Вернуться к Л.Е. Бушканец. А.П. Чехов и русское общество 1880—1917 гг. Формирование литературной репутации

Выводы

Отношение современников-читателей к произведениям Чехова было противоречивым. Отношение к творчеству Чехова определялось противоречием между логическим и эмоциональным восприятием, между интерпретацией и переживанием текста. Причина тому — и в особенностях поэтики писателя, и в характере критики. Даже один и тот же человек как профессиональный критик и как обычный читатель по-разному отзывался о произведениях писателя. Но даже сквозь привычные риторические формулы и критические штампы, выработанные эпохой, просвечивало ощущение, что Чехов — высшая правда, полностью подчиняющая себе читателя, которую, однако, принимать очень не хочется.

Размышляя о принципиальном отличии чеховского типа повествования от всех его предшественников, М.М. Гиршман указывал, что «между раздробленным и измельченным миром и верховным авторским началом обнаруживается зияние, которое должно быть осознано и ликвидировано деятельной энергией читателя»1. «Вы пишете, и я верю в Вас. Я буду работать. Буду стараться жить», — писал Чехову 7 мая 1903 г. И. Кривенко2 — так пытались преодолеть это «зияние» многие конкретные читатели, что свидетельствовало об эффективности выработанных Чеховым приемов поэтики.

Примечания

1. Гиршман, М.М. Стилевой синтез — Дисгармония — Гармония / М.М. Гиршман // Гиршман, М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — С. 379.

2. Цит. по: Хализев, В.Е. Из читательских писем к Чехову... — С. 164—174.