В основе десятого выпуска Скафтымовских чтений лежат статьи и материалы международной научно-практической конференции «А.П. Чехов и традиции мировой культуры», проведенной в октябре 2022 г. Сборник включает пять разделов по следующим тематическим направлениям: творческое наследие А.П. Скафтымова; к 400-летию Мольера; художественный мир Чехова; Чехов на мировой сцене XX—XXI вв.; Чехов в контексте идей и форм XX—XXI вв. В центре внимания авторов статей — литературные связи драматургии и прозы Чехова, поэтика Чехова и современные интерпретации его произведений. Издание предназначено филологам, театроведам, культурологам и всем интересующимся творчеством А.П. Чехова и историей мирового театра.
Содержание
Предисловие
- А.Г. Головачёва. От Мольера до Мураками: нестранные сближения
Творческое наследие А.П. Скафтымова
- В.В. Прозоров. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» в творческой памяти А.П. Скафтымова
- Е.Г. Елина. Чеховские страницы П. Вайля и А. Гениса в контексте скафтымовской эстетики
- В.Ш. Кривонос. «...рано вылетел из скафтымовского гнезда». В.А. Бочкарёв об А.П. Скафтымове
- Н.В. Новикова, А.Е. Кулаков. А.П. Скафтымов о «становлении классицистической доктрины» во Франции домольеровских времен (по рукописным заметкам)
К 400-летию Мольера
- А.В. Кубасов. Мольеровский тип одураченного мужа и его репрезентация в драматургии А.П. Чехова
- Е.Н. Петухова. Чеховские тартюфы
- А.А. Гапоненков. Трагедийное и фарсовое в драме М. Булгакова «Кабала святош»
- О.А. Хвостова. Мотив мизантропии в пушкинском диалоге
- А.Г. Головачёва. Чеховы играют Мольера
- Л.Е. Бушканец. Из странных дружб молодого Чехова: Чехов и Болеслав Маркевич
- С.А. Кибальник. О мопассановском подтексте чеховской «Чайки»
- А.С. Собенников. Время в пьесе А.П. Чехова «Чайка»
- Е.В. Киреева. Подводное течение романса Р. Шумана «Во Францию два гренадера...» на слова Е. Гейне в переводе М.И. Михайлова в «Чайке» А.П. Чехова
- Ю.Н. Борисов. Грибоедов, Островский, Щедрин: ассоциативные параллели в рассказе А.П. Чехова «Праздничная повинность»
- А.Д. Сёмкин. «Катинька, я вас люблю безумно!» Чеховский герой на rendezvous и ситуативная модель «Объяснение в любви» у Чехова
- М.А. Волчкевич. «Мисюсь, где ты?» Мисюсь, кто ты? К поэтике рассказа «Дом с мезонином»
Чехов на мировой сцене XX—XXI вв.
- О.В. Бигильдинская. «Три сестры» Петера Штайна: московские гастроли 1989 и 1990 гг. в критических отзывах
- Л.А. Кастлер. Театр невысказанного: Чехов и Жан-Люк Лагарс
- М.Ч. Ларионова, А.Я. Аббасхилми. А. Наим — интерпретатор произведений А.П. Чехова в Ираке
- Ма Цзыхань. Современные сценические адаптации А.П. Чехова в Китае
Чехов в контексте идей и форм XX—XXI вв.
- И.А. Книгин. Чехов на страницах «Опыта философии русской литературы» Е.А. Соловьёва (Андреевича)
- В.Я. Звиняцковский. Трагедия с комическим эффектом. Концепция чеховской героини и чеховского жанра в романе С. Моэма «Театр»
- О.В. Спачиль. Японизация Чехова: «Дядя Ваня» в рассказе Харуки Мураками «Drive My Car»
- М.Ч. Ларионова, А.Р. Лисица. Чеховский текст как скрытый элемент интертекстуальной связи «Двух капитанов» В. Каверина и «Прерии» Дж.Ф. Купера
- Т.А. Осипова. Репрезентация концепта «культура» в творчестве А.П. Чехова