самосознания, вне представлений о воле, связанных с такой реалией, как простор Среднерусской возвышенности, с южнорусской степью, певцом которой был Чехов. «В произведениях А.П. Чехова представление о воле связывается с представлением о свободе и просторе», — пишет исследователь концепта воля Н.В. Изотова51. Для южнорусского человека конца XIX — начала XX столетия вопрос о воле — это во многом вопрос о казачестве и его наследии в культуре. Воспоминания кубанцев (прямых потомков и наследников Запорожской Сечи) — ценный источник изучения этих важных аспектов чеховской аксиологии.

Примечания

1. Галутво Л. Щербина Фёдор Андреевич // Энциклопедия Кубанского казачества. С. 482—483.

2. Щербина Ф. Кавказские письма. А.П. Чехов о казаках // Вехи Таганрога. 2000. № 3. С. 29—30; Щербина Ф.А. А.П. Чехов о казаках (Из воспоминаний) // Культурная жизнь Юга России. 2010. № 1 (35). С. 5—7.

3. Щербина Ф.А. Памяти А.П. Чехова // Щербина Ф.А. Собр. соч.: в 4 т. Т. 4: Пережитое, передуманное и осуществлённое / сост., науч. ред., вступ. ст., комм. В.К. Чумаченко. Краснодар: Книга, 2014. С. 416—421.

4. Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. Т. 3. С. 147—152.

5. См. об этом: Дорофеева О.П. Общественно-политическая деятельность Ф.А. Щербины в Воронежском крае в конце XIX — начале XX в.: автореферат дис. ... канд. ист. наук. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2007; Энциклопедический словарь по истории Кубани... С. 542.

6. Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско. 1696—1888 гг. Сборник кратких сведений о войске / под ред. Е.Д. Фелицына. Воронеж: Типография В.И. Исаева, 1888.

7. Трехбратов В.А. Жизнь и судьба Фёдора Андреевича Щербины // Научно-творческое наследие Фёдора Андреевича Щербины и современность: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Краснодар: ИМСИТ, 2004. С. 47.

8. Щербина Ф.А. Памяти В.Г. Короленко // Щербина Ф.А. Собр. соч. Т. 4. С. 461—462.

9. Бялый Г.А. Чехов и Короленко // Научный бюллетень ЛГУ. 1945. № 2. С. 34—35.

10. Громов М.П. Чехов в переписке с современниками // Переписка А.П. Чехова: в 2 т. М.: Худ. лит., 1984. URL: http://www.az.lib.ru/c/chehow_a_p/text_0350.shtml (дата обращения: 06.07.17).

11. Паперный З.С. «Буду изучать вашу манеру» (Чехов читает Короленко) // Чехов и его время. М.: Наука, 1977. С. 85—100.

12. Семанова М.Л. Чехов и Короленко // Пути русской прозы XIX века. Л.: ЛГПИ, 1976. С. 109—128.

13. Тихомиров С.В. Указ. соч. С. 433—434.

14. Переписка А.П. Чехова.

15. Балухатый С. Указ. соч. С. 242—245.

16. Из дневника В.Г. Короленко (публ. А.В. Храбровицкого) // Литературное наследство. С. 523.

17. Короленко В.Г. Антон Павлович Чехов // А.П. Чехов в воспоминаниях современников. С. 45.

18. Щербина Ф.А. Памяти А.П. Чехова. С. 416.

19. Шубин Б.М. Указ. соч.; Логинов В.А. Указ. соч.

20. Меве Е.Б. Медицина в творчестве и жизни А.П. Чехова. Киев: Гос. мед. изд-во УССР, 1961. С. 190—191.

21. Хижняков В.В. Антон Павлович Чехов как врач. М.: МЕДГИЗ, 1947. С. 55—101.

22. Измайлов Ал.А. Указ. соч. С. 175.

23. Щербина Ф.А. Памяти А.П. Чехова. С. 416.

24. Кузичева А.П. А.П. Чехов в русской театральной критике... С. 9—44.

25. Чуковский К.И. О Чехове. Человек и мастер. М.: Детская литература, 1971. С. 89.

26. Щербина Ф.А. Памяти А.П. Чехова. С. 416—417.

27. Щербина Ф.А. Памяти А.П. Чехова. С. 418.

28. Дневник Алексея Сергеевича Суворина / текстологии, расшифровка Н. Роскиной; подгот. текста Д. Рейфилда и О. Макаровой. London: The Garnet Press; М.: Независимая газета, 2000. С. 13.

29. Щербина Ф.А. Памяти А.П. Чехова. С. 418.

30. Ларионова М.Ч. А.П. Чехов и казаки: историко-культурный контекст // Творчество А.П. Чехова: текст, контекст, интертекст: материалы Междунар. науч. конф. к 150-летию со дня рождения писателя. Ростов н/Д: НМЦ Логос, 2011. С. 162—168.

31. Цилевич Л.М. Указ. соч. С. 91—92.

32. Звиняцковский В.Я. Что знали современные Чехову русские читатели об украинской культуре, чего о ней не знают наши современники и почему это важно знать? // Образ Чехова и чеховской России в современном мире. К 150-летию со дня рождения А.П. Чехова: сб. ст. СПб.: Петрополис, 2010. С. 109—117.

33. Леонтьев-Щеглов И.Л. Из воспоминаний об Антоне Чехове // А.П. Чехов в воспоминаниях современников. С. 49, 54.

34. Чеховский след на Луганской земле. URL: http://lib-lg.com/index.php/kraevedam/kraevedcheskie-ekspeditsii/112-chekhovskij-sled-na-luganskoj-zemle (дата обращения: 09.06.17).

35. Будённый С.М. Пройденный путь. М.: Воен. изд-во Министерства обороны СССР, 1958. С. 114—115.

36. Крюков Ф. На тихом Дону (летние впечатления и заметки) // Крюков Ф.Д. Собр. соч. URL: az.lib.ru/k/krjukow_f_d/text_1898_na_tihom_donu.shtml (дата обращения: 12.06.17).

37. Щетинин В.Е. Расказачивание как социально-историческая проблема // Исторический дискуссионный клуб. URL: historicaldis.ru/blog/43415886189/raskazachivanie (дата обращения: 12.06.17).

38. Короленко В.Г. У казаков... С. 343—486.

39. Батюшков Ф.Д. Около талантов. Две встречи с А.П. Чеховым (публ. П.Р. Заборова) // Русская литература. 2004. № 3. URL: az.lib.ru/b/batjushkow_f_d/text_0020.shtml (дата обращения: 09.06.17).

40. Короленко В.Г. У казаков... С. 470.

41. Там же. С. 473.

42. Щербина Ф.А. Памяти А.П. Чехова. С. 420.

43. Там же.

44. Щербина Ф.А. Памяти А.П. Чехова. С. 420.

45. Вареник Василий Степанович // Энциклопедия Кубанского казачества. С. 53.

46. Чудаков А.П. Комментарий // Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем. Соч. Т. 7. С. 622.

47. Гитович Н.И. Из дневника В.А. Тихонова // Литературное наследство. С. 496.

48. Чехова М.П. Из далёкого прошлого / запись Н.А. Сысоева. М.: ГИХЛ, 1960. С. 65.

49. Балухатый С. Указ. соч. С. 333—334.

50. Куприн А.И. Памяти Чехова. С. 534.

51. Изотова Н.В. Концепт «воля» // Концептосфера А.П. Чехова: сб. ст. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. С. 359.