Вернуться к Ю.В. Соболев. А.П. Чехов. Литературные экскурсии (Музей Чехова в Москве. Чеховские уголки под Москвой. Ялта. Комната Чехова в Таганроге)

1) Таганрог — памяти Чехова

В настоящее время Полицейская ул. в Таганроге переименована в Чеховскую, а на том маленьком домике, в котором он родился, и на здании гимназии, в которой он учился, прибиты доски. Наконец, городская библиотека названа именем Чехова, а при библиотеке одна комната превращена в Музей, ему посвященный.

Таганрог помнит, что Чехов никогда не изменял симпатиям родному городу. Он был одним из усерднейших жертвователей в местную городскую библиотеку, в которую присылал в течение многих лет книги, и в которую отдал свое личное собрание. По его просьбе знаменитый скульптор Антокольский ко дню двухсотлетия Таганрога пожертвовал изваянную им статую Петра Великого, и город получил готовый памятник, потратившись только на пьедестал и отливку.

Но самый лучший памятник, воздвигнутый Чехову Таганрогом, это библиотека его имени, 17 января 1914 г. было торжественно освящено новое здание этой библиотеки, выстроенное по проекту академика Ф.О. Шехтеля — друга всей семьи Чеховых, с первых лет ее переселения в Москву. При библиотеки открыт музей, в котором будет представлена география, этнография и история Таганрогского края. Одна из комнат посвящена Чехову. То, что собрано здесь, еще только зачаток будущего чеховского музея. Но и любовно сберегаемые реликвии, и тщательно подобранная иконография писателя, говорят о большом внимании, и лучших намерениях созидателей этого отдела. По стенам развешены портреты, как самого писателя, так и его родственников. Коллекция эта очень полна. Бросается в глаза большой портрет Л.Н. Толстого с простой надписью: «Чехову Лев Толстой». Стена справа от входной двери сплошь увешана фотографиями писателей — современников и друзей Чехова. Все карточки снабжены автографами и принадлежали самому Антону Павловичу. Его сверстники, его собратья по работе, его друзья и знакомые, близкие и далекие — являют собой то поколение писателей, среди которых, вопреки заверению самого Антона Павловича, — был Чехов «слоном среди остальных». «Мы можем взять усилиями целого поколения, не иначе», — так писал Чехов к Тихонову. Всех нас будут звать не Чехов, ни Тихонов, не Щеглов, не Баранцевич, а «восьмидесятые годы», или «конец XIX столетия». Некоторым образом артель». Но артели этой дал название, своим именем окрестив целую эпоху в литературе — Чехов. Вот его современники, представленные в таганрогском музее: Григорович, Лесков, Вейнберг, Мамин-Сибиряк, Микулич, Лейкин, Трефолев, Буренин, Меньшиков, Суворин, Гольцев, Гиляровский, Станиславский, Вл. Немирович-Данченко, Горький, Елпатьевский, Бальмонт, Щеглов, Ясинский, Максимов, Тихонов, Андреев, Сергеенко, Урусов, Гнедич, Чириков, Потапенко, Бунин, Вересаев, Щепкина-Куперник, Кони. И на всех подписи самые задушевнее, ласковые, дружеские. Бальмонт на своей фотографии написал стихи: «Одному из немногих, читая кого, я познал, что красивы людские стенанья, и что сладко сплетать из мучений страданья, и что сердце мое не мертво».

В особой витрине — чеховские рукописи, корректура, записки Антона Павловича, заметки, несколько писем к родным. Из рукописей особенно любопытен черновой набросок рассказа-пародии: «Тайна сто сорока четырех катастроф, или Русский Рокамболь — огромнейший роман в сжатом виде. Перевод с французского». Он очевидно предназначался для «Будильника» или «Осколков» и являлся откликом на злобу дня 80 годов — процесс Скопинского банка.

На переписанном экземпляре рассказа «Тапер», печатавшемся в «Осколках», пометка Чехова: «В полное собрание не войдет». Теперь этот рассказ напечатан в XX томе собраний сочинений Чехова в издании Маркса.

Вот несколько клочков бумаги: характерным чеховским почерком, бисерно мелким, но четким, набросано несколько слов. На уголках почтового листка записано: «Оля Прозорова», «Калека», «Ганов».

Что это? Имена будущих героев? Заглавия будущих рассказов?

Оля Прозорова нам знакома: это одна из «Трех сестер». «Калека» — так назван незаконченный набросок Чехова (в XVIII томе собраний сочинений). Ганов — фамилия, как будто бы не встречающаяся ни в одном чеховском рассказе.

На другом листике черновик телеграммы: «Московскому Художественному театру. Немировичу. Шарлотта — Муратова, Аня — Лилина, Варя — Андреева. Чехов». Это распределение автором ролей «Вишневого Сада».

Среди рукописей — пожелтевшая страничка гимназического сочинения Чехова. Классная работа по русской словесности, на тему «Киргизы».

Вот его текст:

«Редко можно встретить между киргизами красавца; лица их, по большей части, круглые, с выдающимися скулами, узкими глазами, почти лишенными бровей, нос приплюснутый, цвет лица очень смуглый. Все киргизы крепкого сложения, что должно приписать, конечно, суровому степному воспитанию; рост их средний. Киргизы народ кочевой, они проводят всю жизнь на коне, почти не могут ходить пешком. Подвижные жилища их, неразлучные с ними во всех походах и перекочевках, называются юртами. Юрты делаются обыкновенно из нескольких кольев, воткнутых в землю, сведенных вверху в одну точку и покрытых войлоками. Знатные и богатые устраивают их с большими удобствами».

В папках — документы таганрогской городской управы. Среди них дело о предположенном в 1904 г. чествовании 25-летия литературной деятельности Чехова. Переписка об юбилее заканчивается такой справкой «вопрос о чествовании по личной просьбе Ан. Пав. Чехова отложен».

В отделе документов интересны справки о зачислении в купеческое состояние Павла Егоровича Чехова — отца Антона Павловича, и два прошения Чехова — гимназиста. Одно о допущений к экзамену на аттестат зрелости (датирован 1879 г.), другое о причислении ко второму призывному участку, — помечено тем же годом.

В шкапах хранятся книги, принадлежавшие Чехову и составлявшие его личную библиотеку; почти все они снабжены автографами их авторов.

В собрании чеховских реликвий — дощечка с выгравированной надписью: «Доктор А.П. Чехов», вещи Антона Павловича: — кольцо часы, перчатки, бумажник, перочинный нож, мягкая фетровая шляпа, палка, серый пиджак, шапка, галстук.

В этой же витрине рисунок той комнаты Баденвейлеровской гостиницы, в которой 2 июля 1904 г. умер Чехов.

«Комната, в которой он скончался, был шаблонный номер немецкого отеля. Ближе к двери — в коридор, две постели. У фасадной стены, между окном и дверью на балкончик, небольшой диван, обитый бархатом, и круглый стол, умывальник, шкаф, несколько стульев. Мебель свежая, все в номере чистенько».

Библиотека имени Чехова насчитывала к 1917 г. 1000 подписчиков, а в 1894 г. их набиралось всего 160 человек. Каталог ее в первые годы существования включал 8000 названий книг, а теперь их 28 000. Библиотека оборудована по последнему слову библиографической науки. Книгохранилище вместительно и удобно — система его такова, что позволяет быстро отыскивать вытребованные номера. Выписываются все литературные новости, журналы, газеты. Очень богато представлен и научный отдел.

* * *

В музее имени Чехова в Москве библиотека и музей в Таганроге представлены следующими фотографиями: рисунок Ф.О. Шехтеля — проект нового здания библиотеки; фотография, выстроенного по этому проекту здания; группа учредителей и основателей чеховской комнаты — среди них почетные гости Таганрога — сестра и брат Антона Павловича — Мария Павловна и Иван Павлович.