С самого начала своего существования позитивизм заявил о себе как о философии, проповедующей агностицизм, утверждающей, что человеческому познанию недоступны причины явлений. Весьма свойственны позитивистской гносеологии и представления об относительности и гипотетичности человеческих знаний о мире.
Когда речь заходит о мировоззрении и творчестве Чехова, далеко не в последнюю очередь вспоминаются такие его произведения и высказывания, которые заставляют нас хотя бы заподозрить в Чехове агностика, дают нам определенный материал для разговора о том, что в произведениях писателя человеческие знания о мире часто предстают как относительные и всего лишь предположительные.
В области художественной гносеологии Чехова и гносеологии «первого позитивизма» мы видим возможные схождения, которые, на наш взгляд, многое определяют в поэтике и содержании чеховских произведений.
К сожалению, чеховская художественная гносеология исследована довольно мало. В нашем литературоведении существует только одна большая исследовательская работа, в которой много места уделено ее изучению, — это книга В.Б. Катаева «Проза Чехова: проблемы интерпретации» (50). В других научных трудах встречаются лишь отдельные замечания, наблюдения, идеи, касающиеся художественной гносеологии Чехова. Поэтому прежде всего необходимо выявить характерные черты этой гносеологии. Сделать это можно только на основании анализов чеховских произведений.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |