В научной литературе встречаются различные определения концепта, но не вызывает сомнений, что он представляет собой центральную единицу лингвокультурологии и самый важный объект лингвокультурологического анализа. В.И. Карасик пишет: «Основной единицей лингвокультурологии является культурный концепт — многомерное смысловое образование»1. Концепт «культура» (особенно субконцепт «культурный человек») был весьма значим для А.П. Чехова. Широко известна его фраза «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой» («Дом с мезонином», 1896; контекст взят из «Национального корпуса русского языка»)2. Этот концепт не был предметом специального рассмотрения, что определяет новизну нашей работы. Актуальность такого исследования обусловлена важностью для когнитивной лингвистики и лингвокультурологии изучения индивидуально-авторских концептов, в том числе художественной концептосферы. Рассмотрим, какие когнитивные признаки концепта «культура» вербализуются в текстах А.П. Чехова на материале контекстов из «Национального корпуса русского языка» с лексемами культура, воспитанный, приличие и их производными. Целью исследования является выявление типового и специфического содержания концепта «культура» (и субконцепта «культурный человек») в художественных и нехудожественных текстах А.П. Чехова.
Большой толковый словарь русского языка так объясняет значение слов культура и культурный: «КУЛЬТУРА, — ы; ж. [лат. cultura] 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. 2. Археол. Общность археологических памятников определенной эпохи в развитии первобытного общества. 3. Сфера человеческой деятельности, связанная с областью искусства, просветительской деятельностью и т. п. 4. Высокий уровень развития какой-л. сферы человеческой деятельности или условий его жизни. 5. Просвещенность, образованность, начитанность. 6. Спец. Разведение, выращивание какого-л. растения; культивирование // Обработка, возделывание. 7. обычно мн.: культуры, — тур. Виды, разновидности разводимых, культивируемых растений. 8. Биол. Микроорганизмы (совокупность микроорганизмов), выращенные в лабораторных условиях в какой-л. питательной среде3. КУЛЬТУРНЫЙ, — ая, — ое; — рен, — рна, — рно. 1. только полн. к Культура (2—3, 5 зн.). 2. Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий высокому уровню культуры. 3. Владеющий определенными навыками поведения в обществе; воспитанный. 4. только полн. Связанный с распространением культуры, просвещения. 5. только полн. Разводимый, выращиваемый (о растении; противоп.: дикий, дикорастущий). 6. только полн. Обрабатываемый, возделываемый (о почве, земле)»4.
Как указывает Ю.С. Степанов, «в современном русском языке слово культура имеет два основных значения: 1. Совокупность достижений людей во всех сферах жизни, рассматриваемых не порознь, а совместно, — в производственной, социальной и духовной. 2. Высокий, соответствующий современным требованиям уровень этих достижений, то же, что культурность. <...> Между тем, концепт «Культура», отличный от тех оттенков и компонентов, которые привносятся употреблениями соответствующих слов, характеризуется как раз полной объективностью, свободой от какой-либо эмоциональной оценки... <...> По своему происхождению в латинском языке слово культура значит буквально «обработка», и это значение еще присутствует в русском слове, заимствованном из латинского языка. Но с течением времени оно как бы освобождается и от этого компонента, и от родительного падежа, сопровождающего это значение»5.
Употребление в текстах А.П. Чехова слов культура, культурный, некультурный, культивировать, зафиксированное в «Национальном корпусе русского языка»6, представляет 27 контекстов со словом культура, 6 контекстов с лексемой культурный, единичные контексты со словами некультурный и культивировать.
Прежде всего отметим, что концепт «культура» имеет когнитивный признак «совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни»: «Культура бедная, роскошь случайная» («Случай из практики»); «Поймите, что если вы строите эту школу и вообще делаете добро, то не для мужиков, а во имя культуры, во имя будущего» («Моя жизнь»).
Культура выступает как синоним цивилизации: «Я иду по лестнице, которая называется прогрессом, цивилизацией, культурой» («Моя жизнь»). Отметим, что А.П. Чехов акцентирует внимание на различии азиатской и европейской культур: «Если бы я совлек с себя азията, то мог бы изучить и полюбить европейскую культуру, торговлю, ремесла, сельское хозяйство, литературу, музыку, живопись, архитектуру, гигиену» («В Москве»).
Следующие контексты представляют концепт «культура» как антропоморфное существо, что является индивидуально-авторским когнитивным признаком: «Человеческая культура ослабила и стремится свести к нулю борьбу за существование и подбор... У дикарей, которых еще не коснулась культура, самый сильный, мудрый и самый нравственный идет впереди; он вождь и владыка» («Дуэль»).
У А.П. Чехова присутствует противопоставление природы и культуры, которое, по наблюдению Ю.С. Степанова, в современном русском сознании уже не отмечается: «Словарь под редакцией Д.Н. Ушакова (т. I, М., 1935) уточняет первое значение, сохраняя противопоставление «культура» — «природа»: «Культура — совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе» (стлб. 1546). «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой... противопоставление «культура» — «природа» устраняет: «Культура — совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» (с. 321)»7. Приведем контекст А.П. Чехова: «Пока только в деревнях женщина не отстает от мужчины, — говорил Шамохин, — там она так же мыслит, чувствует и так же усердно борется с природой во имя культуры, как и мужчина» (здесь и далее подчеркнуто мной. — Т.О.) («Ариадна»).
Концепт «культура» содержит когнитивный признак «просвещенность, образованность, начитанность»: «Мне казалось всякий раз, что культура — культурой, а татарин все еще бродит в нем» («Моя жизнь»). Некультурный и незнающий выступают как синонимы: «Я, ничего не знающий и некультурный азиат, в сущности, всем доволен; ничего не знающий, некультурный, очень умный и необыкновенно важный» («В Москве»).
По нашему мнению, значение слова культура «просвещенность, образованность, начитанность» следует дополнить компонентом «воспитанность», поскольку они могут противоречить друг другу и таким образом отрицать культуру. А.П. Чехов различал в культуре нравственный рост (нравственный уровень) и образованность: «Унылое чувство сострадания и боль совести, какие испытывает современный мужчина, когда видит несчастие, гораздо больше говорят мне о культуре и нравственном росте, чем ненависть и отвращение» («Скучная история»); «Стало быть, каким был бы гениальным подлецом, если бы еще усвоил культуру, гуманитарные науки!..» («Иванов»).
Концепт «культура» репрезентируется также как «разведение, выращивание какого-л. растения; культивирование», «виды, разновидности разводимых, культивируемых растений»: «Но Сахалин — не Финляндия, климатические, а главным образом почвенные условия исключают какую бы то ни было культуру на здешних горах... в Южном Сахалине есть виноград, который с успехом можно культивировать; За успех местной огородной культуры говорит уже то обстоятельство, что иногда целые семьи в продолжение всей зимы питаются одною только брюквой» («Остров Сахалин»).
Субконцепт «культурный человек» весьма важен для А.П. Чехова. Целый ряд контекстов содержит словосочетание культурный человек. Актуализируются компоненты значения слова культурный как «находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий высокому уровню культуры»; «владеющий определенными навыками поведения в обществе; воспитанный», а также некоторые индивидуально-авторские компоненты значения: «Что, хам? — Да, не культурный человек» («Палата № 6») (культурный человек как антоним хама); «Культурный человек так нервно хлопочет о том, чтобы уважалась личная тайна» («Дама с собачкой») (культурный человек — воспитанный, хранящий личные тайны); «Я, культурный человек, одаренный сложною духовною организацией» («Ариадна») (культурный человек — духовно богатый); «Но можно надеяться, сударыня, пройдет еще год-два, и культурный человек расстанется и с этим устаревшим обрядом...» («Брак через 10—15 лет») (культурный человек — современный, идущий в ногу со временем). Основной когнитивный признак субконцепта «культурный человек» для писателя — это воспитанность человека. Рассмотрим контексты с лексемами воспитанный, воспитанность, воспитание, приличие, приличный, прилично. Для писателя эти понятия тесно связаны: «Приличие и воспитанность ты почитаешь предрассудками» (Ал.П. Чехову 2 января 1889) (П III, 121).
Когнитивные признаки субконцепта «культурный человек» относятся и к внешнему виду, и к внутренним качествам. Воспитанный человек отличается благодушием: «И при всем том, сколько благородства, вкуса и благодушия, того самого благодушия, какое бывает только у прекрасно воспитанных людей!» («Моя жизнь»). Качества культурного человека — скромность и честность, деликатность, порядочность: «К тому же, к слову сказать, я воспитанный, скромный и честный малый» («Скучная история»); «Ходит он только на цыпочках, говорит жидким тенорком и во всех своих поступках старается показать человека деликатного, воспитанного» («Контрабас и флейта»); «Деревенские приличия или, вернее, деревенская порядочность строго преследует всякое поползновение к нарушению в церкви благоговейной тишины» («Драма на охоте»).
Культурным людям присуще изящество, они выглядят порядочными, хорошо одетыми: «Все они были одеты по моде и имели вид вполне порядочных, воспитанных людей» («Три года»); «Но эта изящная, воспитанная гувернантками и учителями девушка была уже чужая для них, непонятная» («Бабье царство»).
Широко известно письмо Чехова к брату Николаю в марте 1886 г., в котором Антон Павлович объясняет, кто такой, по его мнению, воспитанный человек: «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: 1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... <...>
2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. <...>
3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. <...>
5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. <...>
6) Они не суетны. <...>
7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. <...>
8) Они воспитывают в себе эстетику. <...> Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста»» (П I, 221—225).
Этот текст показывает, что для писателя воспитанность, культура не равна образованности, начитанности. Культурный, воспитанный человек — не тот, кто получил образование, а тот, кто умеет себя вести в обществе, то есть высоконравственный человек. Образованность и воспитанность дополняют друг друга: «Сами понимаете, женщина образованная и воспитанная живет с глупым, тяжелым человеком» («Огни»). Прилично выглядящий человек не обязательно культурный, он может быть безнравственным: «Поймали четырех прилично одетых жуликов» («Письмо к репортеру»). Противоречие между внешним видом и моральными качествами создает комический эффект: «У одного из подъездов на тротуаре лежит прилично одетый человек в бобровой шубе и новых резиновых калошах...» («Новогодние великомученики»).
Воспитанность, культура человека, однако, хороша для окружающих, но может быть в ущерб человеку, если другие не отличаются культурой: «По счастливой игре случая все его сотрудники в силу своей воспитанности — тряпки, кислятины, говорящие о гонораре, как о чем-то щекотливом, в то время как сам Лейкин хватает зубами за икры!» (Ал.П. Чехову 3 февраля 1886) (П I, 193). Воспитание не равно воспитанности: «В обществе, где холодное высокомерие и равнодушие считаются признаком хорошего воспитания и благородного нрава, следует прятать свою страсть» («После театра»). Больше того, воспитанием можно испортить природу человека: «У крестьян: одинаковое развитие, одинаковый труд и т. д. Причина этого колебания: воспитание мешает природе» (Ал.П. Чехову 17 или 18 апреля 1883) (П I, 66).
Таким образом, анализ концепта «культура» в концептосфере творчества А.П. Чехова показывает, что в целом концепт включает как типические, так и специфические когнитивные признаки. Концепт «культура» у писателя репрезентируется прежде всего как нравственность. Образованность, просвещенность, начитанность нужны, но недостаточны. Весьма важен для писателя субконцепт «культурный человек», который предполагает не только просвещенность, образованность, но главным образом воспитанность. «Культурный человек» — это тот, кто обладает высокой нравственностью, выражаемой в поведении, человек воспитанный, деликатный, а также приличный внешне.
Литература
Большой толковый словарь русского языка / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост. гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 1534 с. URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?1op (дата обращения: 05.12.2022).
Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
Национальный корпус русского языка. URL: http://search.ruscorpora.ru (дата обращения: 20.12.2022).
Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Акад. проект, 2004. 992 с.
Примечания
1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. С. 132.
2. Национальный корпус русского языка. URL: http://search.ruscorpora.ru (дата обращения: 05.12.2022).
3. Большой толковый словарь русского языка / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост. гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 1534 с. URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?1op (дата обращения: 05.12.2022).
4. Там же.
5. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Акад. проект, 2004. С. 12—13.
6. Национальный корпус русского языка (дата обращения: 20.12.2022).
7. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. С. 13.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |