Вернуться к Ю.В. Соболев. А.П. Чехов. Литературные экскурсии (Музей Чехова в Москве. Чеховские уголки под Москвой. Ялта. Комната Чехова в Таганроге)

Мелихово (1892—1898 гг.)

Снова в Москве

По возвращении с Сахалина А.П. Чехов поселился вновь в Москве (на Малой Дмитровке, в доме Фирганг, под № 26, в маленьком двухэтажном флигеле; см. снимок дома в Музее) и начал усиленно работать над приведением в порядок вывезенных из поездки материалов. 19 марта 1891 года Антон Павлович вместе с А.С. Сувориным выехал за границу: в Вену, а оттуда в Венецию Особенно сильное впечатление произвела на Чехова Венеция. «Хочется здесь на веки остаться» — писал он о ней брату Ивану Павловичу.

(Две картины в Музее, изображающие виды Венеции, были куплены Чеховым в память тех дней, что он провел в этом городе).

Побывав в Монте-Карло, где с увлечением играл, — и неудачно! — в рулетку (в Музее, среди материалов личного архива А.П., хранится билет на имя Чехова, выданный для входа в Казино — игорный дом в Монте-Карло), — и в Париже, впечатление которого было испорчено проливным дождем, Антон Павлович в конце апреля вернулся в Москву.

Лето Чехов провел на даче в Калужской губернии, в имении некоего Былим-Колосовского — Богимово, в двенадцати верстах от Алексина. Вековой парк, старинная Екатериновских времен барская усадьба, огромный дом, речка с мельницей, впечатление поэтической запущенности, все чрезвычайно нравилось Антону Павловичу. Богимово и его обитатели описаны в одном из самых очаровательных рассказов Чехова «Дом с мезонином». В Богимове же писался и «Остров Сахалин», и повесть «Дуэль».

Зима 1892 года прошла для Антона Павловича в кипучей деятельности по борьбе с голодом, охватившим ряд губерний России. Особенно тяжело было положение крестьян Воронежской и Нижегородской губерний. Антон Павлович побывал на местах, пораженных бедствием, организовал покупку лошадей для крестьянских хозяйств, собирал пожертвования и участвовал в сборниках, издававшихся в пользу голодающих.

Покупка имения

А весной исполнилась давняя мечта Чехова: он приобрел небольшое имение: «Мелихово» Московской губернии, Серпуховского уезда, станция Лопасня, Моск.-Курской жел. дор. в 60 верстах от Москвы.

Он с увлечением отдался хлопотам по покупке. В ряде писем к знакомым он сообщает подробности об имении.

«Третьего дня — пишет он — я был в имении, которое покупаю. Впечатление ничего себе. Дорога от станции до имения все время идет лесом. Само имение симпатично. Дом новый, крепкий, с затеями. Мой кабинет прекрасно освещен сплошными итальянскими окнами и просторнее московского. Но в общем будет тесно. Амбары и пр. постройки новы. Сад и парк хороши. Инвентарь если не считать рояля, никуда не годен. Парники хороши. Оранжерей нет».

«Славу богу, за квартиру и за дрова уже не платить. Лесу у меня 160 десятин и дров хватит». (Письма Чехова, том IV, А.С. Суворину 28 февраля 1892 г. Москва).

— «213 десятин на двух участках. Черезполосица. Больше ста десятин лесу, который через 20 лет будет походить на лес, теперь же изображает собою кустарник. Называют его оглобельным, по-моему же к нему более подходит название розговой, — так как из него пока можно изготовлять только розги».

— «Фруктовый сад. Парк. Большие деревья, длинные липовые аллеи. Сараи и амбары недавно построены, имеют довольно приличный вид. Курятник сделан по последним выводам науки. Колодец с железным насосом... Вся усадьба загорожена от мира деревянною оградою на манер палисадника. Двор, сад, парк и гумно так же отделены друг от друга оградами. Дом и хорош и плох. Он просторнее московской квартиры, светел, тепел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу в сад, итальянское окно и проч., но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи весьма глупый и наивный вид, а внутри преисбыточествует клопами и тараканами, которых можно вывести только одним способом — пожаром; все же остальное не берет их».

— «Есть парники. В саду, в 15 шагах от дому пруд (15 саж. длины и 5 ширины) с карасями и линями, так что рыбу можно ловить из окна. За двором другой пруд, которого я еще не видел. В другом участке есть речка, вероятно, скверная. В трех верстах река широкая, рыбная. Посеяно. 14 десятин ржи Будем сеять овес и клевер. Клевер уже купили по 10 руб. за пуд, а на овес денег нет».

— «Имение куплено за 13 тысяч. Купчия стоила около 750 руб. Итого 14 тысяч. (Письма Чехова. Том IV, А.С. Киселеву, 7 марта 1892 г. Мелихово.)

О переезде в Мелихово Мих. Пав. Чехов в своей книге «Антон Чехов и его сюжеты» пишет: «Чеховы переехали в Мелихово зимою, когда все было под снегом и когда, за неясностью границ, нельзя было разобрать, где свое и где чужое... началась трудовая созидательная жизнь. Все, что было дурного в усадьбе, что не нравилось, тотчас же изменялось или уничтожалось. Весь дом был переделан заново. В самой большой комнате со сплошными стеклами устроили кабинет для Антона Павловича; затем шли: гостиная, комната для сестры, спальня Антона Павловича, комната отца, столовая и комната матери Евгении Яковлевны. Была еще комната, проходная, с портретом Пушкина, которая носила громкое название «пушкинской» и предназначалась для случайных гостей... Семья Антона Павловича в это время состояла из его самого, отца и матери, сестры и младшего брата Михаила. Эти было постоянные обитатели Мелихова.

Едва только сошел снег, как роли в хозяйстве были распределены. Сестра принялась за огород и сад, брат Михаил за полевое хозяйство, сам Антон Павлович за посадку деревьев и уход за ними. Отец, Павел Егорович, с утра и до вечера расчищал в саду дорожки и проводил новые.

«Как только узнали, что он врач, к нему стали стекаться больные за 20—25 верст. С самого раннего утра перед его домом уже стояли бабы с детьми и ждали от него медицинской помощи. Он выходил, выслушивал, выстукивал, никого не отпускал без совета и без лекарства. Его постоянной помощницей — «ассистентом» была сестра Мария Павловна».

Чтобы закончить описание Мелихова и деревенского быта Чеховых приведем еще отрывок из воспоминаний М.О. Меньшикова. Он говорит, что ему случилось быть два или три раза, по приглашению Чехова, в его деревне. «Это была старая мелкоместная усадебка, запущенная и разрозненная, но Чехов быстро привел ее в приличный, даже элегантный вид. Через широкий пустырь, обсаженный вековыми березами, дорога шла в старинную рощу, в глубине которой ютился низенький деревянный дом с верандой и цветником. По дороге на высоких деревьях висели скворешни с надписью: «Братья Скворцовы».

«Летом 1895 года в Мелихове я застал отца и мать Чехова и его сестру. Прямо удивительно, до чего эта была милая, симпатичная Семья. Отец Чехова, был высокий, сильный старик, лет под семьдесят, чинный и строгий. Он хорошо знал хозяйство и управление, но имением заведывала менее строгая, идеально-добрая Мария Павловна, тогда еще молодая девушка, учительница гимназии. Отец методически вел журнал погоды, читал «Записки Болотова» и четьи-минеи, и отдыхал от трудовой жизни. Но самым трогательный и восхитительным членом семьи была мать А.П. — Евгения Яковлевна, исключительно редкая женщина не менее замечательная, чем он вам. Он и физически был похож на нее. Какое это было редкое соединение сердечности, простоты, прирожденного ума и нежности. Нечего и говорить, что «Антоша» в семье было идолом, все желания его были предупреждаемы. Мать и сестра, сестра и мать, как два ангела тихо веяли около дорогого им человека, оберегая его сон и стол, и всяческий комфорт. Лучшая комната в доме, простая и светлая был рабочий кабинет. Рядом с ним шла увешенная эскизами собственной работы комната Марии Павловны. Небольшая «пушкинская» комната с портретом Пушкина служила библиотекой. Для гостей Чехов построил в саду особый флигель со всеми удобствами».

* * *

Мелихово богато представлено в Музее имени Чехова: ряд фотографий изображает усадьбу, дом, флигель, в котором написана «Чайка», службы.

Картина Левитана, поэтически передающая один из пейзажей Мелихова, набросок М.П. Чеховой, изображающий уголок пруда; многочисленные снимки Антона Павловича, относящиеся к годам 1892—1897, его братьев и знакомых, посещавших Мелихово, его соседей и товарищей по работе в земстве, — вот тот иллюстрационный материал, которым располагает Музей.

На особую ценность представляет дневник отца Чехова Павла Егоровича, в котором изо дня в день заносились все события домашней жизни Чехова. Начиная от записи погоды, кончая сообщениями о состоянии здоровья всех родных, дневник дает полное представление о житье — бытье всей семьи. Характерно, что старик ни словом не упоминает о литературной деятельности Антона Павловича — зато в мельчайших подробностях записано то, что сказал и что сделал, куда поехал и откуда приехал «Антоша», — столь же подробно записаны все приезды и отъезды многочисленных и частых гостей Чехова.

Общественная работа Чехова

Мелиховский период один из самых значительных и важных в биографии Чехова. Годы, которые он провел в Мелихове, были наиболее плодотворными годами в его писательской жизни. Зрелый талант его здесь, в Мелихове, переживал самую цветущую пору своего развития. В Мелихове написаны «Моя жизнь», «Три года», «Чайка», «Черный монах», «Мужики», и еще целый ряд рассказов.

В биографии Чехова мелиховский период играет огромное значение и для характеристики общественной деятельности Антона Павловича. Уже упоминалось, что как врач, он никогда не отказывал в совете и помощи никому из обращавшихся к нему крестьян. Но Чехов счел своим долгом выступить в качестве врача и на общественной службе: в 1892 году на Московскую губернию надвигалась холера. Серпуховское земство приняло меры для борьбы с эпидемией, открыв санитарные участки и пополнив штат врачей. Состоял санитарным врачом и Чехов, при чем все писавшие до сих пор биографы и мемуаристы указывали, что Чехов на эту должность был назначен. На самом деле эту должность Чехов принял добровольно, сам предложив свои услуги. Об этом свидетельствует документ хранящийся в Музее имени Чехова: благодарность председателя земской управы Чехову за желание придти на помощь в деле борьбы с эпидемией. Холеры, однако, в Серпуховском уезде не было, но все лето Чехов лечил окрестное население и принял не менее тысячи больных. Деятельное участие принимал А.П. и в первой переписи «населения Российской империи», состоявшейся в 1896 г. Чехов был заведующим целым счетным участком, имея в своем распоряжении 16 счетчиков и лично переписав несколько сел и деревень. (В Музее хранится свидетельство, выданное Чехову «главной переписной комиссией»).

Так же, как врачебная, обширной была и просветительная деятельность Чехова в Мелихове. Антона Павловича не оставляли заботы о народном образовании. Он затеял постройку школ. Первую школу он построил в с. Талеже, вторую — в Новоселках, третью в Мелихове1. «Он строил эти школы с увлечением. Он сам составлял для них планы, сам покупал для них материал и сам следил за их постройкой. Постройкой школ не ограничивалась еще просветительная деятельность: в качестве члена училищного совета он присутствовал на экзаменах в других земских шкодах и производил экзамены сам». (М.П. Чехов «А. Чехов и его сюжеты»).

В архиве Чеховского Музея в Москве имеется извещение Серпуховского уездного предводителя дворянства Рюмина об утверждении А.П. губернским училищным советом помощником Рюмина по наблюдению за начальными народными училищами.

Труды Антона Павловича по народному просвещению выразились даже в «пожаловании» ему ордена Станислава III степени, о чем, кстати сказать, ни словом не упоминается ни в переписке Чехова, ни в воспоминаниях о нем.

(В Музее — фотография школы в Мелихове, выстроенной А.П. Чеховым, и грамота о пожаловании ему ордена).

Школы, которые выстроил Чехов считались образцовыми. И не раз получал он благодарности от земства. В Музее хранится, например, такая бумага за подписью председателя Серпуховской Уездной Управы:

М.В.Д.
Председателя Серпуховской
Уездной Земской Управы.

Декабря 28 дня 1896 г.
№ 3173.

Милостивый Государь, Антон Павлович!

Серпуховское уездное земское собрание очередной сессии в заседании 29 октября с. г., выслушав доклад управы о продолжающемся просвещенном участии Вашем в деле народного просвещения, которое вы проявили при постройке прекрасного здания для Талежского училища, обязанного как своим основанием, так и благополучным окончанием преимущественно неусыпным заботам Вашим, постановило высказать Вам глубокую благодарность собрания за такое теплое отношение к делу народного образования в уезде.

О таком постановлении собрания я и считаю своим приятным для себя долгом довести до Вашего, Милостивый Государь, сведения.

Готовый к услугам вашим
В. Чельцов.

Постановка «Чайки»

В хронике событий мелиховского периода жизни Антона Павловича следует отметить историю постановки «Чайки» на сцене Александринского театра в Петербурге в 1896 г. Пьеса провалилась. Антон Павлович пережил много горьких и тяжелых минут. В Музее есть несколько документов, имеющих отношение к постановке «Чайки». Так, сохранились повестки, вызывающие Чехова на репетиции «Чайки»; по этим повесткам можно установить, что «Чайка» пошла после одной считки, 4-х простых и одной генеральной репетиций, да в день первого представления состоялась еще одна, так называемая — корректурная репетиция.

«Все что можно сделать в неимоверно короткий срок, для такой тонкой пьесы полутонов, как «Чайка» — все было сделано», утверждает Е.П. Карпов, режиссер, ставивший «Чайку».

Генеральная репетиция прошла гладко, но вяловато. Чувствовалось, что у актеров опустились нервы, не было настроения.

Антону Павловичу понравились декорации, обстановка, гримы, но он больше, чем кто-нибудь, чувствовал, что пьеса идет без подъема, без настроения...

Это и повело к тому, что пьеса провалилась. Ни актеры, ни тем более публика не оказались подготовленными для такой совершенно новой по форме и приемам письма вещи, как «Чайка». А.С. Суворин, очевидец этого спектакля, рассказывал, что когда А.П. после первых двух актов «Чайки» увидел, что пьеса не имеет успеха, он бежал из театра и бродил по Петербургу, неизвестно где. Сестра его и все знакомые не знали, что подумать, и посылали всюду, где предполагали его найти. Он вернулся в третьем часу ночи. «И когда я вошел к нему в комнату, пишет А.С. Суворин, — он сказал мне строгим голосом: «Назовите меня последним словом (он произнес это слово), если когда-нибудь я еще напишу пьесу». На другой день он уехал в Москву ранним утром с каким-то пассажирским или товарным поездом. Потом он оправдывался, говоря, что он подумал, что это был неуспех его личности, а не пьесы и называл некоторых известных петербургских литераторов, которые якобы высокомерно заговорили с ним в антракте, видя, что его пьеса падает».

Болезнь

В марте 1897 года Антон Павлович опасно заболел: у него открылся легочный процесс. Кровохаркание бывало у него и раньше. Еще в молодости, бывая на заседаниях суда по делу скопинского банка, он впервые почувствовал, что у него явления туберкулеза, но особенного значения этому не придавал, хотя и знал отлично, будучи врачом, насколько важно захватить болезнь в самом начале. Он не лечился, а процесс развивался почти незаметно, но неуклонно. Поездка по Сибири на лошадях, при чем приходилось днем и ночью мокнуть под дождем и простужаться — несомненно ускорила течение болезни. В Мелихове он начал кашлять, и не раз брат Михаил замечал, что его платок густо окрашивался кровью. В марте 1897 года в Москве, во время обеда в ресторане, у А.П. хлынула из горла кровь и врачи уложили его на несколько недель в клинику. Ослабевший и уже с ясно обозначившимся процессом бугорчатки вернулся А.П. в Мелихово. Но доктора посылали его на юг. Прожив 10 месяцев за границей, главным образом в Ницце2, А.П. по возвращению в Россию стал подумывать о переселении в Крым. Он съездил в Ялту и решил приобрести в ее окрестностях клочок земли и построить себе постоянное жилье.

Продажа Мелихова

В октябре 1892 г., когда А.П. жил в Ялте, погруженный в хлопоты по постройке дома, в Мелихове умер его отец — Павел Георгиевич.

«Это событие перевернуло всю нашу жизнь», писал А.П. — теперь придется, пожалуй, устраивать жизнь по новому, так как мать едва ли захочет жить одна в деревне, зимой, когда жить вообще трудно. Жду к себе в Ялту сестру, и вместе мы решим, как нам быть».

После смерти отца в Мелихове, где все было связано с воспоминанием о нем, уже не хотели жить ни сам Чехов, ни его семейное.

И для него, и для них там «все как-то потускнело и потухло». «И в беллетристическом отношении после «Мужиков», Мелихово уже истощилось и потеряло для меня цену» — писал Чехов.

«Выведенный в «Мужиках» староста», — говорит Мих.П. Чехов, — мелиховский староста Григорий. В трех верстах от Мелихова была деревня Угрюмово, куда брат часто ездил по медицинским и училищным делам. Оно лежит в овраге, и, кажется, послужило темой для повести «В овраге»3.

В письме к сестре Марии Павловне Антон Павлович говорит: «Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове уж не то житье, точно с дневником его прекратилось и течение Мелиховской жизни». (Письма Чехова, том 5-й, М.П. Чеховой, 12 октября 1398 года).

Чехов не ошибся — едва закрылась последняя страница дневника, написанная рукою Павла Егоровича, начала замирать и жизнь в Мелихове. Чеховы стали поговаривать о продаже имения и о переселении на юг в Ялту, где приходила к концу постройка нового дома.

Наконец, вопрос о ликвидации мелиховской усадьбы был решен, и в московских газетах появилось следующее объявление о продаже Мелихова (объявление — вырезка из газеты «Курьер» — сохранилось в бумагах Антона Павловича и находится сейчас в Чеховском музее в Москве).

«За отъездом на юг спешно продается имение в 70 вер. от Москвы по Моск.-Каз. жел. дороге в 12 вер. от ст. Лопасня. Земли 215 д., в том числе 155 д. дровяного леса. Дом в 8 комнат с полной обстановкой, есть и рояль, флигель 3 ком. Кухня, людская, баня, конюшня, сараи и другие службы — все новое. Фруктовый сад, пруд, лошади, экипажи, сбруя, рогатый скот. Долгу земельному банку осталось 5 т., доплатить 25 т. Справка у В.А. Гиляровского, Столешников пер., дом Тихонова, или в конторе газеты «Курьер». (Сбоку на вырезке рукой А.П. Чехова приписка: «А также на Малой Дмитровке, дом Шишкова квартира 14 от 9 до 12 и от 5—6 вечера).

В 1899 году Мелихово было продано. Оно было приобретено бароном Стюарт, владевшим им вплоть до октябрьской революции 1917-го года. Новые владельцы бережно относились к памяти Чехова. В 1911 году Ю. Соболев застал мелиховскую усадьбу почти в том же виде, в каком она была и при Чехове (см. его книгу «Антон Чехов» — неизданные страницы. Изд. «Северные дни». М., 1916).

Примечательно, что крестьяне по-прежнему чтут память Антона Павловича; они ведут теперь переговоры о передаче усадьбы в ведение музейного отдела Наркомпроса для организации в доме Чехова музея, относящегося к мелиховскому периоду биографии писателя.

* * *

Поездка в Мелихово (станция Лопасня, Моск.-Кур. жел. дор.) может составить небольшую литературную экскурсию: осмотр усадьбы, прогулка по окрестностям и беседа со многими жителями села, отлично помнящими А.П., даст превосходный материал для установления многих подробностей как в истории жизни, так и в истории творчества Чехова.

Примечания

1. Снимки этих школ см. в Музее.

2. В Музее несколько портретов Чехова, относящихся к этому времени. В Ницце закончил портрет Чехова и художник Браз, начавший писать Чехова в Мелихове. В Музее — копия этого портрета.

3. Мелиховские впечатления отражены и в «Новой даче», и «На подводе», и в той главе повести «Моя жизнь», в которой описывается освящение только что выстроенной деревенской школы.