Вернуться к О.В. Спачиль. А.П. Чехов и Кубань

2.1. Первое упоминание фамилии Чехов на Кубани

Начиная с 1885 г., когда старший брат Антона Павловича получил должность секретаря Новороссийской таможни, южный край упоминается в переписке братьев как место предстоящей поездки Антона Павловича и, возможно, место будущего жительства. Желание побывать «в Кубани» и на берегу Черного моря неоднократно высказывалось А.П. Чеховым. Примечателен, однако, факт упоминания фамилии Чехов в кубанских исторических документах задолго до рождения знаменитого писателя и его братьев. Обратимся к подробностям первого упоминания фамилии Чехов на Кубани.

На общем собрании членов Общества любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО) 18 января 1913 г. был заслушан доклад священника Димитриевской церкви города Екатеринодара И. Максимова «Бытовые черты духовенства старой Черномории (1818—1843 гг.)»1, в котором помимо прочего упоминалась и фамилия Чехов. В 1832 г. Федор Чехов стал героем весьма примечательной истории, о которой мы расскажем, предварив свой рассказ ссылкой на то, как оценивалась в целом геополитическая ситуация в крае на момент начала 1830-х годов.

«В результате поражения Турции в войне 1828—1829 по Адрианопольскому трактату к России перешёл весь Закубанский край с восточным побережьем Черного моря. Однако эти уступленные турками территории предстояло ещё завоевать, так как адыгейские племена отказывались покориться. Да и турки, не теряя надежды вернуть отданное, предпринимали широкое снабжение горцев оружием и военными припасами. В этом им активно помогала Англия, озабоченная возрастающей мощью России»2.

Продвижение России к берегам Черного моря неуклонно продолжалось, и 23 мая 1839 г. была официально открыта Черноморская береговая линия. Целью этой своеобразной границы была охрана Закубанья от турецких и других иностранных агентов, постоянно возбуждавших черкесов на военное сопротивление России.

В докладе о старой Черномории священник Максимов размышлял на тему переселения:

«Ввиду тогдашних постоянных войн с черкесами, казалось бы, надо было выбирать для переселения людей храбрых, сильных, здоровых, пригодных к военным действиям. Однако не эти качества служили критерием годности первых переселенцев, а наличие в составе их семей возможно большего числа дочерей»3.

Казаков поощряли создавать семьи, но женщин хронически не хватало. Забегая вперёд, следует сказать, что даже через 50 лет во вновь образованной Черноморской губернии (1896) по переписи 1897 г. женщины составляли лишь 40% населения4.

Каждая единица в составе женского населения ценилась чрезвычайно высоко, и был установлен административный барьер — запрет вывозить незамужних представительниц слабого пола за границы Черномории. Генерал Власов просил корпусного командира Ермолова содействовать запрещению брачных союзов, в результате которых замужество заставило бы женщин покидать территорию вновь присоединенных земель. У епархиального преосвященного было испрошено «предписание духовенству Кавказской губернии не совершать (таковых) браков»5. Поскольку сегодня эти опубликованные в 1913 г. материалы малодоступны, позволим себе пространную цитату:

«Однако спустя несколько лет оказалось, что желающие сумели найти обход этому запрещению. Им оказало помощь духовенство, за что на духовенство сетовала войсковая канцелярия: «но священство сего не исполняет». <...> Не венчая здесь на месте, в Черномории, черноморское духовенство здесь только совершало обручение, которое ни в какие документальные книги не вносилось, и давало от себя записки о беспрепятственном повенчании за пределами Черномории. Так, калниболотский куренной атаман рапортовал в 1832 г., что «священник онаго куреня Роман Белый (впоследствии священник Димитриевской церкви города Екатеринодара), в противность Высочайшей воли и распоряжения войсковой канцелярии, в первых числах июня месяца просватал (вероятно, обручил) онаго куреня дочь казака Ивана Буяна Улиту за межу Кавказской области в селение Терновское за тамошнего жителя Фёдора Чехова и сам, не венчая здесь, дал за подписем собственной руки священнику того Терновскаго селения Василию записку, что на венчание её препятствий нет. Куренной атаман, узнавши о сем, записку перехватил и рапорт переслал в Ейское земское начальство, и не пустил девицы Буяновой с вверенного ему куреня»»6.

Этот эпизод однозначно указывает на стремление некоего Фёдора Чехова, проживавшего неподалеку от Ейска, жениться на кубанской казачке. Трудно сказать, чем именно закончилась эта история для жениха и невесты. Известно только, что произошёл скандал и Терновский священник Роман Белый не только обвинил атамана, учинившего препятствия для церковного брака, в развращении девицы Буяновой, но и потребовал высечь его за это плетьми:

«Вашего куренного атамана теперь выбьют плетьми, что он развратил и не допустил обвенчать девицы Буяновой. Атаман счёл себя обиженным и довёл обо всем до сведения своего начальства, а оно сообщило духовному правлению. Войсковая канцелярия потребовала... дабы не венчали вдов и девиц в Черномории с не принадлежащими к оному войску людьми»7.

Мы ничего более не знаем о Фёдоре Чехове из селения Терновское, он не упомянут ни одним биографом Антона Павловича как родственник или однофамилец великого писателя. Доподлинно известно лишь несколько фактов: вместе с казачкой Буяновой Фёдор Чехов попробовал обойти запрет на вывоз женщин из вновь присоединённых территорий, жил за межой Кавказской области и не принадлежал к Черноморскому войску. Селение Терновское (Терновая Балка) основано в 1812 г.8, с 1846 г. упоминается как станица, которая позже (с 1860-го) вошла в Кавказский отдел Кубанской области. Сейчас станица относится к Тихорецкому району Краснодарского края.

Выбор Таганрога дедом писателя как места жительства для своего сына Павла Егоровича биографы обосновывают процветанием и бурным развитием портового города. Умный и практичный Егор Михайлович, имея троих сыновей, заявлял, что каждый из них его единственный сын, и тем самым освобождал их от воинской службы. Так Митрофан оказался у купца Байдалакова в Ростове-на-Дону, Павел — у купца Кобылина в Таганроге, а Михаил стал обучаться переплётному делу в Калуге. «Отчего в провинциальных городах, а не в Москве или Петербурге? Оттого, что южные города в 40-е годы тучнели, богатели. Особенно те, что ближе к морю»9.

Документально зафиксированный инцидент с женитьбой Фёдора Чехова (1832) указывает на факт проживания неких Чеховых на Юге России. Наличие родни, вполне возможно, являлось для Егора Михайловича дополнительным аргументом в пользу выбора Таганрога. Это, повторяем, всего лишь гипотеза, которая требует проверки и подтверждения. Однако доподлинно известно, что на Кубань в 1804 г. «переселили 378 душ мужского пола однодворцев Слободско-Украинской губернии»10. В память о своей малой родине переселенцы назвали станицу Воронежской. Сегодня это станица в Усть-Лабинском районе Краснодарского края с численностью населения 8650 чел. по данным на 1 января 2017 г.

В письме А.П. Чехова, посланном из Мелихова А.И. Эртелю 11 марта 1893 г. читаем:

«Вы воронежский уроженец? Моя фамилия тоже ведёт свое начало из воронежских недр, из Острогожского уезда. Мои дед и отец были крепостными у Черткова, отца того самого Черткова, который издает книжки» (П V, 241).

Дед Чехова по отцу — Егор Михайлович, «был малоросс, крепостной; до освобождения крестьян он выкупил на волю всю свою семью», о чём А.П. Чехов пишет 14 августа 1891 г. Августину Врзалу (П IV, 260). О бабушке писателя достоверно известно, что звали ее Ефросиньей Емельяновной Шимко, что была она «крепостная крестьянка села Зайцовка, украинка, из семьи коневодов... ходила в украинской свитке и очипке, была простодушна, наивно верила в нечистую силу... пешком ходила «по обещанию» из Ольховатки в Киев на поклонение святыням»11.

Воронежская слобода Ольховатка принадлежала к Слободско-Украинской губернии, откуда происходил прадед великого писателя Михаил Евстафьевич Чехов (1762—1849). Михаил Евстафьевич проживал в «хуторе Неровновка (Нерівни, Нерівнівка) Острогожского уезда (сейчас — Ольховатского района), заселенном в основном крепостными крестьянами-украинцами, коими владел вначале царский стольник, острогожский полковник И.И. Тевяшов, а затем его правнучка продала их помещику Д.В. Черткову»12. Тому самому Черткову, потомок которого Владимир Григорьевич Чертков (1854—1836), близкий друг Л.Н. Толстого, его издатель и редактор, состоял в переписке с А.П. Чеховым.

Рассматривая этимологию топонима Ольховатка, В.А. Никонов подчеркивает его связь с аналогичными названиями «многих рек и селений в левобережной Украине (Донецкой и Харьковской области, южн. части Полтавской обл.) и в районах украин. заселения РСФСР (южн. часть Воронежской обл.). Основа ольха (украин. вільха), дерево семейства березовых, и характерный для степной Украины суффикс -оват-ка. На других территориях от той же основы Ольховка, Ольшанка, Елшанка и др.»13

У хутора Постояловка Ольховатского района есть низина, которая называется Чехова Лощина. Е.Ф. Ковалёв считает, что, «скорее всего, в основе названия фамилия жителя Чехов. Интересно, что в Неровновке Чеховых называли Чехами»14. И до сих пор часть села Неровновки и улица здесь называются Чеховка (Чехивка) — именно здесь жили крепостные крестьяне Чеховы.

«Род Чеховых обширен. Землепашцы, иконописцы, монахи, офени — Чеховы в начале XIX в. разбросаны по всей России»15. Вполне возможно, что родные А.П. Чехова жили и на Кубани, и не случайно писателя тянуло в эти края. Дальнейшие исследования покажут, станет ли выдвинутая гипотеза о родстве кубанца Федора Чехова со знаменитым писателем документально установленным фактом.

Примечания

1. Максимов И.П. Бытовые черты духовенства старой Черномории (1818—1843 гг.) // Известия Общества любителей изучения Кубанской области. Вып. 6 / под ред. Б.М. Городецкого. Екатеринодар, 1913. С. 191—211.

2. Энциклопедический словарь по истории Кубани... С. 519.

3. Максимов И.П. Указ. соч. С. 206.

4. Энциклопедический словарь по истории Кубани... С. 520.

5. Максимов И.П. Указ. соч. С. 207.

6. Максимов И.П. Указ. соч. С. 207—209.

7. Там же. С. 208.

8. Азаренкова А.С., Бондарь И.Ю., Вертышева Н.С. Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793—1985 гг.). Краснодар: Краснодар. кн. изд-во, 1986. С. 269.

9. Кузичева А.П. Чеховы: Биография семьи. М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2004. С. 11.

10. Ратушняк В.Н. История кубанского казачества. Краснодар: Традиция, 2013. С. 44.

11. Таганрог и Чеховы. С. 14.

12. Ковалёв Г.Ф. Ономастика в биографии и творчестве А.П. Чехова // Материалы по русско-славянскому языкознанию: сб. науч. тр. Вып. 31. Воронеж: Истоки, 2012. С. 57.

13. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М.: Мысль, 1966. С. 308.

14. Ковалёв Г.Ф. Указ. соч. С. 57.

15. Кузичева А.П. Чеховы: Биография семьи. С. 9.