1. В письмах и записных книжках Чехова содержатся его размышления о некоторых философских проблемах.
2. Чехов затрагивает некоторые познавательные вопросы. В частности, он пишет об отсутствии антагонизма между наукой и религией, иррациональной основе суждений, специфике мышления профессионала, познавательных возможностях и ограничениях, ограниченности существующих методов, неправильной интерпретации некоторых статистических данных, отсутствии фактов и изобилии рассуждений в отечественных научных изданиях.
3. Чехов уделяет большое внимание таким вопросам как устройство человека и динамика его душевной жизни. Он пишет о психологии отдельных личностей и типов, описывает некоторые психологические процессы и механизмы (каузальную атрибуцию, проекцию, порождение мотивов и мотивировок, детерминацию идей психологическими причинами) затрагивает вопросы о взаимосвязи души и тела и о несовершенстве человека.
4. Особое понимание человека определяет чеховскую этику. Для Чехова была особенно значима идеальная составляющая человека (цели, стремления). Убеждённость в том, что человек в своём развитии должен возрастать, а не опускаться, не позволяла ему соглашаться с некоторыми положениями этической доктрины Толстого, в частности, с принципом опрощения. Кроме того, Чехов косвенно затрагивает вопрос об источнике нравственности.
5. Чехов касается некоторых богословских вопросов, в частности, вопросов о сущности греха и языке богослужения. Религиозно-философские собрания интеллигенции 1901—1903 гг. не получили с его стороны положительной оценки. Уровень религиозной культуры в России в целом он оценивал как довольно низкий. В современной ему культуре он видел лишь начало работы по познанию «истины настоящего Бога».
6. Чехов затрагивает некоторые социальные вопросы, в том числе и такие важные для отечественной мысли, как роль общины и облик интеллигенции. Интеллигенции он давал противоречивые оценки (с преобладанием негативных). Общину он оценивал как образование, которое может быть полезно при определённых условиях (например, при обороне от внешнего противника), но бесполезное и даже вредное в качестве устойчивой формы общежития. Также Чехов поднимает вопросы о качестве некоторых брошюр и состоянии периодической печати, взаимоотношениях культуры и языка, направлении общественного развития (в частности, он не соглашается с популярной в то время идеей «вырождения» человечества), способах избавления от некоторых социальных неустройств (например, таких как нищенство).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |